Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Особенности религиозной ситуации в Казахстане: структурное реформирование ДУМК не терпит отлагательства

15 Марта 2010

Автор: test

Теги:



За годы своей независимости Казахстан испытал на себе последствия масштабных экономических кризисов, связанных с распадом Советского Союза и Азиатским кризисом. К сожалению, нынешний мировой экономический кризис, истоки которого скрыты в дисбалансах глобальной экономики, не обошел и Казахстан. Но основной причиной всех этих кризисов у нас является неэффективность управления экономикой нашей страны. Мы должны признать, что это проявляется в необоснованно высокой негосударственной монополизации, отсутствии в стране здоровой конкуренции в сфере производства материальных благ, в непомерно больших издержках и затратах в производстве казахстанских товаров, в низкой инновационности практически во всех отраслях экономики, а также в отсутствии профессиональных руководителей во всех ее сферах.

Н.А. Назарбаев дал справедливую оценку плачевному результату спекулятивного капитализма в мировой экономической системе в своей статье "Ключи от кризиса", а другие его статьи и выступления, по сути, являются продолжением этого академического труда с преломлением на внутриполитическую ситуацию в нашей стране. Сегодня в сложнейшей ситуации Президент РК вновь проявляет волевые качества истинного лидера нации, призывает людей не поддаваться панике, инициирует системные антикризисные меры, особо настаивает на умелом использовании периода спада для дальнейшего успешного рывка в развитии, что, естественно, зависит от усилий каждого из нас, гражданского единения всех казахстанцев. Он уделяет особое внимание необходимости осознания всей серьезности и новизны нашего положения в нынешней ситуации, нахождению оптимального пути дальнейшего движения вперед, учитывая мнения своих активных и честных сограждан. Поэтому вызывает одобрение его тезис о необходимости сегодня сплочения всего нашего общества и использования имеющегося у него потенциала, прежде всего, потенциала людей, их знания, их умения, их опыт и их мудрость.

Н.А. Назарбаев всегда демонстрировал разумный подход к решению актуальных проблем, какими бы они не были, выдвигал взвешенные и осуществимые предложения по улучшению социально-экономической ситуации, как в селах, так и в городах. Обозначенные им меры в данных направлениях вызывают одобрение всех казахстанцев.
Мы в свое время с удовлетворением восприняли то, что им оперативно реализовываются отдельные положения нашего к нему обращения от 05.01.2009, касающиеся введения новой мировой валюты, национальной безопасности (создание подчиненной и подотчетной лично Президенту структуры "Сырбар"), введения исламского банкинга и имеющихся серьезных проблем в сфере духовности и нравственности.

В настоящей статье мы еще раз хотим обратить внимание государственных органов и общественности на достаточно серьезные, нерешенные и злободневные проблемы состоящей из представителей более 30-ти национальностей мусульманской общины Казахстана, превысившей, по предварительным данным переписи населения, 11-миллионную отметку. К сожалению, со дня обретения Казахстаном своей независимости религиозные проблемы в нашей стране до сих пор не нашли своего адекватного решения, о чем наша группа ученых-теологов, культурных и общественных деятелей неоднократно обращается в разные высокие инстанции вот уже на протяжении около 15 лет (см. Б. Сапар Али, "Раббымыз бір - Күншығыс, Күнбатыста. Восток и Запад - один мир", I, II-том, Алматы, Қағанат, 2002; 2008).

По заслуживающим доверия источникам, в коридорах высшего эшелона государственной власти ходят упорные слухи о том, что некоторые очень заинтересованные в этом высокопоставленные чиновники хотят реформировать существующее Духовное управление мусульман Казахстан (ДУМК), в составе создаваемого Агентства РК по делам религии, отделив от него "голый", ничем не обеспеченный муфтият, создав стоящую над ним абсолютно лишнюю структуру - "кабинет председателя (уже не муфтия) ДУМК" (возможно во главе с нынешним полностью дискредитировавшим себя в глазах мусульман и неудавшимся по всем статьям руководителем ДУМК А. Дербисали, которого привел буквально за руку и посадил в кресло муфтия по "его собственному признанию" (газета "Жас Алаш" от 13.04.2004) один министр: "Не буду выворачиваться. В смещении первого главного муфтия Ратбека кажы принимал самое прямое участие. Да для смещения главного муфтия пришлось вмешаться государственным органам". Но Республика Казахстан по Конституции является светским государством, где недопустимо вмешательство во внутренние дела религиозных объединений. Сейчас за А. Дербисали уже прочно укрепились обидные и задевающие религиозные чувства всех мусульман Казахстана прозвища - "То его обвинят в атеизме, то обзовут взяточником и казнокрадом, то обвинят в трайбализме" и др. (см. http://muftyat.kz/1809-amir-vashemu-domu.html, газета "Экспресс К" №44 (19616), Мынбаев М. "Амир вашему дому"). От реализации этой идеи будет больше вреда, чем пользы для всего мусульманского сообщества Казахстана, так как в этом случае у главного муфтия, который обязан не только выносить согласно канонам шариата "фатвы" (богословское правовое заключение, сделанное для разъяснения и практического применения какого-либо предписания шариата и истолкования какого-либо казуса с позиций шариата), но и должен иметь действенные рычаги для их реализации, а в этом случае все рычаги воздействия будут находиться у председателя ДУМК при будущем Агентстве по делам религии. Вот эти "ножницы" создадут очень опасную ситуацию в многонациональном Казахстане. Неудачный опыт аналогичных искусственных разделений "ради разделения и властвования" имели место в Верховном Суде, когда Комитет судебного исполнения был переподчинен МЮ РК. Но это "новшество" просуществовало не долго. В случае с ДУМК имеет место аналогичная ситуация.

Являющийся девятой по размерам страной в мире и расположенный в Центральной Азии Казахстан граничит с Россией на севере и Китаем на востоке, что придает ему глобальный стратегический характер. В ближайшие годы Президент РК намерен уверенно продолжать целенаправленную работу по построению открытого, демократического и процветающего общества свободных людей, правового национального государства, уважаемого и ответственного члена международного сообщества, в котором гармонично учитываются важные черты и традиции большого разнообразия этнических групп и многоконфессионального населения.
Сегодня, очевидно, что корни многих важных общественных и политических проблем жизнедеятельности общества лежат в сфере духовности, когда разногласия между людьми, возникающие на почве различий в их духовном мировоззрении, накладываются на политические, национальные, экономические и социальные противоречия.

Подготовка настоящей статьи вызвана тем, что поднимаемые ниже вопросы касаются проблем, решение которых зашло в тупик из-за неадекватных, а часто и ошибочных действий высших и центральных государственных органов - бывшего Министерства культуры, информации и общественного согласия (МКИОС), Министерства юстиции, Министерства образования и науки, Министерства иностранных дел, нового Министерства культуры, информации и спорта, Секретариата Совета по связям с религиозными объединениями при Правительстве РК.

По официальным данным (см. Иванов В., Трофимов Я. Религии Казахстана. Справочник. Алматы. 1999) в Казахстане уже в 1999 году было более 10 млн. мусульман в основном суннитского толка, представленных 29 этносами, что составляло около 70% всего населения страны, а на сегодня количество приверженцев Ислама в нашем обществе существенно возросло. Православные христиане составляют около 23 процентов населения, 2 процента - католиков и около 5 процентов населения распределяется между другими конфессиями.

В Казахстане, где осуществляют свою миссию практически все мировые религии, множество сект и направлений различных конфессий, вовсе не поддается оценке деятельность никем и нигде незарегистрированных религиозных организаций, а также подпольных и абсолютно новых для Казахстана религиозных течений и духовных школ, функционирующих как учебные центры, группы оздоровления или коммерческие организации. Более того, никем не ведется какого-либо учета и контроля их финансового состояния, никто не анализирует их влияние на религиозную ситуацию в стране и их пропагандистского воздействия на умы и сердца людей.
А все эти вопросы являются весьма сложными, тонкими и особо значимыми для будущего Казахстана. Ситуация, сложившаяся в Казахстане, требует пристального внимания государства, поскольку негативные процессы, происходящие в духовной сфере жизни общества, способны свести на нет те огромные усилия, которые прикладывает высшее руководство страны, для того, чтобы объективно существующие в казахстанском обществе противоречия не превратили Казахстан в арену борьбы политических и национальных амбиций.

Активное и не всегда законное проникновение в Казахстан всевозможных (даже запрещенных в странах своего возникновения) сект, среди которых есть откровенно враждебные истинной религии, как, например, сатанизм, а также многочисленные церкви протестантского, западного толка, в условиях религиозной безграмотности большей части населения приводит к тому, что в среде двух основных этносов Казахстана -казахов и русских, представляющих соответственно две религиозные конфессии - Ислам и Православие, появляется множество общин иноверцев - кришнаитов, протестантов и других.
Одновременно, с подачи западных средств массовой информации, которым вторят многие российские и казахстанские СМИ, идет целенаправленная антиисламская пропаганда, результаты которой уже заметны сегодня, как в складывающемся общественном мнении, так и в действиях некоторых государственных служб.

Отсутствие же каких-либо препятствий для осуществления своей не всегда праведной деятельности, обусловленное нашим несовершенным законодательством, зарубежные миссионеры расценивают как полную индефферентность нашего общества, и на этом основании продолжают вести себя в Казахстане как в языческой стране, что не может не вызывать недовольства среди населения нашей страны, в целом законопослушного и лояльного по отношению к государству. Не говоря уже о языческих культах, наподобие кришнаизма, никакие христианские традиции и институты, в том числе протестантские - во многом заимствованные из Ислама, не могут быть приняты большинством населения, поскольку наш народ в свое время уже выбрал истинную веру, последовав заветам пророка Мухаммеда (Да благословит его Аллах и приветствует!).

Кроме того, все эти миссионеры, подстрекаемые своими заокеанскими спонсорами, безнаказанно порочат Ислам и нашего пророка, испытывая терпение всего мусульманского сообщества нашей страны. Бесцеремонность, которая отличает всех зарубежных миссионеров, собирающих себе паству, в не меньшей степени раздражает и православных. Стало даже привычным то, что различные вероисповедания разделяет членов одной семьи, а это всегда является признаком крайнего неблагополучия в духовной жизни общества. Такие страшные явления стали характерными для многих семей, представляющих практически все проживающие в Казахстане народы. Из-за несовершенства и явной слабости и беспомощности с позиции интересов нашего общества основополагающих статей Закона Республики Казахстан "О свободе вероисповедания и религиозных объединениях", принятого в 1992 году, сегодня создалась очень даже опасная для судьбы казахстанцев религиозная ситуация в нашей стране. О чем свидетельствуют следующие вопиюще негативные процессы:
1. Из-за вредности здоровью своих приверженцев изгнанная из более чем 100 стран мира так называемая "Церковь сайентологии" нашла "приют" в городе Алматы.
2. Запрещенная во всех странах Европы секта "Адвентистов седьмого дня", основанная баптистом В. Миллером, с каждым днем расширяет свою экспансионистскую деятельность в нашей стране, даже успела открыть свою религиозную академию.
3. Причисленная Русской Православной Церковью к числу тоталитарных и очень опасных секта "Свидетели Иеговы" в настоящее время запрещена в Москве. В 1996 году эту секту запретили 25 стран мира, в 1997 году в 35 странах земного шара деятельность секты "Свидетели Иеговы" привлекалась к судебной ответственности. В настоящее время в различных странах мира в целях отслеживания очень вредной для психологического здоровья своих граждан деятельности сект созданы около 700 центров, 500 из которых только для противостояния секте "Свидетели Иеговы".
Вот эта секта твердо обосновалась в Казахстане, намеревается построить в городе Есик возле Алматы свой огромный центр со всеми необходимыми для успешной экспансии службами.
4. Несмотря на поднятую в СМИ большую шумиху "о правах человека и светских законах", Русская Православная Церковь однозначно заявила о своем отказе от каких-либо контактов со всеми харизматическими объединениями - "Новая жизнь", "Благодать", "Церковь нового поколения", "Церковь любви Христоса", "Всеобщая евангелическая церковь", в Казахстане этим сектам предоставлена "полнейшая свобода". Этот вопрос пока не волнует ни государственные органы, ни руководство Духовного управления мусульман Казахстана (ДУМК), ни руководство епархии Русской Православной Церкви в Казахстане.
Российская Федерация, Украина, по некоторой информации и Казахстан, признали секты "Благодать" и "Новая жизнь" тоталитарными, но почему-то органы юстиции Республики Казахстан разрешили открыть в городе Алматы колледж секты "Новая жизнь".
Дошло до того, что несколько лет назад в городе Павлодаре по заявлению озабоченных психическим состоянием своих детей родителей был привлечен к уголовной ответственности преподаватель школы танца "Престиж" некий В. Польских, который насильно привлекал в церковь "Благодать" своих учеников против их воли.
5. По последним данным 93% членов секты "Пятидесятники" со временем приобретают психические отклонения, а 25% членов этой секты уже покончили жизнь самоубийством. Эти факты стали головной болью политического руководства Российской Федерации и главы Русской Православной Церкви. А в городе Алматы без какого-либо ограничения, абсолютно свободно делают свое "черное дело" четыре крупных центра секты "Пятидесятники". Пока еще нет никаких данных о психическом самочувствии наших граждан, ставших членами секты, ничего не известно и о количестве случаев самоубийства членов секты из числа граждан Республики Казахстан.
6. В Алматы прочно обосновалась и развернула свою деятельность по "одурачиванию" граждан Казахстана запрещенная во всех мусульманских странах мира секта "Бахаи", не имеющая ничего общего с истинным Исламом.
7. Признанная Лигой Исламских стран не имеющей ничего общего с Исламом секта "Ахмадия" запрещена во всех мусульманских странах, но два объединения этой секты очень активно "работают" в городе Алматы и уводят наиболее несведущих мусульман от истинного пути.
Как и созданное в свое время для развала Османской Империи и раскола мусульманской общины течение "Ваххабизма", секты "Бахаи" и "Ахмадия" преследуют те же цели, но уже развала Казахстана.
8. Аул Береке, расположенный недалеко от города Каскелена Алматинской области, стал местом самого крупного сосредоточения кришнаитов из общества "Сознание Кришны". Секта имеет 60 гектаров земельных угодий, 66 благоустроенных дач, ресторан "Говиндас", телепрограмму "Самоосознание", издание "Гауранга. Золотой век", планирует возвести огромный кришнаитский "храм". Целью этого основанного в 1966 году в Нью-Йорке западного толка общества является раскол единой титульной нации Казахстана путем привлечения его представителей в свою "религию".
9. Объединение "Шри Чинмоя", члены которого в Польше похитили десятки детей и насильно ввели в среду отпетых наркоманов, превратился в Казахстане в крупнейший коммерческий центр. В настоящее время деятельность этой секты, многие члены которой из-за ухудшения своего психологического состояния кончают жизнь самоубийством, вызывает особую озабоченность правительства Германии. Поэтому все идет к тому, что в Германии вообще запретят деятельность этой секты.
10. Признанные государственными органами России, Германии, Дании, а также Русской Православной Церковью и Индийской высшей духовной иерархией тоталитарной секта "Трансцендентальная медитация" стала источником огромных доходов Махариши Махеша. Кстати, решением Федерального Суда США деятельность этой секты запрещена в учебных заведениях.
А в Алматы преспокойно ведет свою разрушительную "работу" одно большое объединение этой опасной для общества секты.
11. Основатели секты "Белое братство" Марина Цвигун (Мария Дэви Христос) и Юрий Кривоногов (Юанн Свами) за нанесение вреда здоровью гражданам Украины осуждены соответственно на 4 года и 7 лет, поэтому в настоящее время во всех странах СНГ эта секта находится в подполье. А в Республике Казахстан секта "Белое братство" официально зарегистрирована в органах юстиции.
Даже в таких демократически "продвинутых" странах как Великобритания в 2002-2003 годах официально запретили деятельность 20 религиозных течений. Реализацию же процесса отстранения этих сект от общества власти Великобритании провели в соответствии законодательным актам без особого шума и показухи одновременно во всей стране.
А в казахстанской практике даже на законные требования представителей государственной власти сейчас же организовываются всякие шумные безосновательные пресс-конференции с приглашением представителей так называемых международных организаций по защите "прав человека".
Отметим, что в виду важности проблемы во Франции деятельность всех религиозных и других сект в стране отслеживает и регулирует специально созданное для этой цели Министерство.
А в Министерстве юстиции Республики Казахстан нет даже квалифицированных теологов, которые бы разбирались во всех тонкостях деятельности всех религиозных течений, уже зарегистрированных или до сих пор даже незарегистрировавщихся в органах юстиции.
По вине Министерства юстиции Республики Казахстан с 1996 года ДУМК является юридически незаконным религиозным объединением.
Согласно данным ДУМК в 2000 году на территории Казахстана действовали более 5000 мечетей, а на сегодняшний день ДУМК организационно подчинены только около 2500 мечетей. Большое количество мечетей, неподотчетных ДУМК, указывает на несогласие части мусульман со стратегией и тактикой руководства ДУМК.
По действовавшему и действующему законодательству Республики Казахстан (Гражданский Кодекс и др.) избрание главы и членов ДУМК, утверждение основных направлений деятельности ДУМК, а также право внесения изменений в Устав ДУМК должно находиться в исключительной компетенции высшего органа ДУМК - Курултая (Съезда), состоящих не только из зависимых от руководства ДУМК имамов, но и из авторитетных религиозных деятелей, видных исламских ученых улемов, известных ученых-исламоведов.

К сожалению, Министерство юстиции Республики Казахстан трижды (1996, 2002 и 2007 (или 2008) годах) незаконно перерегистрировало, а фактически незаконно зарегистрировало переписанные в угоду бывшего и нынешнего муфтиев Уставы ДУМК, которые нельзя было принимать без созыва Курултая и в 1996 году, и в 2002 году, и в 2007 (или в 2008) году.
Со времени же образования в Казахстане самостоятельного ДУМК прошли всего четыре Курултая (Съезда) мусульман Казахстана в 1990, 1992, 2000 и 2005 годах. А Курултай 2005 года проходил как заседание какого-то тайного подпольного общества. Ни в одном областном филиале ДУМК не состоялось выдвижения делегатов Курултая. По "совершенно секретному" списку А. Дербисали преданные лично ему имамы получили тайное распоряжение явиться в город Астану к 3 июня 2005 года. Когда все эти имамы собрались в городе Астане, было велено всем собраться вместе 4 июня 2005 года и уже тогда объявили, что это и есть заседание созываемого Курултая. Кроме имамов присутствовали несколько человек - представители национальной интеллигенции, весьма далеких от проблем Ислама. Кстати, эти люди даже не совершают обязательных для каждого мусульманина пятикратных намазов. На Курултае выдвинули несколько человек "псевдокандидатов" на должность муфтия ДУМК из числа имамов, которые тут же дали самоотвод. И в столь непростое для нашей страны время человек, являющийся убежденным атеистом, опять стал "рулить" всей мусульманской общиной Казахстана.

Следовательно, Уставы ДУМК 1996 года, 2002 года и 2007 (или 2008) года фактически не имеют юридической силы. По-видимому, настало время и появилась возможность, когда по справедливости следует признать Уставы ДУМК и 1996 года, и 2002 года, и 2007 (или 2008) года недействительными.
Соседняя Российская Федерация еще в 1997 году приняла прогрессивный и соответствующий реалиям сегодняшнего дня Федеральный Закон "О свободе совести и о религиозных объединениях", который устранил все правовые бреши предшествующих законодательных актов в области религии. В разработке этого закона принимали активное участие известные ученые и общественные деятели: Председатель Совета Муфтиев России Р.Гайнуддин, ректор Исламского института М.Муртазин, Председатель Духовного управления мусульман Азиатской части России Н.Аширов, Председатель Ассамблеи народов России Р.Абдулатипов, переводчик Корана на русский язык В.Порохова, Президент фонда Карнеги - доктор исторических наук А.Малашенко, Советник Президента Российской Федерации А.Аслаханов, главный редактор "Мусульманской газеты" - доктор философских наук, профессор В.Полосин, представители Московской Патриархии Русской Православной Церкви во главе с Патриархом Московским и всея Руси отцом Алексийем.
В настоящее время, когда действует Закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам обеспечения национальной безопасности", внесены некоторые изменения в действующее законодательство, запрещены признанные во многих странах экстремистскими 11 организаций, действовавших под религиозной риторикой, пришло время предпринять срочные меры по реализации так необходимого для казахстанского общества упорядочения и узаконения деятельности всех действующих открыто и подпольно опасных и менее опасных религиозных и околорелигиозных течений и сект.

Для позитивного изменения создавшегося таким образом религиозной обстановки в стране, по-нашему мнению, следует срочно предпринять следующие меры.
1. В целях постоянного и систематического изучения тенденций в изменении религиозной обстановки в стране, формирования обширного банка данных о религиозных объединениях, налаживания взаимодействия с их руководителями, профилактики на законной основе религиозной обстановки, оказания методической помощи центральным и местным органам власти нужна структура по связям с религиозными объединениями, непосредственно подчиненная и подотчетная Президенту Республики Казахстан. В этом случае эта структура, курируемая непосредственно Президентом РК, будет более эффективно решать задачи, отнесенные к ее компетенции. Для проведения качественной, высококвалифицированной и объективной экспертизы по всем вопросам духовно-религиозных отношений, требующим мнения высококлассного эксперта, следует создать в составе указанной структуры экспертный совет, состоящий из компетентных в области религии ученых-специалистов, видных религиозных деятелей, представителей КНБ, МВД и т.д. Эта же структура может подготовить проект совершенно нового закона РК "О свободе вероисповедания и религиозных объединениях".

2. Конституция Республики Казахстан дает предпосылки для реализации самой гуманной цели, какую когда-либо ставили люди, населявшие землю казахов - создание суверенного, процветающего, справедливого, социального, национального государства. Она указывает путь к очень серьезному глубокому научному анализу сложного по своей громадной разнородности и противоречивости процесса общественного развития в условиях переходного периода, призывает правильно разбираться в характере и взаимодействии мировых экономических и политических сил, избирать верные направления, приемлемые формы, уверенные и научно обоснованные методы государственной идеологической деятельности на крутых исторических поворотах современности. Поэтому сегодня в центре внимания непосредственно подчиненной и подотчетной Президенту РК специальной государственной структуры обязан находиться весь комплекс идеологических проблем, вытекающих из неведомого ранее переломного характера развития не только нашего общества, но и мира в целом, многогранных политических, философских, экономических, научно-технических, социальных, культурных, духовно-нравственных, религиозных и психологических аспектов построения суверенного, процветающего, национального государства, требующих всеобъемлющего теоретического анализа, научно обоснованных политических, экономических и социальных прогнозов, философских обобщений, серьезных исторических исследований.
Все это даст возможность чутко реагировать на происходящие в жизни общества перемены, постоянно держать в поле зрения новые явления, делать правильные выводы и принимать оптимальные решения, своевременно и точно информировать высшее руководство страны.
В настоящее время образовался некий идеологический вакуум в системе воспитательной работы в учебных заведениях всех типов и всех уровней, Вооруженных силах, исправительных учреждениях, СМИ, культуре и т. д.

3. Весьма сложные, тонкие и особо значимые для будущего Казахстана вопросы в жизни мусульманской общины остаются еще нерешенными, а за последние пять лет, они усугубились, приняв угрожающий характер. Ряд неотложных задач для руководства Духовного управления мусульман Казахстана (ДУМК) и имамов, которые поставлены Президентом РК, во время встречи 19 апреля 2005 года с имамами из всех регионов и областей страны, так и остались до сих пор нерешенными.
Поэтому необходимо созвать внеочередной Курултай (Съезд) мусульман Казахстана, освободить нынешнего Председателя ДУМК (Верховного муфтия), избрать нового Председателя ДУМК - Верховного муфтия, владеющего обстановкой и знающего как в кратчайшие сроки исправить положение дел мусульманской общины Казахстана. Поручить новому руководству ДУМК созвать через несколько месяцев Курултай мусульман Казахстана, делегатами которого кроме священнослужителей будут являться авторитетные мусульманские религиозные деятели, видные исламские ученые-улемы, известные ученые-исламоведы. На этом Курултае принять Устав ДУМК, избрать постоянно действующий исполнительный орган - Президиум (Совет, Шура). Президиум станет рабочим органом, способным руководить всей деятельностью ДУМК в период между Курултаями, если в него будут избраны наиболее авторитетные священнослужители, признанные мусульманские деятели, исламские ученые-улемы, ученые-исламоведы из всех регионов Казахстана.
По-нашему мнению, кроме должности Председателя ДУМК - Верховного муфтия, найб-Верховного муфтия следует ввести в состав ДУМК должности 7 (семи) муфтиев регионов: Центрально-Казахстанского, Восточно-Казахстанского, Южно-Казахстанского, Западно-Казахстанского, Северно-Казахстанского, Астаны и Алматы, которые в соответствии с действующим законодательством и согласно Шариату будут обязаны:
- руководить всей деятельностью мусульманских религиозных объединений, мечетей, медресе и других учреждений своих регионов, проводить активную убедительную агитационную работу по присоединению тех мечетей своих регионов, которые в настоящее время не подчинены ДУМК;
- контролировать финансово-экономическую деятельность всех мусульманских религиозных объединений, мечетей, медресе и других учреждений своих регионов;
- обеспечивать соблюдение канонов Шариата согласно ханафитского мазхаба всеми мусульманскими религиозными объединениями, мечетями, медресе и другими учреждениями своих регионов;
- принимать меры по обеспечению квалифицированными кадрами всех мусульманских религиозных объединений, мечетей, медресе и других учреждений своих регионов;
- на основе договорных обязательств с паломниками организовывать мероприятия по подготовке и совершению большого и малого Хаджа в Мекку для мусульман своих регионов, а также организовывать совершение правильного паломничества в местные святыни Ислама.

4. Приняв совершенно новый Закон РК "О свободе вероисповедания и религиозных объединениях" и внося соответствующие изменения в действующий Закон РК "Об образовании", решить, наконец, вопрос лицензирования подготовки священнослужителей в Казахстане.
Организовав мусульманские религиозные учебные заведения (медресе, колледж и университеты) на законной основе, решить задачу подготовки высококвалифицированных религиозных кадров - имамов и мулл, являющихся духовными лидерами мусульман, которые были бы способны вступать в дискуссии и на казахском, и на арабском, и на русском языках с теми, кто придерживается радикальных воззрений и развенчать их ложь. Учредителем учебного заведения "Нур-Мубарак" является бывший МКИОС, а это противоречит Конституции РК. Следовательно, в настоящее время подготовка специалистов в этом "университете" ведется незаконно. Работа так называемых курсов повышения квалификации имамов при ДУМК не выдерживает никакой критики.

5. Системно, планово и продуманно вести пятничные просветительские проповеди во всех мечетях, уделить особое внимание в выступлениях по телевидению, радио и других СМИ борьбе с религиозным экстремизмом и терроризмом, доступно объясняя настоящие ценности Ислама.

6. Необходимо подготовить многотомные издания мусульманской литературы прошлых лет, где даны правильные толкования канонов Шариата. Кроме того, согласно велению времени нужно чаще и качественнее обновлять содержания интернет- сайтов ДУМК новыми содержательными статьями, видеоматериалами и т.д., в них обязательно должны находиться абсолютно все сведения о самом ДУМК и его филиалах.

7. Регулярно проводить научно-практические конференции с приглашением всемирно известных исламских ученых из мусульманских стран по проблемам жизнедеятельности мусульманской общины, с дальнейшей публикацией материалов этих форумов.
Практиковать встречу приглашенных всемирно известных исламских ученых из мусульманских стран с высшим руководством Республики Казахстан, депутатами Парламента РК, руководителями регионов страны, организовать их выступление в СМИ.

8. Используя опыт многих мусульманских стран, вне ДУМК необходимо создать офис для организации обряда Хаджа.

9. Во всем мире финансовая отчетность мусульманских объединений и организаций достаточно прозрачна, осуществляется посредством современных электронных средств. Также следует использовать в деятельности ДУМК прогрессивный опыт оказания адресной материальной помощи нуждающимся братьям по вере за счет поступлений от "зекета" (обязательного мусульманского налога). Это будет способствовать реализации государственной программы по борьбе с нищетой и бедностью в нашем обществе.

10. При ДУМК и во всех его филиалах следует создать производственные и хозяйственные структуры, которые в пределах предоставленных им законодательством прав, могут заниматься экономической деятельностью.

11. Все мусульманские ритуалы, проводимые при рождении ребенка, достижении им совершеннолетия, вступлении в брак, профессиональной ежедневной деятельности и действия после смерти человека, необходимо привести в соответствие с канонами Шариата.

12. Все мусульманские религиозные праздники проводить на уровне лучших мировых образцов.

Для проведения адекватной и рациональной реструктуризации ДУМК следует учесть опыт других стран, например, Российской Федерации, Турецкой Республики, Арабской Республики Египет. Федеральное обустройство России обязывает десятки духовных управлений мусульман Европейской и Азиатской части страны собрать под эгидой института - Совета муфтиев РФ. В Турции, где муфтияты всех регионов подчинены Министерству по делам религии, дошло до такого бюрократического курьеза: не считаясь с обстановкой на местах, одновременно во всех мечетях Турции проводили проповеди только по текстам, высланным по электронной почте чиновниками министерства, ведь так удобнее чиновникам для отчета. А вот в Египте муфтият, который раньше находился в ведении Министерсва юстиции, с недавних пор стал подчиняться лично Президенту АРЕ. Но все эти варианты не соответствуют сегодняшним реалиям Казахстана.

Достаточно хорошо владея информацией о реальной религиозной обстановке в нашей стране, вот уже около 18 лет мы вносим свои предложения по рациональной реструктуризации ДУМК, руководство которого должно состоять из Совета ДУМК в составе: Верховного муфтия, трех наиб-Верховного муфтиев, семи муфтиев регионов (Центрального Казахстана, Восточного Казахстана, Южного Казахстана, Западного Казахстана, Северного Казахстана, Астаны и Алматы), не менее 14 (четырнадцати) известных мусульманских ученых-улемов, ведущих ученых-исламоведов и авторитетных мусульманских религиозных деятелей (5 человек из регионов, 3 человека из Астаны и 7 человек из Алматы), всего из 27 (двадцати семи) человек. Кандидатура Верховного муфтия рекомендуется семью региональными муфтиятами, обсуждается на высшем органе ДУМК-Курултае (съезде) мусульман Казахстана, а далее утверждается Сенатом Парламента РК. Верховный муфтий ДУМК является одновременно главным имамом самой большой в Казахстане строящейся в Алматы мечети, обязан проводить лично (когда он находится в городе) все пятничные, все праздничные проповеди и всегда руководить (быть имамом) пятничными намазами (жума-намазами). Кандидатуры семи региональных муфтиев рекомендуются региональными собраниями мусульман-выборщиков и утверждается на Курултае мусульман Казахстана. Все три найб-Верховного муфтия являются одновременно главными имамами крупных мечетей в городе Алматы, обязаны проводить лично (когда они находятся в городе) все пятничные, все праздничные проповеди и всегда руководить (быть имамом) пятничными намазами (жума-намазами). Все семеро региональным муфтиев одновременно являются главными имамами главных мечетей регионов, Астаны и Алматы, обязаны проводить лично (когда они находятся в городе) все пятничные, все праздничные проповеди и всегда руководить (быть имамом) пятничными намазами (жума-намазами). Верховный муфтий ДУМК по должности является членом Совета Безопасности при Президенте РК. Высшим органом ДУМК является Курултай (съезд) мусульман Казахстана, делегаты которого избираются мусульманами областей из числа имамов мечетей, мусульманских ученых, ученых-исламоведов и мусульманских деятелей.
В ведении Совета ДУМК находятся следующие вопросы:
- утверждение на должность и освобождение всех сотрудников центрального аппарата ДУМК и региональных муфтиятов, имамов, наиб-имамов, азаншы всех мечетей на территории РК;
- утверждение бюджета, контроль всех финансовых потоков, соблюдение прозрачности их расходования как в нуждах ДУМК и региональных муфтиятов, так и в благотворительных целях;
-создание новой системы контроля правильности функционирования всех исламских высших, средних, начальных учебных заведений и краткосрочных курсов ликвидации мусульманской безграмотности при всех мечетях на территории РК;
- совместно с местным самоуправлением и предпринимателями создание во всех районах, поселках и аулах центров (пунктов) оказания реальной адресной материальной помощи сиротам, малообеспеченным и многодетным семьям;
-урегулирование согласно шариату всех вопросов, касающихся совершения обрядов большого хаджа, Умра-хаджа и посещения ("зиярат") мусульманских святынь как на территории РК, так и в других странах;
- организация во всех областях, районах, городах, поселках, аулах при каждой мечети центров мусульманских ритуальных услуг, действующих строго по канонам шариата;
- наведение порядка в деле подготовки мусульманских религиозных деятелей за рубежом, число обучающихся по данным МИД РК достигает 2500 человек, ведение количественного и качественного учета их специальностей, мазхабов, организация долгосрочного и среднесрочного планирования трудоустройства возвращающихся с учебы соотечественников (в противном случае это может создавать даже угрозу религиозного экстремизма, так как никто практически не интересуется их деятельностью);
- регулярная организация и проведение научно-практических конференций по актуальным проблемам жизни мусульманского сообщества, по вопросам шариата и др.;
-организация качественных по содержанию и форме проведения теле- и радиопередач, осуществление регулярных публикаций на злободневные темы из жизни мусульман;
- расширение международных связей.
Текущую работу Совета ДУМК осуществляет Президиум Совета ДУМК в составе из 9 (девяти) человек (Верховного муфтия, трех найб-Верховного муфтия, пятерых ученых-членов Совета ДУМК). Президиум Совета ДУМК собирается на свои заседания не реже одного раза в месяц. Совет ДУМК в полном составе собирается на свои заседания не реже одного раза в шесть месяцев. Председателем Совета ДУМК и Председателем Президиума Совета ДУМК является Верховный муфтий.

Обращаем внимание государственных органов и общественности на следующие обстоятельства. Для юридического урегулирования религиозной ситуации в Казахстане на уровне международных общепризнанных стандартов необходимо подготовить проект совершенно нового Закона РК "О свободе вероисповедания и религиозных объединениях". Этот совершенно новый закон обязан отвечать задачам развития государства, по крайней мере, до 2030 года. В целях повышения качества содержания проекта этого совершенно нового закона следует пригласить в Казахстан известных ученых-юристов, религиоведов, ведущих политиков из США, Европы, России и других стран СНГ и заслушать их в Парламенте РК, дать широкую возможность выступить им на телевидении, радио и на страницах газет и журналов. Следует отметить, что все четыре довода Конституционного Совета РК, на основании которых в 2009 году были найдены не соответствующими Конституции РК утвержденные Парламентом РК поправки к Закону РК "О свободе вероисповедания и религиозных объединениях", не выдерживают никакой критики, они белыми нитками прошиты конъюнктурностью и в них отдана дань элементарному популизму в угоду зарубежным миссионерам. Но, как говорится "нет худа без добра", отклонение этих в общем-то достаточно "сереньких" поправок к Закону РК "О свободе вероисповедания и религиозных объединениях" дает Казахстану возможность подготовить полноценный совершенно новый Закон РК "О свободе вероисповедания и религиозных объединениях", аналогичный, например, Федеральному Закону Российской Федерации.
Восток очень богат святыми ислама, каждый из которых по-своему занимает достойное место. Все зависит от пути, пройденного святым мудрецом в познании Всевышнего Аллаха. С середины VII века н.э. учение Мухаммада (с.г.с.) уже полностью овладело умами в большинстве городов и селений Мауреннахра, а Бухара в дальнейшем обрела статус признанной столицы последователей посланника Аллаха (с.г.с) во всей Центральной Азии, каковыми являлись Мекка, Медина, Багдад, Каир, Александрия, Дамаск, Мешхед, Кордова для своих регионов.

Еще большую известность как мировой центр Ислама Бухара приобрела, когда по всему миру распространилась слава имама Исмаила аль-Бухари, святых Юсуфа Хамадани, Ахмада Йассауи, Абдулхалика Гиждуани, Бахаутдина Накшбанди и др. В этот период в Бухаре действовали более 300 мечетей, активно строились медресе и другие учебные заведения, было много обширных библиотек с редкими рукописями на арабском, персидском, тюркском и других языках по истории, исламским наукам, философии, астрономии, медицине и по целому ряду точных наук. К сожалению, в эпоху воинствующего атеизма в Бухаре - признанном мировом центре Ислама действовала только одна мечеть, было закрыто даже знаменитое медресе "Кокилташ".

Сегодня перед мусульманской уммой Центральной Азии стоит огромная и ответственная задача восстановления общими усилиями мусульман Узбекистана, Казахстан, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и России былой славы древней Бухары, как объединяющего центра мусульман Центральной Азии и России. Ведь злободневные и нерешенные проблемы мусульманской общины Казахстана присущи всем без исключения мусульманским общинам государств Центральной Азии.
Вторым по численности верующих религиозным направлением в Казахстане является Православие. Православие, являясь восточной ветвью христианства, оформившейся как самостоятельное направление после разделения христианской церкви, не имеет единого духовного центра. В настоящее время действуют около двадцати самостоятельных автокефальных православных церквей. После обретения независимости Украины объявила свою автокефальность и Украинская Православная Церковь. Этот вопрос актуален и для Казахстанской Православной Церкви, которая до настоящего времени организационно подчинена Московской Патриархии. Согласно Исламу последователи Иудаизма и Христианства восходят к Ибрахиму (Аврааму), от которого они ведут свое начало, свои монотеистические традиции. По догматике Ислама мусульмане искренне верят во все Писания, которые были до Корана, и в Пророков, которые были до пророка Мухаммада (с.г.с), признают истинность оригиналов и Торы, и Псалмов, и Евангелия. Хорошо известно, что мусульмане с великим уважением относятся к Православию, что отражено в Священном Коране.
Поэтому тот прочный духовный и нравственный потенциал, который накоплен основными религиозными учениями в Казахстане - Исламом и Православием, - может и должен быть использован для гуманизации общественной жизни и консолидации народов.

К сожалению, нельзя не отметить того, что во время своего трехдневного (16.01-18.01.2010) визита в Казахстан новый Патриарх Московской и всея Руси Кирилл совершил освящение нового храма в г. Астане, встретился с общественностью г. Алматы, провел литургию в Свято-Вознесенском кафедральном соборе, вручил награду президенту страны Н.А. Назарбаеву, но "высокомерно" не посчитал нужным нанести визит в Духовное управление мусульман Казахстана, за которым стоит почти 11-миллионная казахстанская мусульманская община. А на днях Патриарх Кирилл неожиданно сместил владыку Мефодия, возглавлявшего Астанайскую и Алматинскую епархию с мая 2003 года, назначив на его место, не являющегося даже гражданином Республики Казахстан архиепископа Костромской и Галичской епархии Александра (А.Г. Могилева). Представим себе такую ситуацию: как восприняли бы политическое руководство и общественность России, если председателем Совета муфтиев РФ направили бы из Саудовской Аравии в Москву гражданина Казахстана или Турецкой Республики?!

В заключение отметим, что уже давно настало время создания специального Агентства РК по вопросам государственной идеологии и нравственных отношений (а не банального Агентства по делам религии) - государственного органа, непосредственно подчиненного и подотчетного Президенту РК, уполномоченного реализовывать в установленном порядке отвечающую интересам всех казахстанцев, созидательную и единую государственную политику в сферах государственной идеологии, нравственных, духовных и религиозных отношений в обществе, осуществлять руководство всеми стратегическими исследованиями в области государственной идеологии, на основе законодательных актов РК контроль и мониторинг за деятельностью всех неправительственных и общественных объединений. Проекты документов о таком Агентстве предложены нами Администрации Президента РК еще в 2001 году. Тогда же существующий Комитет по делам религии МЮ (или Министерства культуры) РК автоматически перешел бы в ведение этого совершенно нового Агентства, значительно повысив свой статус.
Престижный факт Председательства Республики в ОБСЕ нынешнем году обязывает безотлагательное решение вышеперечисленных актуальных вопросов, касающихся всех граждан нашего государства.

Б.Т. Сапар Али, писатель, руководитель Консорциума "Каганат"
Т.Ж. Елдесбай, исламовед
Алматы.
13.03.2010.
Передал -
Shokan Saparaly [kaganat-ks@mail.ru

Источник - ЦентрАзия


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение