Бекжан Киманов. По поводу споров о Доктрине национального единства

Дата:

В последнее время в Казахстане активизировались споры по поводу доктрины национального единства. Есть люди, которые понимают под термином «национальное единство» объединение разных национальностей, присутствующих в республике, в одну единую национальность, которой якобы присвоят название «казахстанская». Как кажется этим людям, такое развитие ситуации со временем приведет к исчезновению исконно казахской национальности. Они объясняют это тем, что понятие «казахская нация» должна включать именно этнических казахов, в то время как понятие «казахстанская нация» предполагает включение в свой состав различных этнических групп. Тем самым, считают они, у казахов даже национальности как таковой не останется, поскольку законодательно государственное внимание якобы будет приковано к понятию «казахстанская нация», а понятие «казахская нация» утратит свой статус на исконно казахской земле.

 

В настоящей статье предлагаю разобраться, насколько обоснованы такие опасения. А затем - либо разделить эти опасения (в случае их обоснованности), либо выработать предложения, как их развеять (в случае не обоснованности). Для этого необходимо разобраться со следующими понятиями, вокруг которых разразился весь спор:

 

  • Национальное единство.
  • Казахстанская нация.
  • Казахская нация.

 

Что означает термин «национальный»?

 

Термин «национальный» в понятии «национальное единство» используется в том же значении, как он используется в таких понятиях, как «национальная экономика», «национальные интересы» и тому подобное.  Данный термин в таком контексте пришел в наш лексикон из английского языка сравнительно недавно, в начале 90-х годов XXвека, и был подвергнут неправильному переводу. Он был переведен буквально, так, как мы его слышим («national» - «национальный»). На самом деле, для носителей английского языка, данный термин означает «общественный» или «государственный».

 

Например, в США выражение «национальные интересы» (в оригинале «national interests») означает интересы американского общества либо интересы государства США, что, по мнению носителей термина, одно и то же. Поскольку в наш постсоветский лексикон выражение «национальные интересы» пришло именно из США, то и термин «национальный» в данном контексте правильнее будет понимать так, как его понимают авторы термина - американцы. То есть, понимать его как «общественный» или «государственный». То же самое относится и к другим подобным (новым для нас) терминам, например «национальная экономика», «национальное единство».

 

В нашем лексиконе до начала 90-х годов вообще не было в ходу такого выражения, как «национальные интересы». Да и слово «национальный» не означало «общественный» или «государственный», а означало исключительно принадлежность к некой этнической группе, то есть национальности. Например, «национальные танцы», «национальные традиции». Аналогичным образом, для носителей казахского языка термин «?лтты?» не был идентичен терминам «?о?амды?» или «мемлекетті?». Тем не менее, термин «национальные интересы» как перевод английского термина «national interests» уже стал общеупотребительным. А соответственно, термин «национальный» приобрел в русском языке новый смысл. Он стал означать не только принадлежность к этнической группе (национальности), но и принадлежность к обществу, государству. Аналогичные метаморфозы произоши с казахским термином «?лтты?».

 

Что такое национальное единство?

 

В общем-то, такие метаморфозы - это нормальный процесс развития языка, дополнения его новыми терминами или расширения смыслового значения терминов. Другое дело, что в понятийном аппарате значительной части постсоветского (в том числе казахстанского) населения слово «национальный» так и осталось в значении «национальность», «этнос».

 

Как обсоновано выше, на сегодняшний день понятие «национальное единство» должно означать «общественное единство» или «государственное единство». Однако, значительная часть населения (по крайне мере в среде этничских казахов) понимает под национальным единством именно единство национальностей (этносов), то есть объединение нескольких национальностей в одну (в единую национальность). При этом, они совершенно искренне опасаются за утрату самоидентификации казахской национальности.

 

На самом деле это игра слов. Это проявление разницы в понятийном аппарате основной массы граждан и государственной элиты. Однако такая игра слов создала повод для социального протеста и привела к политическим интригам на этой почве. Есть определенный контингент лиц, который такие поводы только и ищет. Они нужны им для дестабилизации обстановки в стране. Хотя по сути, «национальное единство» означает «общественное единство» или «общественное согласие».

 

Что такое казахстанская нация?

 

Разобравшись с терминами «национальный» и «национальное единство» важно также понять, что такое нация. Здесь ситуация абсолютна идентична ситуации с термином «национальный». Нужно понимать, что в последнее время смысл слова «нация» дополнился новым содержанием. Если раньше для большинства граждан советского пространства он означал исключительно национальность или этнос. То в настоящее время он дополнился новым смыслом, который означает «общество». Поэтому смысл выражения «казахстанская нация» означает «казахстанское общество».

 

При этом, выражение «казахская нация» может относиться исключительно к казахской национальности (этносу), поскольку общества, состоящего из одних только этнических казахов не существует и, в современных исторических условиях, существовать не может. Вместо слов «казахская нация» более уместным будет выражение «казахский народ». Если же речь идет о казахстанском народе или казахстанской нации, то совершенно бесспорно, что речь идет именно обо всех гражданах Республики Казахстан, независимо от этнического признака, то есть о казахстанском обществе.

 

О чем говорится в проекте доктрины?

 

В самом проекте доктрины, предложенном Ассамблеей Народа Казахстана, приведено следующее определение национального единства.

 

Под национальным единством понимается целостность существования этнических общностей в составе единого государства, высокая степень самоидентификации граждан страны с Республикой Казахстан, с существующей системой ценностей и идеалов.

 

Если выделить существенные признаки национального (общественного) единства, предлагаемые проектом доктрины, то они следующие:

  • единое государство;
  • проживание различных этнических групп на территории единого государства;
  • наличие комплекса объединяющих факторов, на основании которых, различные этнические группы объединяются в единое общество, образующее государство (смысл слова «целостность»);
  • отнесение к данному комплексу объединяющих факторов, в частности, следующих факторов: осознание причастности к Республике Казахстан; наличие системы ценностей и идеалов, которую разделяют все этнические группы.

 

Как мы видим, Доктрина национального единства не предполагает никакого формироваиня нового этноса или национальности. Она предполагает лишь инструменты укрепления общественного единства и межнационального согласия в Республике Казахстан. Фактически, данные инструменты уже существуют и используются (общая культура, ментальность, сложившаяся в силу общей исторической судьбы народов, населяющих Казахстан; дружеские отношения между этническими группами Казахстана; отношение к Казахстану, как к Родине со стороны разных этнических групп; и многое другое). Однако, учитывая, угрозы, стоящие перед казахстанским обществом в частности и человечеством в целом, все эти объединяющие факторы необходимо беречь и защищать. В какой-то степени, они существуют в обществе не осознанно. Они просто есть и воспринимаются обществом как данность. В современных условиях нужно вынести их на уровень общественного осознания, то есть придать официальный статус. Именно этой цели и призвана служить Доктрина национального единства.

 

По поводу заявленией об опасности доктрины национального единства.

 

Таким образом, заявления об опасности доктрины национального единства для казахской национальности совершенно беспочвенны. При этом, для того, чтобы уйти от споров и развеять опасения некоторых представителей казахской общественности, необходимо устранить разницу между понятийным аппаратом авторов спорного термина и понятийным аппаратом основной массы населения. Устранить эту разницу можно одним из следующих способов.

 

Первый способ: заменить формулировку «доктрина национального единства» на одну из следующих формулировок: «доктрина общественного единства», «доктрина общественного согласия», «доктрина межнационального согласия».

 

Второй способ: Провести широкомасштабную разъяснительную работу по поводу значения термина «национальное единство», разъяснить людям, что он на самом деле означает. Для этого нужно активно использовать средства массовой информации и в первую очередь республиканские телеканалы и газеты.

 

 

Бекжан Киманов, ОО «Ізгі Амал»

10.01.2010г.

 

 

(прислано на www.geokz.tv)

Поделиться:

Дата: