Север-Юг свернул в Каракумы
Север-Юг свернул в Каракумы
Через два годапланируется ввести в эксплуатацию железную дорогу между Казахстаном,Туркменистаном и Ираном с выходом на Персидский залив
Минуло чуть более двух лет современи подписания соглашения между правительствами Казахстана, Туркменистана иИсламской Республики Иран о строительстве 650-километровой железнодорожнойлинии Узень—Кызылкая—Берекет—Этрек—Горган. В октябре прошлого года началосьстроительство одного из ее участков — от казахстанского Узеня до госграницы сТуркменистаном. А в конце прошлой недели в Ашгабате был подписан меморандум сАзиатским банком развития о финансировании еще одного участка —Берекет—Кызылкая. Таким образом, центральноазиатская версия транспортногокоридора Север—Юг становится реальностью. В то же время аналогичные соглашения,заключенные Москвой, Баку и Тегераном в рамках данного проекта девять летназад, все еще находятся на стадии обсуждения.
Азер НАДЖАФОВ
Политическое решение остроительстве азиатской ветки коридора Север—Юг было принято в декабре 2007года: собравшиеся в Ашгабате главы правительств Казахстана, Туркменистана иИсламской Республики Иран подписали соглашение о строительстве железнодорожнойлинии Узень—Кызылкая—Берекет—Этрек—Горган. Протяженность новой дороги составит— 650 км, из которых большая часть — около 400 км — проляжет по территорииТуркменистана, а длина казахстанского участка составит 130 км. Строительстводороги оценено в $650 млн, причем на долю Туркменистана придется большая частьрасходов. Остальные траты, соответственно, возьмут на себя Астана и Тегеран.Причем Иран дал согласие самостоятельно профинансировать строительство70-километрового отрезка от туркменского Берекета до прикаспийскогожелезнодорожного узла Горган в Иране.
За два года, минувших сподписания соглашений, участники проекта весьма оперативно согласовали всенеобходимые технические, финансовые и юридические документы, разработали ТЭОновой стальной трассы, и уже в октябре прошлого года в Казахстане началасьстроительство сегмента — Узень—госграница с Туркменистаном. А в минувшуюпятницу правительство Туркменистана и Азиатский банк развития подписалимеморандум о взаимопонимании по финансированию 200-километрового участкаБерекет—Кызылкая (Туркменистан)—Узень (Казахстан). АБР заявил о готовностивыделить кредит в размере $225 млн, которые предполагается затратить напрокладку железнодорожной линии, а также строительство станций, двухразъездныхи вспомогательных путей, закупку локомотивов и сигнально-коммутационногооборудования, консалтинг и управление проектом.
Центральноазиатскую магистральвместе со всеми вспомогательными объектами планируется сдать в эксплуатацию в2012 году. Участники проекта рассматривают ее в качестве одного из важныхкомпонентов коридора Север—Юг. Прежде всего она поможет повысить транзитныевозможности Казахстана в направлении Ирана и стран Персидского залива.Предполагаемый объем перевозок по этому коридору в начальный период составитоколо 3-5 млн тонн ежегодно, с перспективой роста до 10-17 миллионов тонн приполной загрузке линии.
В России весьма благосклонноотносятся к этому региональному начинанию, тем более что в перспективе эталиния по территории Казахстана соединится с сетью Российской железной дороги.Другой вариант предусматривает паромные перевозки через каспийские портыАстрахань, Актау и Туркменбаши и далее по иранской железной дороге внаправлении Персидского залива. Новая стальная трасса позволит такжеоптимизировать маршрут перевозки нефтепродуктов из Каспийского бассейна встраны Ближнего и Среднего Востока, сократив расстояние транспортировки болеечем на 600 км — то есть на двое суток меньше по сравнению с существующиммаршрутом.
Увы, схожий по целям проектСевер—Юг, предусматривавший соединить стальные магистрали России, Азербайджанаи Ирана в единое целое, вот уже почти девять лет проходит различные стадиисогласований и обсуждений. В марте 2008 года, в ходе Тегеранской встречи,руководители железнодорожных ведомств трех стран подписали меморандум осоздании консорциума для строительства и эксплуатации железной дорогиКазвин-Решт—Энзели—Астара. В апреле прошлого года в Санкт-Петербургепредставители железнодорожных ведомств Азербайджана, России и Ирана подписалимеморандум о взаимопонимании относительно создания совместного предприятия ипривлечения инвестиций и даже в целом одобрили разработанное российским НИИ«Гипротранстэи» технико-экономическое обоснование проекта. Однако с тех порсколь-либо ощутимых продвижений в этом начинании замечено не было. Подобноеневнимание Москвы и Тегерана к проекту выглядит несколько странно, тем более чтодля его реализации требуется на порядок меньше средств, нежели вцентральноазиатской версии Север—Юга. Кроме того, доставка транзитных грузов изЕвропы и западных областей России в Иран займет несколько меньшее время. МеждуРоссией и нашей страной уже давно существуют железнодорожные линии, в наличиитакже действующий 511-километровый участок Ялама—Астара. Строительство же375-километрового участка вдоль юго-западного побережья Каспийского моря,который соединит иранский Казвин с азербайджанской приграничной Астарой,потребует не более $350 млн, тем более что часть земляных работ на этом участкеуже осуществлена. Азербайджану же нужно лишь проложить рельсы и создатькоммуникации на участке длиной 8,5 км до пограничной станции Астара иперекинуть мост на иранскую сторону, на что потребуются порядка $30-40 млн иодин год работ.
Сегодня трудно судить опричинах нестыковки позиций сторон в этом проекте — вызваны ли ониэкономическими или геополитическими причинами. Так или иначе, но очевидно, чтогосударства Центральной Азии сумели проявить большую оперативность в реализациипроекта Север—Юг, что существенно снижает шансы для аналогичного начинания сучастием нашей страны.
«АзербайджанскиеИзвестия»
Поделиться: