Нефтепровод от Каспия до Черного моря
Дата:
По мнению эксперта, реализация такого проекта маловероятна как в ближайшее будущее, так и в долгосрочной перспективе
Строительство нефтепровода от Каспия до Черного моря не оправдано с коммерческой точки зрения. Как отметил в беседе с "Эхо" председатель Центра нефтяных исследований Ильхам Шабан, в ближайшей и в долгосрочной перспективе реализация такого проекта выглядит маловероятной. По его словам, разговоры о прокладке нефтепровода от Каспийского до Черного моря идут уже с 1998 года. "Но после постройки трубопровода Тенгиз-Новороссийск вдоль Каспийского моря осуществление этого проекта было заморожено". Но, по словам председателя, в прошлом году эти разговоры опять возобновились. "В частности, по прогнозам объемы прокачки казахстанской нефти должны были повыситься до такого уровня, что понадобится дополнительный нефтепровод между Каспием и Черным морем".
Но, как отмечает И.Шабан, совсем недавно Казахстан подтвердил меморандум Самсун-Джейхан. "Помимо этого в декабре прошлого года было принято решение о расширении нефтепровода Тенгиз-Новороссийск до 67 млн. тонн в год".
Вместе с тем, по словам председателя центра, с этого года приостановлена прокачка казахстанской нефти по нефтепроводу Баку-Тбилиси-Джейхан. "Но это, скорее всего, носит временный характер". В частности, как отмечает И.Шабан, необходимо принимать во внимание, что на фоне повышения объема добычи в Казахстане через 3 года уровень добычи нефти в Азербайджане начнет снижаться. "Тем самым появится свободное пространство в БТД". Исходя из этого, по мнению председателя, не существует необходимости для прокладки дополнительного нефтепровода. Как считает И.Шабан, существующая инфраструктура, да еще расширенная полностью, способна прокачивать необходимые объемы. "Да и вряд ли bp будет продолжать по каким-то непонятным причинам держать взаперти нефтепровод Баку-Супса для третьих стран". По оценкам председателя, на фоне 7,5 млн. тонн пропускной способности нефтепровода в прошлом году по нему было прокачено всего лишь 2,5 млн. тонн.
С другой стороны, по словам эксперта, в Азербайджане и в Грузии практически не осталось свободных земель. "Все земли приватизированы. С частниками, как известно, договориться намного сложнее", - заключил И.Шабан.
Напомним, что президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предлагает построить новый нефтепровод между Каспийским и Черным морями, через который нефть могла бы поступать в нефтепровод Констанца-Триест ("Новости - Азербайджан"). Как отметил Н.Назарбаев во время встречи с президентом Румынии Траяном Бэсеску, нужно всем поработать над тем, чтобы проложить новый нефтепровод между Каспием и Черным морем, построить терминал, построить порт, чтобы мы могли подойти к (нефтепроводу) Констанца-Триест. "Мы знаем, что там была реконструкция, и построены новые терминалы". По словам президента, во время встречи обсуждался вопрос открытия маршрута транспортировки через Кавказский коридор, "то есть Казахстан (поставляет нефть) через Каспийское море в Баку, через Азербайджан и Грузию в Черное море и дальше танкерами до Румынии".
В апреле 2007 года министры энергетики Румынии, Сербии, Словении, Италии и Хорватии, а также представители Еврокомиссии подписали в Загребе декларацию о строительстве панъевропейского нефтепровода, который свяжет румынский черноморский порт Констанца с итальянским городом Триестом, расположенным на побережье Адриатического моря.
А.ХАЛИЛОВ
Источник - Эхо
Поделиться:
Дата: