ОДКБ готов сотрудничать с иностранными армиями в борьбе с терроризмом.

Дата:
ОДКБ готов сотрудничать с иностранными армиями в борьбе с терроризмом.Отметим сразу: взаимоотношения между ОДКБ и НАТО не фигурировали в теме круглого стола, который проводил научно-экспертный совет Организации Договора о коллективной безопасности. Однако в большей или меньшей степени эта проблема звучала во всех выступлениях.



Отметим сразу: взаимоотношения между ОДКБ и НАТО не фигурировали в теме круглого стола, который проводил научно-экспертный совет Организации Договора о коллективной безопасности. Однако в большей или меньшей степени эта проблема звучала во всех выступлениях.

ТРЕВОЖНЫЕ ПРОГНОЗЫ

Правда, здесь нет ничего удивительного, поскольку деятельность двух военно-политических союзов, пока не установивших между собой официальных отношений, уже давно рассматривается "в связке". Причем в большей степени через призму противостояния. Последнее тоже объяснимо: все участники мероприятия обращали внимание на активизацию Североатлантического альянса в зоне ответственности объединения семи стран.

Так, генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа, открывая заседание НЭС, обвинил НАТО в желании помешать Москве укреплять отношения с бывшими республиками распавшегося СССР. "Налицо новые попытки ослабить взаимодействие постсоветских государств с Россией, создать иллюзию, что претворение в жизнь американской концепции Большой Центральной Азии, которая включала бы в себя и Афганистан, и "отрезала" Российскую Федерацию от своих исторических партнеров и нынешних союзников, имеет шансы на успех", - заявил генсек.

Еще более жестко высказался президент Академии геополитических наук генерал-полковник Леонид Ивашов, долгое время возглавлявший Главное управление международного военного сотрудничества Минобороны РФ. По мнению генерала, "пространство ОДКБ теряет устойчивость, поскольку утрачивается цивилизационная основа". Попытки объединения стран ОДКБ на материальной, экономической основе бесперспективны, считает Ивашов, поскольку рыночная экономика - это конкурентная среда, способная взорвать интеграцию в одночасье и изменить дружественные и даже союзнические отношения на враждебные, как это было, например, в "энергетических кризисах" России с Белоруссией и Украиной.

Впрочем, и большинство участников круглого стола убеждены, что ситуация в зоне ответственности ОДКБ в перспективе обострится. На Западе это связано с формированием новой инфраструктуры НАТО: создание третьего позиционного района американской противоракетной обороны в Польше и Чехии, развертывание новых военных баз альянса в Юго-Восточной Европе, продолжающаяся милитаризация стран Балтии, которые, по оценкам белорусских экспертов, уже практически выполнили требование Брюсселя о повышении своих военных расходов до 2% от ВВП.

Возможное принятие в Североатлантический блок Украины и Грузии лишит Россию статуса черноморской державы, превратив Черное море в натовскую акваторию. А вступление в альянс Азербайджана чревато исчезновением с карты мира Армении как самостоятельного государства и ближайшего союзника России в регионе.

Но особенно тревожились собравшиеся из-за Афганистана, Ирака, Ирана. Происходящие и перспективные события в этих странах, мягко говоря, не способствуют стабилизации обстановки в Азии.

ДВЕ ЛИНИИ РАЗВИТИЯ

Есть ли выход из сложившегося положения? Надо ли противостоять деятельности Североатлантического альянса?

Директор Института стратегических оценок Сергей Ознобищев убежден, что "присутствие НАТО в регионе ОДКБ будет только нарастать и эту тенденцию не переломить". Это связано с целым рядом факторов.

Во-первых, с действиями самих постсоветских государств. Они, например, отошли от провозглашенного ранее принципа единства внешних границ, что давало возможность говорить о действительно общих интересах. Во-вторых, в ряде стран СНГ к власти пришли элиты, просто не ориентированные на сотрудничество с постсоветскими государствами ни в политической, ни в военной сфере. Как следствие, связи стран СНГ в целом, да и ОДКБ в частности между собой уступают интенсивности внерегиональных контактов.

У России и ОДКБ в целом, считает Сергей Ознобищев, нет ресурсов противостоять НАТО. "Открытые расходы Пентагона составляют 481 миллиард долларов плюс 270 миллиардов долларов в качестве дополнительного финансирования", - дополнил коллегу директор Центра политических и международных исследований Александр Никитин. По общему уровню ежегодных ассигнований на военные нужды, которые в мире уже превысили 1,3 трлн. долл., Россия с 34 млрд. долл. оборонного бюджета находится между Германией (39 млрд.) и Италией (32 млрд.), значительно отставая от Великобритании (52 млрд.) и Франции (53 млрд.).

Еще более разнятся цифры в коалиционном сравнении, отметил Никитин. В 2007 году военные расходы НАТО составляли 800 млрд. долл., а в текущем году выросли еще на 100 млрд. У членов ОДКБ тот же показатель - около 40 млрд. долл. То есть о достижении военного паритета между двумя объединениями говорить не приходится.

Но и "ложиться под НАТО" ОДКБ не должна. По мнению участников круглого стола, сегодня видны две линии ее развития.

Первая: Организация должна стать связующим звеном между системой коллективной безопасности, сложившейся на Западе (НАТО, ОБСЕ, Евросоюз), и другой - формирующейся с участием России на Востоке (ШОС, АТЭС и др.).

Вторая: ОДКБ не должна ограничивать зону своей ответственности только территорией государств-членов.

И это, подчеркивает директор Центра политических и международных исследований Александр Никитин, "в рамках мировых тенденций". НАТО, например, до 1995 года тоже ограничивало зону своей ответственности территорией входящих в блок стран. В 1994 году альянс впервые заявил о готовности предоставить свои войска Евросоюзу, то есть предложил выйти за пределы территории государств-членов. Через шесть месяцев последовало заявление НАТО о готовности выделить свои воинские подразделения для действий по мандату ООН. Весной 1999 года альянс уже проводил боевую операцию за своими внешними границами без мандата ЕС и ООН. А с 2001 года шагнул за пределы Европы, направив своих солдат в Афганистан (отдельные члены НАТО - в Ирак).

Аналогичным путем следует и Евросоюз. Из 14 операций, проведенных ЕС за последние пять лет, только две были в Европе, остальные - по всему миру, в том числе в Ираке и в Индонезии.

ВИНОВАТ АЛЬЯНС

Александр Никитин полагает, что ОДКБ, как субрегиональная - евразийская - организация, в отличие, например, от монорегионального Евросоюза должна позиционировать себя по-новому, заявляя об имеющихся элементах континентальных и глобальных функций. Директор Центра политических и международных исследований убежден, что ОДКБ необходимо получить мандат ООН на антинаркотическую операцию "Канал", уже давно перешагнувшую пределы собственно Организации (в операции "Канал-2007" кроме восьми государств - членов ОДКБ участвовало еще 13 стран, в том числе Китай, США, Польша, Иран и другие), на действия по укреплению таджикско-афганской границы, на миротворческие операции...

А что касается НАТО, то "надо признать появление на своем поле новых игроков и действовать совместно".

Справедливости ради уточним, что ОДКБ давно готово "признать" НАТО и еще в 2004 году направило в Брюссель обращение об установлении контактов между союзами. Однако ответа до сих пор не последовало.

Кстати, это обращение было не единственным. Приглашение к межорганизационному взаимодействию звучало даже на высшем уровне: на встрече президента РФ Владимира Путина с генеральным секретарем НАТО Яапом де Хооп Схеффером. На днях Россия в лице министра иностранных дел Сергея Лаврова и полпреда в ООН Виталия Чуркина в очередной раз обратила внимание руководства альянса на желательность взаимодействия с ОДКБ, особенно в Афганистане. Что было бы для НАТО нелишним, убеждены эксперты. Тем более сейчас, когда, по словам руководителя отдела стран СНГ Центра стратегических исследований при президенте Республики Таджикистан Абдунаби Сатторова, "талибы не только восстановили свои силы, но и практически контролируют 10 из 34 провинций Афганистана".

Традиционные опасности, исходящие с афганской земли, - терроризм, религиозный экстремизм и наркотраффик - приобрели для соседних стран угрожающий характер, считает таджикский политолог. И эту ситуацию обостряет рекордный урожай наркосодержащего мака, которого собрали в минувшем году в Афганистане более 8 тыс. тонн.

"У нас контакты с НАТО заморожены, прежде всего по вине представителей альянса, хотя очевидность необходимости нашего взаимодействия не вызывает никакого сомнения", - отметил на круглом столе генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа. В результате "страдают прежде всего представители военных контингентов государств НАТО в Афганистане".

 Виктор Михайлов

 Независимое военное обозрение

Поделиться:

Дата: