С.Арбенин: Союз Кыргызстана и Казахстана. Пограничное состояние

Дата:
В Кыргызстане сегодня плохо спят землемеры и депутаты. В парламенте страны ломают головы над тем, как урегулировать к обоюдному с Казахстаном удовлетворению давние имущественные и территориальные претензии между двумя республиками. Время не ждет: в апреле предстоит официальный визит главы Кыргызстана Курманбека Бакиева в Астану.

В Кыргызстане сегодня плохо спят землемеры и депутаты. В парламенте страны ломают головы над тем, как урегулировать к обоюдному с Казахстаном удовлетворению давние имущественные и территориальные претензии между двумя республиками. Время не ждет: в апреле предстоит официальный визит главы Кыргызстана Курманбека Бакиева в Астану.

Эта встреча в "Ак-Орде" с президентом Нурсултаном Назарбаевым - отнюдь не дежурное протокольное мероприятие. В ее рамках пройдет судьбоносное заседание наднационального органа двух республик - Высшего Межгосударственного совета Кыргызстана и Казахстана. Саммит определит, как далеко обе страны продвинулись не только на пути интеграции своих экономик, но и к созданию единого Союзного государства: договоренность о совместной работе в этом направлении была достигнута в апреле прошлого года. По словам Чрезвычайного и Полномочного посла Кыргызстана в Казахстане Джаныша Рустенбекова, будут обсуждены и вопросы приграничного сотрудничества.

И вот пора собирать в дорогу багаж, а у Курманбека Бакиева опять кавардак в доме. Пресловутый территориальный вопрос взбудоражил не только парламент. Как аргумент против действующих властей его решила использовать и оппозиция, казалось бы, давно сдавшая все свои бастионы.

Земля и люди: лучше меньше, да лучше

Год назад в ходе официального визита в Бишкек Нурсултан Назарбаев оказал существенную моральную и политическую поддержку главе Кыргызстана. Ведь в ту пору Курманбек Бакиев перманентно пребывал в ситуации цейтнота - под угрозой частичной или полной утраты своих властных полномочий. Используя подконтрольную прессу и дубинку митинговой демократии, оппозиция вновь набирала силу. И все громче требовала проведения конституционной реформы, в частности, пересмотра положений Основного закона в сторону сокращения президентских полномочий. А в случае несогласия или необоснованного промедления со стороны властей демонстрировала решимость добиться отставки главы государства.

На фоне таких событий внутри страны Курманбек Бакиев отчаянно нуждался во внешнеполитическом успехе и укреплении авторитета на международной арене. Протянутая из Астаны рука помощи пришлась весьма кстати. Бишкекский саммит удался. Стороны не только определили новые векторы сотрудничества, но и выступили с неожиданной инициативой - о создании в перспективе Союзного государства. И даже учредили два союзных наднациональных органа - Высший Межгосударственный совет Казахстана и Кыргызстана и Совет министров иностранных дел этих стран. В частности, касаясь давних предложений Нурсултана Назарбаева о создании Союза центральноазиатских государств, Курманбек Бакиев тогда заявил прессе: "Я как президент Киргизии поддерживаю эту инициативу. Я думаю, что если в центральноазиатском регионе Казахстан, Киргизия, Узбекистан и Таджикистан сумеют создать такой союз, который, прежде всего, способствовал бы углублению экономических и политических связей, безопасности, народы наших стран только выиграют".

Сенсация последовала незамедлительно. "Если сегодня Киргизия и Казахстан практически готовы к этому союзу, мы должны его закрепить. Мне кажется, нам не нужно ждать, пока все четыре государства созреют", - сделал решительный шаг навстречу северному соседу Курманбек Бакиев.

Центральноазиатский союз в составе Казахстана, Киргизии и Узбекистана был образован еще в 1993 году. В 1998 году с присоединением к этим странам Таджикистана преобразован в Центральноазиатское экономическое сообщество, в 2002-м - в Организацию Центральноазиатское сотрудничество, а в 2006-м интегрирован в ЕврАзЭС.

Ждать действительно было нечего, требовалось действовать, чтобы преодолеть политический и экономический кризис, поразивший Кыргызстан. А извечное стремление амбициозного казахстанского лидера вовлечь народы региона в единое интеграционное объединение пришлось в Бишкеке весьма кстати, пусть этой идее и исполнилось вот уже полтора десятка лет. Так отчего не порадеть интересам стратегически важного соседа? Тем более что противостоять экономической экспансии энергично развивающегося Казахстана с его неисчерпаемыми запасами углеводородов и других минерально-сырьевых ресурсов, втрое большим по численности населением и в десятки раз превышающим кыргызстанский объемом ВВП официальному Бишкеку явно не под силу. "Киргизия - небольшая республика и создание данного союза будет способствовать улучшению ее экономических связей", - прокомментировал инициативы своего визави Курманбек Бакиев.

В качестве залога экономического партнерства, которое отныне призвано было выйти на принципиально иной уровень, и в обмен на отказ от политического противостояния внутри республики заинтересованный в стабильности на своих границах Казахстан пообещал Кыргызстану весомые инвестиции. В Астане "готовы вкладывать миллиарды долларов в экономику Кыргызстана", если в республике проявят более высокий уровень политической зрелости, - дал понять хозяину встречи Нурсултан Назарбаев. И рекомендовал свой метод решения проблем. "Я советую просто из своего жизненного опыта, опыта Казахстана, чтобы киргизская экономика наконец-то полностью встала на путь приватизации", - отметил высокий гость. И отнюдь не случайно озвучил в этой связи перед прессой и вопрос имущественных и территориальных претензий. "К вам наши приходят, вкладывают деньги, но потом почему-то у них лицензию отбирают, ибо законы не работают. Мы хотим построить короткую дорогу из Казахстана на Иссык-Куль, но вопрос нашей собственности, которая есть в этом регионе, никоим образом не решается, парламент до сих пор не ратифицировал договор о границах. И все это вызывает недоверие", - посетовал тогда Нурсултан Назарбаев.

Не исключено, что урегулирование именно этих проблем и было определено казахстанской стороной в качестве своеобразного индикатора готовности Кыргызстана к продуктивному сотрудничеству. Ну не с пустыми же руками, памятуя об этих ясных посылах северного соседа, отправляться теперь Курманбеку Бакиеву в Астану, рискуя, что затем так же налегке, без весомых политических дивидендов, придется возвращаться обратно!

Депутат себе не рад

Сегодня у главы Кыргызстана вся надежда на парламент, которому для обсуждения правительство представило законопроект об условиях передачи в долгосрочную аренду построенных северным соседом еще в советское время четырех пансионатов на побережье Иссык-Куля. Речь также идет о необходимости ратификации официальным Бишкеком киргизско-казахского договора от 15 января 2001 года о государственной границе между двумя странами. В парламенте Казахстана этот документ одобрили в 2003 году. А вот депутаты прежнего созыва Жогорку Кенеша (парламента Кыргызстана) после недолгого обсуждения посчитали достигнутые договоренности сомнительными и положили соглашение под сукно - до лучших времен.

Впрочем, эти времена так и не настали. Прошлой осенью своим Указом президент Курманбек Бакиев распустил прежний состав главного законодательного органа страны. После выборов в декабре 2007 года в парламент республики пришли новые лица. И среди каждых троих обладателей заветных мандатов двое оказались представителями пропрезидентской партии "Ак Жол". Кажется, только бы жить и радоваться: можно быть уверенным, что депутаты большинством голосов поддержат любое начинание, которое исходит от первого лица в государстве. Но нет. Как только договоренности о спорных приграничных территориях двух сопредельных государств вновь извлекли из дальнего ящика на стол, в парламенте, в том числе еще вчера стройных рядах фракции партии "Ак Жол", возникло бурление. Тихий поначалу ропот местами стал перерастать в громкое: "Не отдадим ни пяди родной земли!"

"Белым домом" была брошена в бой крупная артиллерия. Передача Казахстану в долгосрочную аренду четырех пансионатов на побережье Иссык-Куля не несет ущерба национальным интересам и не противоречит Конституции республики, убеждал депутатов председатель Госкомитета по управлению госимуществом при правительстве Кыргызстана Турсун Турдумамбетов. Соседи претендуют на эти объекты в связи с тем, что при Советах они были закреплены за Казахской ССР. "В случае если казахстанцы нарушат условия договора, мы имеем право в одностороннем порядке разорвать условия арендной сделки. Казахстанцы уйдут, земля останется за нами", - твердил чиновник в стенах парламента. "Если сейчас не ратифицируем соглашение, могут пострадать и наши добрососедские отношения, которые складывались многие годы", - прямо предупреждал депутатов представитель президента в парламенте Камбаралы Конгантиев. "Кроме того, не стоит забывать, что Казахстан - один из наших основных стратегических партнеров. Именно у Казахстана мы закупаем продовольственную пшеницу, ГСМ, через эту страну для нас проходит транспортный коридор. Не исключаю, что могут последовать экономические санкции", - так оценил возможный отказ в предоставлении соседям здравниц в аренду представитель главы государства. Но эти и другие аргументы депутатами услышаны не были. Рассмотрение проекта ратификации отложено, от правительства потребовали предоставить еще целый ряд важных документов.

"Нам надо научиться вести переговоры с точки зрения экономической выгоды и своих национальных интересов. Пора вспомнить о родине. На дружеские отношения с Казахстаном это не повлияет - мы соседи", - высказался в связи с этой ситуацией депутат от фракции Социал-демократической партии Кыргызстана Бакыт Бешимов. "Передача пансионатов на Иссык-Куле Казахстану может вызвать новую революцию в Кыргызстане", - со своей стороны, заявил представитель фракции "Ак Жол" Бейшенбек Абдыразаков.

Что касается ратификации договора о киргизско-казахской госгранице, депутаты создали две комиссии с участием представителей аппарата правительства, МИДа, Госрегистра и других специалистов. До конца марта им предстоит посетить спорные территории в Иссык-Кульской и Таласской областях, чтобы на месте оценить обоснованность претензий Казахстана, необходимость и возможные последствия передачи под его юрисдикцию этих участков. Причем относительно перспектив обмена приграничными территориями некоторые депутаты "заявили о возможности такого шага в преддверии визита Курманбека Бакиева в Казахстан. Однако спикер Адахан Мадумаров и ряд других парламентариев призывали не увязывать оба этих вопроса", - сообщили по этому поводу в пресс-службе Жогорку Кенеша.

Революция продолжается

Оппозиционно настроенные политики не упустили возможности использовать нынешнюю ситуацию, чтобы попытаться дискредитировать действия властей. "Наша партия изначально была против того, чтобы раздавать земли. Мы уже отдали казахам на побережье Иссык-Куля десятки пансионатов. Можно сказать, что озеро оказахстанивается", - заявил по этому поводу на страницах газеты "Агым" лидер партии "Эркиндик" Топчубек Тургуналиев.

О необходимости сохранения территориальной целостности республики заговорили и на вновь мятежно настроенном юге республике, в самом сердце "тюльпановой революции" - Аксыйском районе (Джалалабадская область). Здесь 17 марта прошел так называемый Народный суд над пособниками трагических событий 2002 года. Тогда в ходе акций протеста в поддержку угодившего за решетку СИЗО земляка и будущего Генерального прокурора и депутата парламента Азимбека Бекназарова в столкновениях со стражами порядка у села Боспиек от огнестрельного оружия погибли шесть человек, еще несколько получили ранения. Но и спустя шесть лет после трагедии 17-18 марта никто не понес заслуженного наказания, считают аксыйцы. Акаевские власти спустили дело на тормозах. Бакиев, с тюльпаном в петлице публично в революционные дни 2005-го пообещавший призвать виновных к ответственности, судейскую мантию, понятно, примерять на себя не стал. А киргизская Фемида, который год перманентно рассматривающая обстоятельства трагедии в поисках разве что стрелочника, ну настолько слепа, возмущаются родственники и близкие погибших и пострадавших, что в упор не видит виновных!

Кто именно виноват и что делать? Выступившие на заседании народного суда в отдаленном горном районе Киргизии общественные обвинители - экс-депутат парламента Дооронбек Садырбаев, Топчубек Тургуналиев, правозащитница Толекан Исмаилова и другие - озвучили две основные причины, повлекшие за собой аксыйские события. Это необоснованная передача Китаю в рамках урегулирования вопроса о спорных приграничных территориях киргизской местности Узенгукууш и нарушение в стране прав человека. В числе виновников последовавшей трагедии участники этого суда, а иные считают - все же судилища, назвали десятки бывших и действующих высокопоставленных чиновников, силовиков. В том числе многих теперь уже экс-персон киргизского политического олимпа: некогда министра внутренних дел Темирбека Акматалиева, госсекретаря Осмонакуна Ибраимова, премьера Николая Танаева, а также первого президента Аскара Акаева.

Народный гнев адресован и действующему главе страны Курманбеку Бакиеву. Ведь это он в дни памятной всем расправы над участниками протеста занимал пост премьер-министра республики. И должен знать, кто именно отдал команду вооружить милиционеров против пешего марша горцев, выступивших в защиту своего земляка, и почему прозвучали выстрелы. Должен или знает?

Уже вечером 17 марта стало известно: народный суд в числе других признал виновными в аксыйской трагедии экс-президента Аскара Акаева и возглавлявшего правительство Курманбека Бакиева. Вопрос легитимности такого решения обсуждать не приходится. "Вердикт носит не юридический, а морально-нравственный характер. Иными словами - порицание", - считает в этой связи глава Партии зеленых республики Эркин Булекбаев.

Голова в эти дни в киргизском "Белом доме" болит у всех. Ведь на 29 марта обещан еще один массовый сбор под фанфары оппозиции - для вынесения оценки действиям правящей власти во главе с Курманбеком Бакиевым, - всенародный курултай. В его организаторах значится не только вечный предводитель аксыйцев Азимбек Бекназаров, который в начале этого года объявил, что учреждает "Революционный комитет" (а значит, революция продолжается?) и переводит его "на полуподпольную работу", стремясь обезопасить сподвижников от угроз со стороны властей. На опустевшую было после провала апрельских митингов 2007 года оппозиционную авансцену вышли и другие новоявленные фигуранты. Среди них - Общественный парламент, а также Общественное движение "За справедливость" - его не так давно инициировал опять же экс-министр иностранных дел Аликбек Джекшенкулов.

Потрепанное в уличной борьбе за киргизскую демократию знамя подхватил и экс-депутат парламента и лидер старейшей в стране партии "Ата-Мекен" Омурбек Текебаев. Сегодня в республике многие уверены - именно это политобъединение получило массовую поддержку избирателей на состоявшихся 16 декабря прошлого года выборах в Жогорку Кенеш. Но киргизские правила математики, примененные при подсчете голосов, обернулись тем, что популярную в народе партию так и не допустили на ступеньки парламента. Кроме того, подготовку к народному вече в регионах проводят сегодня оппозиционные партии "Ар-Намыс" и "Асаба".

Участники республиканского общественного сбора, право на проведение которого закреплено в статье 23 Конституции Кыргызстана, а решения носят для властей рекомендательный характер, готовятся, прежде всего, дать свою оценку почти трехлетней деятельности главы государства Курманбека Бакиева. "На курултае будет избран координационный совет, который и возьмет на себя ответственность за то, чтобы провести в жизнь любое принятое народом решение", - отмечает по этому поводу Азимбек Бекназаров. "Если скажут "кетсин", то будем действовать в данном направлении", - не исключает при этом экс-депутат.

В стане противников действующей власти готовы по "воле народа" выдвинуть и единую от оппозиции кандидатуру так называемого альтернативного президента, о вероятности существования которого в легальном правовом поле в Основном законе страны и запятой нет. Но у киргизской суверенной демократии свои правила. Если уж действуют вполне общественные парламент и бани, почему не быть общественному президенту. Что не запрещено законом, - разрешено? Главное - выбить почву из-под действующей власти, раскачать лодку. Практика в этом вопросе отработана еще в "тюльпанном" 2005-м.

Апрельские тезисы

Неожиданный отпор, который оказан якобы подконтрольным "Белому дому" парламентом последним инициативам правительства по разрешению приграничных и имущественных проблем в отношениях с Казахстаном, и совпавшее с этим событием традиционное "весеннее обострение" оппозиционных настроений в обществе ставят перед Курманбеком Бакиевым непростые задачи. Можно не сомневаться: меньше всего он хотел бы в рамках ответственного визита в Астану вновь оказаться в положении лидера, как и год назад, увязшего во внутриполитических разбирательствах. И не способного развернуть государственную машину в сторону обеспечения благоприятного режима сотрудничества с наиболее надежным и перспективным партнером по региону. Ведь взаимный товарооборот двух стран по итогам 2007 года составил $531 млн. и по сравнению с предшествующим годом увеличился более чем на треть. А по объему инвестиций в киргизскую экономику Казахстан занимает первое место - в прошлом году этот показатель достиг $151,4 млн.

В оставшееся до апрельского саммита в Астане время Курманбеку Бакиеву предстоит задействовать все административные рычаги, чтобы еще раз попытаться ослабить вектор напряженности в отношениях с Казахстаном. От имущественных и территориальных уступок зависит и то, как скоро начнет работать совместный инвестиционный фонд, в распоряжение которого на финансирование проектов в Кыргызстане Астана готовится предоставить сто миллионов долларов. "Сейчас мы практически на финальной стадии, юридически вопрос экспертами согласовывается, и надеемся, что во время визита президента Кыргызстана де-юре этот вопрос будет решен", - сообщил в феврале журналистам по поводу деятельности фонда, комментируя итоги очередного заседания Совета министров иностранных дел двух стран, руководитель внешнеполитического ведомства Казахстана Марат Тажин.

Что одержит верх - осторожность в действиях и стремление наладить конструктивный диалог с оппозицией, настроенной на эскалацию конфликта с властью, или приверженность к решению долгосрочных стратегических задач и взаимовыгодному сотрудничеству с партнерами по региону? Выбор главе Кыргызстана Курманбеку Бакиеву предстоит не из легких.

Сергей Арбенин

 Фергана.Ру
 http://www.centrasia.ru/newsA.php4?st=1205877300

Поделиться:

Дата: