А.Шустов: Этнотерриториальные конфликты в Средней Азии

Дата:
В отличие от Казахстана, сумевшего в постсоветское время решить большую часть своих территориальных проблем, ситуация в Средней Азии далеко не так безоблачна. Большинство расположенных здесь республик имеют территориальные споры с соседями, значительная часть которых до сих пор не урегулирована. Этническая чересполосица и отсутствие общепризнанных границ усугубляется дефицитом земельных и - что еще более важно в условиях засушливого климата - водных ресурсов, придавая периодически возникающим конфликтам выраженную социально-экономическую окраску.

В отличие от Казахстана, сумевшего в постсоветское время решить большую часть своих территориальных проблем, ситуация в Средней Азии далеко не так безоблачна. Большинство расположенных здесь республик имеют территориальные споры с соседями, значительная часть которых до сих пор не урегулирована. Этническая чересполосица и отсутствие общепризнанных границ усугубляется дефицитом земельных и - что еще более важно в условиях засушливого климата - водных ресурсов, придавая периодически возникающим конфликтам выраженную социально-экономическую окраску.

На сегодняшний день наибольшее число территориальных споров существует между Узбекистаном, Киргизией и Таджикистаном, которые помимо общих границ и аграрного перенаселения объединяет принадлежность к "пороховой бочке Центральной Азии" - Ферганской долине, где расположены Ошская область Киргизии, Согдийская область Таджикистана, а также Ферганская, Наманганская и Андижанская области Узбекистана. Даже по сравнению с неблагополучными районами Средней Азии Ферганская долина выделяется высокой перенаселенностью, уровнем исламизации населения и большим числом нерешенных социально-экономических проблем. Неудивительно, что межгосударственные отношения Киргизии, Таджикистана и Узбекистана после распада СССР отличались высокой степенью конфликтности.

Несовпадение этнических и государственных границ, берущее свое начало в национально-государственном размежевании 1924-1925 гг., привело к тому, что во всех республиках Средней Азии проживают крупные общины других титульных этносов региона. Так, в Узбекистане, по данным на начало 1999 г., проживало 1,2 млн. таджиков, 967 тыс. казахов, 216 тыс. киргизов и 142 тыс. туркмен1, в Туркменистане (1995) - 407,1 тыс.2, в Киргизии (1999) - 665 тыс.3, а в Таджикистане (2000) - 937 тыс. узбеков4. За исключением Узбекистана, самой крупной этнической общиной которого являются таджики, наиболее многочисленная диаспора в остальных республиках Средней Азии - узбеки. Наличие крупных этнических общин, проживающих на границе со своим "титульным" государством, является сегодня мощным конфликтогенным фактором.

Как правило, численность таких диаспор властями всегда искусственно занижалась. По оценке российского этнолога Ю. Г. Кульчика реальная численность таджиков в Узбекистане в 1,5-2 раза выше официальной, а в Бухаре и Самарканде они составляют большинство населения5. Того же мнения придерживается американский исследователь Д. Шоберлайн-Энгел, по свидетельству которого на улицах Самарканда чаще слышишь таджикскую, чем узбекскую речь6. По некоторым данным, численность таджиков в Узбекистане достигает 5-6 млн. чел., а это - 20-25% населения республики7. После окончания гражданской войны 1992-1997 гг. принадлежность Бухары и Самарканда, населенных преимущественно таджиками, превратилась в одну из главных проблем таджико-узбекских отношений. В начале 2000-х гг. претензии на Самарканд и Бухару выдвигались бывшим лидером Объединенной таджикской оппозиции М. Зиеевым, занимавшим в правительстве Таджикистана пост министра по чрезвычайным ситуациям.

Одной из главных угроз территориальной целостности Киргизии руководство республики считает компактное проживание узбеков в граничащих с Узбекистаном южных областях. Географически Киргизия делится на северную и южную части, которые отделяют друг от друга горные хребты, а соединяет всего одна дорога. На территории южных областей по переписи 1999 г. проживало 632,8 тыс. узбеков, что составляло 26,1% их населения8. По данным официальной статистики, удельный вес узбеков в южных регионах на протяжении 1990-х гг. практически не изменился, тогда как киргизов - заметно вырос (с 59,7 до 67,6%). Между тем по данным Ассамблеи народов Кыргызстана, уровень естественного прироста узбеков в середине 1990-х гг. был выше, чем киргизов, а их удельный вес в 1989-1995 гг. увеличивался9. На результаты переписи 1999 г., по всей видимости, повлияли опасения властей по поводу нарастания на юге этносепаратистских тенденций. Фактор наличия крупной узбекской общины постоянно сказывался во время событий "тюльпановой революции" 2005 г., когда в результате захвата оппозицией органов власти южных областей возникла реальная угроза раскола страны.

Нерешенной проблемой является наличие в Узбекистане и Киргизии этнических анклавов. Так, в Киргизии расположены два крупных узбекских анклава - Сох и Шахимардан, где проживает от 40 до 50 тыс. человек. В Узбекистане же находится входящее в состав Киргизии село Барак с населением около 600 чел. Будучи отрезанными от основной территории республики, жители этих населенных пунктов испытывают острые проблемы с пересечением государственной границы, функционированием экономики, социальной сферы и систем жизнеобеспечения. Предпринятые в 2001 г. попытки решить эти проблемы путем обмена территориями оказались безуспешными. Предложение узбекской стороны соединить Сох, где расположено 19 населенных преимущественно таджиками кишлаков, широкой полосой земли с Узбекистаном в обмен на передачу южной части анклава были отвергнуты Киргизией, посчитавшей, что предлагаемые земли на имеют агротехнической ценности, а Лейлекский и Баткенский районы будут полностью отрезаны от остальной территории республики10.

В Киргизии также находится таджикский анклав Ворух, административно относящийся к Исфаринскому району Согдийской области Таджикистана. На территории площадью около 130 тыс. кв. км. проживают более 20 тыс. человек, 95% которых являются таджиками, а 5% - киргизами. С 1980-х гг. территория Баткенского района Киргизии является ареной длительного конфликта между киргизами и таджиками соседнего Исфаринского района Таджикистана, в основе которого лежит спор за земельно-водные ресурсы. Столкновения между таджиками и киргизами были зафиксированы в селениях Ворухе-Танги в 1982 г. и Матче-Актатыре в 1988 г. В 1989 г. противоречия переросли в межэтнический конфликт, безуспешные попытки урегулирования которого предпринимались в течение всего следующего года. Весной 1991 г. столкновения возобновились, причем со стороны таджиков было выдвинуто требование передачи им в постоянное пользование 10 тыс. га киргизских земель. Тем самым конфликт, в ходе которого с взаимными обвинениями выступили президенты Киргизии и Таджикистана, перешел на межгосударственный уровень11. Породившие его причины действуют вплоть до настоящего времени. В 1998 г. на территории Баткенского района вновь произошли столкновения из-за распределения воды, после чего были созданы совместные дружины для контроля над ее распределением12.

Пограничные проблемы Таджикистана, Киргизии и Узбекистана резко обострились в результате Баткенских событий. В 1999-2000 гг. вооруженные формирования Исламского движения Узбекистана (ИДУ) дважды производили рейды с территории Северного Таджикистана в Киргизию и Узбекистан, с трудом отраженные армейскими подразделениями, причем во время последних боев 2000 г. возникла непосредственная угроза Ташкенту. Опасаясь повторного прорыва боевиков ИДУ, Ташкент начал одностороннее минирование границ с Таджикистаном и Киргизией, что повлекло за собой многочисленные жертвы среди мирного населения. Недовольство киргизской стороны вызвало размещение вооруженных сил Узбекистана в анклавах Сох и Шахимардан, что, по мнению Бишкека, противоречило международным нормам13.

Последствия Баткенских событий для таджико-узбекских отношений оказались еще более серьезными. В 2000 г. из приграничной Сурхандарьинской области Узбекистана были депортированы более 5 тыс. этнических таджиков, проживавших в 18 кишлаках. Население было перевезено в пустыню Шарабадского района, после чего все кишлаки были уничтожены ВВС Узбекистана14. Поводом для депортации послужили сведения о том, что во время вторжения формирований ИДУ жители этих кишлаков, таджики по национальности, имели контакты с боевиками15. Спустя несколько лет аналогичную политику стал проводить Душанбе. В целях более выгодной делимитации границы с Узбекистаном власти в конце 2007 г. стали оказывать давление на проживавших в приграничных районах Согдийской области узбеков, заставляя их принять гражданство Таджикистана. В случае отказа им угрожали конфискацией имущества и депортацией за пределы республики Поэтапное переселение вглубь республики этнических узбеков и расселение таджиков проводилось в Шаартузском и Турсунзадевском районах Согдийской области, где узбеки составляли большинство населения16.

В настоящее время из пяти республик Центральной Азии полностью делимитировал сухопутные границы только Туркменистан, подписавший соответствующие договоры с Узбекистаном (сентябрь 2000 г.) и Казахстаном (июль 2001 г.). Основные проблемы по делимитации границы решил Казахстан, урегулировавший большую часть вопросов с Узбекистаном, Киргизией и Россией. В то же время проблемы делимитации границ между Узбекистаном, Таджикистаном и Киргизией не решены до сих пор. Так, на границе между Киргизией и Узбекистаном насчитывается 58 спорных участков, а из 1375 км. границы делимитировано только 99317. Напряженные отношения между тремя среднеазиатскими республиками не исключают возникновения новых этнотерриториальных конфликтов, социальную почву для которых создает продолжающийся прирост населения и сложное социально-экономическое положение. Кроме того, конфликты здесь провоцирует сам процесс формирования "новых национальных государств" с их государственной идеологией, частью непременного арсенала которой стало выдвижение территориальных претензий к соседям.

______
1 Национальный состав населения Республики Узбекистан по состоянию на 1 января 1999 г. 17.03.2003 // Uzbekistan Development Gateway /http://uzbekgateway.freenet.uz/duzdemog7.html.

2 Перепись населения Туркменистана 1995. Государственный комитет Туркменистана по статистике. Т.1. Ашгабат, 1996. С. 67.

3 Основные итоги Первой национальной переписи населения Кыргызской Республики 1999 года. Национальный статистический комитет Кыргызской Республики. Бишкек, 2000. С.26.

4 Перепись населения Таджикистана // Статистика СНГ. 2002. Авг. №15. С. 39.

5 Кульчик Ю.Г. Республика Узбекистан в середине 90-х гг. // Исследования по прикладной и неотложной этнологии. 1995. №90 / http://www.iea.ras.ru/lib/neotl/07112002060400.htm

6 Щоберлайн-Энгел Д. Перспективы становления национального самосознания узбеков // Восток. 1997. №3. С.60.

7 Кожихов А. Очаги межэтнического напряжения в Центральной Азии. 28.05.2005 // Аналитический центр "Разумные решения" /http://www.analitika.org/article.php?story=20050528000602251

8 Структура населения Кыргызской Республики по некоторым национальностям (перепись 1989, 1999 годов) 23.05.2006 // Ассамблея народов Кыргызстана /http://www.assamblea.kg/i_general_stat7.htm.

9 Коэффициенты рождаемости, смертности и естественного прироста для некоторых национальностей. 23.05.2006 // Ассамблея народов Кыргызстана /http://www.assamblea.kg/i_general_stat5.htm; Юг Кыргызстана. 17.03.2003 // Ассамблея народов Кыргызстана /http://www.assamblea.kg/i_general.htm.

10 Кожихов А. Территориальный вопрос в Центральной Азии. 28.05.2005 //Аналитический центр "Разумные решения" /http://www.analitika.org/article.php?story=20050528000412694; Панфилова А. Центральная Азия: территориальные мины замедленного действия // Евразия сегодня. 2003. 6 мая

11 Бушков В.И., Микульский Д.В. Анатомия гражданской войны в Таджикистане (Этносоциальные процессы и политическая борьба, 1992-1996 гг.). М., 1996 //Центральная Азия и Кавказ /http://www.ca-c.org/datarus/st_08_bush_8.shtml

12 Усубалиев Э. Некоторые аспекты водно-энергетических ресурсов Центральной Азии. 5.05.2007 // Время Востока /http://www.easttime.ru/reganalitic/1/28.html

13 Джусупов Б. Проблемы делимитации и демаркации государственных границ в Центральной Азии как фактор дезинтеграции // Время Востока. 2007. 4 июня /http://www.easttime.ru/reganalitic/1/33.html

14 Улунян Ар.А. Бархата не будет. 12.07.2006 // Апология. 2005. №4 /http://www.journal-apologia.ru/rnews.html?id=192&id_issue=61

15 Кожихов А. Очаги межэтнического напряжения в Центральной Азии. 28.05.2005 // Аналитический центр "Разумные решения" /http://www.analitika.org/article.php?story=20050528000602251

16 Рашидов С. Нет узбеков - нет проблем? Дискриминационная политика Душанбе // ЦентрАзия. 2008. 23 янв. /http://www.centrasia.ru/newsA.php4?st=1201038720

17 Джусупов Б. Проблемы делимитации и демаркации государственных границ в Центральной Азии как фактор дезинтеграции // Время Востока. 2007. 4 июня /http://www.easttime.ru/reganalitic/1/33.html

 Фонд стратегической культуры

Поделиться:

Дата: