В дОСАДНОМ положении
Крупные города Казахстана не выдерживают потока мигрантов
На днях акимат Алматы решил ужесточить миграционный контроль в городе. "Учитывая особый статус города, прорабатывается вопрос о принятии дополнительных мер по регулированию потоков внутренней миграции.
Следует внимательно рассмотреть вопрос прописки в городе", – отметил аким города Ахметжан Есимов. Неподконтрольная миграция, а именно о ней идет речь, – это опасный зверь, который уже показывал свои зубы. Но чтобы он не совершил свой стремительный бросок, Казахстану необходимо формировать собственную модель внутренней миграции. Она должна учитывать численность людских потоков в республике и потребности в рабочей силе экономики Казахстана. В этом случае миграция станет хорошим подспорьем для развития страны и не будет дестабилизировать обстановку.
Власти Алматы решили ужесточить контроль внутренней миграции. Для чего планируется вернуть советские традиции прописки в крупных городах. По словам Ахметжана Есимова, такие меры должны привести к стабилизации потока внутренней миграции. Но дадут ли предпринимаемые меры акимата ожидаемые результаты и чего ждать от внутреннего миграционного потока?
Проблема неурегулированности внутренней миграции представляет угрозу не только для больших городов Казахстана, но и для сельской местности. Поскольку аульчане покидают в массовом порядке сельские территории и стихийно заселяют окраины крупных городов. Они живут почти на правах чуть ли не гастарбайтеров. Отличие в том, что у них есть хотя бы гражданство. Но проблемы у них те же самые: отсутствуют гарантии по социальному пакету, низкая оплата труда, низкоквалифицированная работа. Эти же факторы усиливают в какой-то степени криминогенную обстановку в "притягательных городах".
– Вообще, их можно назвать социальными маргиналами. Сложность в том, что у нас о проблеме внутренней миграции начали говорить только в этом году. В прошлом году об этом задумались после "шаныракских событий", – поясняет вице-президент Казахстанского центра гуманитарно-политической конъюнктуры Мухит Асанбаев.
По словам эксперта, острая проблема внутренней миграции возникла с 1991 года. Но ее стали обсуждать в последние годы, потому что данная проблема стала заметнее после известных трагических событий в пригороде Алматы, когда городские власти решили навести порядок в стихийно заселенном районе крупного мегаполиса. Но проблема актуальна не только для южной столицы.
– Количество лиц, поменявших место жительства внутри страны и участвующих в межобластных и внутриобластных миграциях за период с 1991 по 2007 год, составило 68,8 процента от общего объема миграции населения. Другими словами, более 4,7 млн казахстанцев стали переселенцами, – говорит эксперт в интервью "Литеру".
Причины, по которым люди меняют свое местожительство, связано с несколькими факторами, среди которых роль первой скрипки отводится экономике. Жители казахстанских аулов стремятся перебраться в крупные города, где уровень и качество жизни лучше, но самое главное – здесь средняя оплата труда выше, чем в сельской местности. Правда, за счастье приходится платить, и прежде всего – социальным статусом. Люди, прибыв в города, занимаются непрестижной работой. Это та самая свободная ниша, которая заполняется сегодня сельчанами, теперь от них зависит благополучие коренных горожан.
Но стихийная миграция порождает целый комплекс других социальных недугов. В результате самозахвата территорий люди селятся в опасных зонах, не получают доступа к образованию и медицинскому обслуживанию. А ведь это наши граждане. По словам Асанбаева, только в пригороде Алматы возникло около 20 стихийных микрорайонов, где поживают несколько тысяч казахстанцев.
– Кстати, как только приняли Земельный кодекс в 2003 году, внутренняя миграция увеличилась в разы, – говорит Мухит Асанбаев. – Если в 1991 году, то есть после распада СССР и разрушения экономических связей внутри "Союза", общий поток внутренней миграции составлял примерно 431 тысячу, а в дальнейшем наблюдался спад, то начиная с 2003 года, когда приняли Земельный кодекс, поток внутренней миграции стал постепенно увеличиваться. Начался он с 291 тысячи и далее движется по возрастающей. В итоге ежегодная миграция населения составляет в среднем 300 тысяч, но ее специальные госорганы не фиксируют.
Это около 2 процентов от общей численности населения Казахстана, которое, по последним данным Госагентства по статистике, составляет 16 млн 196 тыс. человек. Хотя цифра незначительная, она несет в себе опасности, особенно когда внутренняя миграция является стихийной. В этом случае она ведет к дисбалансу рынка труда, провоцирует рост бедности и нищеты в обществе, а в целом подрывает устойчивое развитие страны и ее безопасность. Проблема уже сейчас носит острый характер, поскольку село в погоне за счастливой жизнью покидает молодежь – экономически активная часть населения.
Пока казахстанские эксперты воздерживаются от критических оценок ситуации. Но их тревожат те события, которые произошли в Шаныраке. А потому они говорят о том, что в данный момент необходимо предпринимать решительные меры по "укрощению" внутренней миграции. Поскольку эту болезнь лучше лечить на ранних стадиях развития. Уже сейчас в результате роста внутренней миграции на селе начинают испытывать нехватку специалистов, необходимых для увеличения производительности труда в агросекторе.
– Государство должно прийти в село и поддержать сельхозпроизводителей. Основной упор нужно делать на грамотную и взвешенную агропромышленную политику и учитывать интересы сельского малого и среднего бизнеса, – говорит Асанбаев.
А это значит, что в Казахстане следует вырабатывать собственную модель внутренней миграции, которая должна учитывать поставленные задачи индустриального развития страны, потребности в рабочей силе, а также снижение нагрузки на общественные и государственные институты. Но самое главное, миграция не должна приводить к росту конфликтного потенциала в обществе. А значит, городские бюджеты должны учитывать расходы на интеграцию в жизнь мегаполисов мигрантов.
– В общем, надо принять закон о внутренней миграции, – говорит Асанбаев. – Он сейчас обсуждается. Этот закон должен быть направлен на системное решение задач по трудоустройству высвобождаемого сельского населения в городах и областных центрах. Там надо охватить большую часть экономики. Но этот закон должен приниматься и проводиться синхронно с индустриальной, энергетической и транспортной политикой государства.
Внутренняя миграция – это как палка о двух концах: с одной стороны, она может нести в себе угрозы, а с другой – стать дополнительным фактором экономического роста, инструментом перераспределения людских ресурсов. Главное – использовать ее с умом. Понятно, что в отсутствие модели внутренней миграции властям южной столицы приходится прибегать к старой практике. Мера вынужденная, учитывая, что на город приходится основной поток мигрантов внутри Казахстана.
– Такое ограничение было в советское время. Но сейчас идет урбанизация, и в какой-то мере это может быть и правильно. С другой стороны, пока неясно, на кого будет распространяться такое ограничение. Возможно ли всех охватить пропиской? Например, наша молодежь, если хочет жить в городе, не смотрит на то, есть ли квартира. Вообще же я против ограничения по прописке, потому что должна быть свобода передвижения. Все равно весь Казахстан в Алматы не сольется. Это противоречит Конституции: ограничивает свободу выбора местожительства, – говорит известный казахстанский демограф Макаш Татимов, ректор Центрально-Азиатского университета.
По мнению демографа, при хорошем раскладе Алматы может превратиться в трехмиллионный город. Но ему надо расти в сторону Капшагая. Все равно будущее – за урбанизацией. Все развитые и благополучные страны – высокоурбанизированные: 70–80 процентов живут в городах. А у нас урбанизация – всего 53 процента. Это ниже мирового уровня. Но если задаться целью ограничения, то нужно больше заботиться о сельской местности, тогда молодежь не будет рваться в город.
Бауыржан НУРМАНОВ, Алматы
Источник - Литер |
Поделиться: