Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Интервью 1news.az с экспертом вашингтонского Центра стратегических и международных исследований (CSIS) Ованнесом Никогосяном

16 Февраля 2010

Автор:

Теги:

Эксклюзивное интервью 1news.az с экспертом (VisitingFellow) Вашингтонского Центра стратегических и международных исследований(CSIS) Ованнесом Никогосяном

 

- Как вы считаете, откроется ли армяно-турецкая граница вэтом году? Может ли Турция пойти на улучшение отношений с Арменией, игнорируяпри этом интересы Азербайджана?

 

- В первую очередь предметом урегулированияподписанных 10 октября в Цюрихе протоколов являются двусторонние отношенияАрмении и Турции. По существу, они предполагают только двусторонниеобязательства. Это констатировал также Конституционный суд Армении в своемзаключении. С юридической точки зрения, это двусторонние документы онормализации отношений двух соседних стран. В протоколах нет ни слова освязывании процесса нормализации с третьими странами – будь то Греция или Кипр,с которыми у Армении дружественные отношения, или с Азербайджаном. С другойстороны, конечно, Азербайджан и Турцию связывают особые отношения, обе стороныдорожат этими отношениями и не готовы подвергнуть их риску. Уверен, турецкиедипломаты в переговорах за кулисами учитывают этот фактор. Также ясно, чтоадминистрация С.Саргсяна не готова связывать эти два вопроса в одну папку, очем неоднократно заявляла. Т.е., если все-таки Турция решит официально сделатькомментарий или оговорку по какому-либо пункту протоколов (согласно формам ипроцедуре, описанных в статьях Раздела 2 Венской конвенции о правемеждународных договоров, 1969), это незамедлительно будет означать рестартпереговоров, подписания и ратификации, что уже может быть другим путем.

 

Как это записано в первом протоколе (о дипотношениях),армяно-турецкое урегулирование привнесет больше мира и стабильности в регион. Ихотя бы ради этого Азербайджану следовало бы поддержать их ратификацию. Историяармяно-турецких отношений с начала 1990-х показывает, что политика предусловийсебя не оправдывает. Первая попытка наладить отношения потерпела фиаско именнопотому, что стороны не нашли баланса между своими национальными интересами иинтересами других косвенно вовлеченных сторон. Тогда это оттолкнуло Армению отЗапада и бросило в объятия России, наверное, ближе, чем надо было. Ко второйпопытке, надеюсь, стороны пришли с осознанием прежних ошибок.

 

Что касается границы, то навряд ли она в этом году будетфункционировать в полном объеме. Во-первых, если смотреть на официальныезаявления сторон, пока мало оптимизма, что они пойдут на ратификациюпротоколов. И если этого не произойдет до начала апреля, процесс затянется какминимум еще на 2 года в связи с предстоящими выборами в Турции. И, во-вторых,чисто технически это будет сложно сделать за несколько месяцев, если даже будетратификация до апреля.

 

- Какие у вас прогнозы на будущее Южного Кавказа наближайшие 3-4 года?

 

- Очень хочется надеяться, что не будет никакой войны,потому что, как нас учит мудрость эпохи Возрождения:«Нет такого худого мира, который был бы хуже самой удачнойвойны!». Это во-первых. А во-вторых, так как все конфликты на Южном Кавказеочень сложные каждый по отдельности, не приходится питать ложных иллюзий по ихскорому урегулированию, даже если какие-то основополагающие документы будутподписаны. И посему более разумно будет призадуматься об идее, которая витала ввоздухе в самом конце 90-х - начале 2000-х: Пакт стабильности, по примеру того,что был подписан в Юго-Восточной Европе. Кстати, тогда президенты Р.Кочарян иГ.Алиев довольно положительно отзывались об этой идее, имея расхождения толькопо составу участников пакта. Сегодня это будет более реалистично, и такойдокумент создаст механизмы для мирного диалога между правительствами, народами,и, как мне кажется, должен иметь 3 «корзины» по вопросам безопасности,торгово-экономических отношений, и правам человека и демократии.

 

- Будет ли в ближайшее время урегулированНагорно-Карабахский конфликт или же этот конфликт будет еще долго длитьсянаподобие ближневосточного?

 

- Сложно сказать. На Ближнем Востоке, конечно, всезначительно сложнее. Там конфликт имеет более глубокие корни, и со днянезависимости Израиля там имело место, кажется, 7 полномасштабных войн. НаЮжном Кавказе ситуация другая. Конкретно Нагорно-Карабахский конфликтосложняется еще и тем, что это не спор вокруг территории. Какой-то ценностныйхарактер, наверное, там преобладает все-таки больше.

 

Вообще, я бы разделил имеющие предпосылки мирногоурегулирования на 2 части: первое - готовность сторон к компромиссу. И второе:в будущем я вижу урегулирование параллельно развитию демократических ценностей.Для создания необходимой базы для урегулирования нужна некая платформа дляактивизации НПО - сектора на двустороннем уровне, чтобы как-то побороть «образврага», который каждый день преподносится со стороны медиа – ТВ, газет ижурналов.

 

- Насколько вы видите реальной будущую совместную жизньазербайджанцев и армян? И насколько вообще реально объединение Южного Кавказа вкакую-либо конфедерацию?

 

- Ирония в том, что армяне (в том числе карабахские)и азербайджанцы неплохо ладят друг с другом во всех часовых поясах мира,кроме как в GMT +4 (часовой пояс Армении и Азербайджана – ред.). Много удачныхпримеров совместных бизнес-предприятий в Штатах, в России, да везде. У менялично много хороших друзей, и так далее. Проблемы возникают между двумянародами только на уровне политических дискуссий. На личностном, этническомуровне проблем нет, это ясно.

 

Что касается объединенного, конфедеративного Южного Кавказа.Я в это мало верю. И не представляю, на основе чего можно объединяться сегодня.Даже такие дружественные страны, как Грузия и Армения, будучи членами ВТО, досих пор не смогли создать более-менее нормальную правовую, политическую иэкономическую базу на двухстороннем уровне, что является очень странным. В перспективе,конечно, можно было бы подумать над созданием каких-то региональных механизмовна основе торговли, экономики. Но те инициативы, которые озвучиваются сегодня,вселяют мало оптимизма, все они стараются изолировать Армению. Яркий пример –одна только идея ж/д проекта Баку-Тбилиси-Карс. 

 

Дело в том, что все попытки создать единый политическийорганизм на Южном Кавказе всегда проваливались, начиная с Сейма в 1918 году.Позднее это стало возможным только внутри еще большего образования, СССР, гдерепрессивные механизмы сохранения политического единства во власти былиочевидны. Сейчас таким большим организмом является ЕС, к приверженностиценностям которого на разных уровнях часто заявляют все три страны. Но из-заимеющихся конфликтов даже Восточное партнерство ЕС затормаживается.Все-таки я бы предложил экспертному сообществу задуматься и сделать SWOTанализ по созданию некоего Пакта стабильности для региона, хотя бы дляисключения новых войн. А новая война сегодня будет стоить значительно дороже всемвовлеченным сторонам, чем это было в начале 90-х. Армения тогда потратила около$7 млрд., согласно неофициальным цифрам.

 

Кстати, турецкая инициатива по Платформе безопасности былаочень интересной, но почему-то Анкара до конца так и не представила свое видениеэтой Платформы, и этот процесс тоже затормозился. Думаю, армяно-турецкаянормализация может стать именно тем фактором, которых станет толчком креализации этой идеи.

 

-  Как вы оцениваете внутриполитическую ситуацию вАрмении?

 

Политическую ситуацию в Армении можнохарактеризовать как проблемную - по части внутренней политики, что присуще всемразвивающимся странам постсоветского пространства, где институты властинаходятся на стадии некоего демократического транзита. Но особенность Армении втом, что, например, те 25% процентов, которые проголосовали за первогопрезидента Л. Тер-Петросяна на выборах 2008 года, почти 2 года спустя не отдалисвои голоса одному из его ближайших сподвижников на внеочередных парламентскихвыборах в одном из административных округов Еревана. Т.е. поскольку избирателине очень стабильные в своем выборе, политический ландшафт тоже не вполнестабильный. В целом можно сказать, что ситуация стабильная с 2000 года, безособых изменений (на внутриполитическом уровне).

 

Но что касается внешней политики, и это очень важноподчеркнуть, есть абсолютный консенсус всех слоев общества и основныхполитических сил по главным вопросам на повестке, будь то нормализацияотношений с Турцией, будущее Нагорного Карабаха, и вполне интересные дискуссииотносительно пророссийского или прозападного движения вперед. С завиднымединогласием (но с известными оговорками у некоторых политических сил)большинство поддержало президента в вопросе нормализации отношений с Турцией -и т.н. «радикальная» оппозиция, и абсолютное большинство граждан, о чемсвидетельствуют результаты разных соцопросов. Но, например, если Турция нератифицирует протоколы до апреля, для президента уже станет практическиневозможно заручиться той же поддержкой еще раз. И это потенциально можетобернуться серьезным кризисом доверия президенту С. Саргсяну.

 

Эльшан Рустамов

 


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение