Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Сегодняшний джихад - это джихад просветительский

4 Января 2010

Автор:

Теги:

Беседа Председателя Совета муфтиев России шейха Равиля ГАЙНУТДИНА и главного редактора журнала «Солдаты России» Владислава ШУРЫГИНА

- Уважаемый муфтий, какова сегодня жизнь мусульман России? Какие проблемы сегодня стоят наиболее остро в регионах, традиционно населённых мусульманами?

- Ислам на территории России насчитывает более чем тысячелетнюю историю. И так же, как во всем мире, Ислам для нас, российских мусульман, это гораздо больше, чем просто религия, чем просто соблюдение и исполнение религиозных обрядов, - это наш образ жизни, наше поведение со своими порядками и правилами, обязательными для каждого мусульманина. В нашем понимании, главная миссия Ислама - это формирование преисполненных праведности и добродетелей личности, семьи и общества, воспитание здорового душой и телом человека, его жизнедеятельная активность в гармоничном цивилизованном мире.

Первым и главным фактором нашей жизни должна быть богобоязненность, - это четко определил наш Пророк (мир и благословение ему) в той его проповеди, которую он произнес в своем последнем хадже: «Нет разницы между черным и белым, арабом и неарабом, - превосходство между ними определяет богобоязненность».

Сегодня Ислам - динамично развивающаяся религия, свидетельством чему служит стремительно увеличивающееся число его приверженцев. В наши дни Ислам представлен более чем в 120 странах мира (включая Россию и составляющие ее субъекты) и занимает после христианства второе место в мире по числу верующих - 1,4 миллиарда человек. В России, по разным оценкам, насчитывается 20 миллионов мусульман.

С момента начала распространения Ислама в VII веке и его победоносного мирного шествия в Средние века быть мусульманином означало принадлежать к цивилизации победителей. Ислам распространялся, благодаря просвещению, призыву и мудрости. Как сказано в Священном Коране: «Призывай на путь Господа мудростью и добрым увещеванием» (Сура «Пчелы», 125 аят).

Ислам не разделяет религиозный и светский образы жизни - они дополняют друг друга в такой гармонии, которую редко или никогда не увидим в других религиях или законодательствах, «...ведь Мы ничего не упустили в этом Писании, - а потом все они будут собраны перед своим Господом» (6:38).

Мусульмане России с уверенностью и оптимизмом смотрят в будущее. Слова В. В. Путина о том, что «Россия - как уникальная евроазиатская держава - всегда играла особую роль в строительстве отношений между Востоком и Западом. И я убежден, что наше взаимодействие... может и сегодня стать важнейшим элементом справедливого и безопасного мира. Оно способно обеспечить площадку для бесконфликтного решения многих международных и региональных проблем», - являются программными во взаимоотношениях России в том числе и с исламским миром.

В современном быстро меняющемся мире происходит интенсивный процесс мусульманской интеграции. Однако эти процессы не являются простыми. Основные трудности на этом пути связаны как с внутренними, так и с внешними факторами. Стремление к знаниям и прогрессу присущи Исламу и заложены в самой нашей религии. Священный Коран учит нас: «Читай во имя твоего Господа, Который сотворил все сущее» (Сура «Сгусток», аят 1), и Сунна нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) гласит: «Ищите знаний».

Но сегодня нам приходится констатировать, что отставание исламского мира в целом ряде отраслей науки, технологии, экономики приводит к отрицательным социальным явлениям. В силу этого очень важно делать ставку на позитивный идейный потенциал Ислама, его открытость к знаниям, к науке. Исламскому миру пора преодолеть ситуацию, когда мусульманские государства оказались на периферии постиндустриального мира.

Сегодня приобретают особенную актуальность и ответственность исламское образование и просвещение. Время требует грамотного, мудрого подхода в просветительстве в Исламе.

Сегодняшний джихад - это джихад просветительский, джихад, нацеленный на распространение правильного понимания Ислама и борьбу с его искажениями всеми доступными способами, в том числе используя все достижения современной цивилизации, современной науки. Именно на этом поле битвы должны сегодня прилагаться самые серьезные усилия мусульман.

Исламская мысль XXI века должна использовать все, что заложено в нашей благословенной религии, и особенно идеи мусульманских реформаторов конца ХIХ - начала ХХ века.

- Является ли Ислам «закрытой» религией, необходима ли мусульманской общине изоляция или же Ислам открыт миру, и  мусульманин - это обычный гражданин России?

- Исламская цивилизация сегодня стоит перед выбором перспектив развития мусульманского мира в свете проектов его демократизации и политического реформирования. Необходимым условием мусульманской интеграции перед лицом серьезных вызовов становится развитие в этом направлении исламской мысли и широкого распространения достижений в этой области.

Сегодня человечество осознает истину, что мировые и традиционные религии не несут в себе агрессии и зла, наоборот - они возникли для борьбы со злом, для преодоления пороков, для воспитания и раскрытия в человеке его лучших качеств.

Мы отвергаем концепцию «столкновения цивилизаций», видя в ней не констатацию факта, а намеренное провоцирование конфликтов, мы за диалог и сотрудничество цивилизаций, о чем было сказано уже 10 лет назад в Тегеранской Декларации о диалоге цивилизаций.

Мусульмане в подавляющем своем большинстве выступают за многополярный мир, за многовекторность в культуре. Диктат какой-то одной страны, одной культуры, одной цивилизации неизбежно будет порождать и порождает конфликты, мы видим достижение баланса интересов в концепции единства человечества в сосуществовании разных культур, в многообразии традиций.

Ислам учит, что наличие на земле разных народов с их своеобразием языков, культур, традиций установлено Всевышним, Аллахом: «О люди! Воистину, создали Мы вас мужчинами и женщинами и сделали народами и племенами, чтобы вы познавали друг друга. Ведь самый благочестивый из вас перед Аллахом тот, кто наиболее богобоязненный» (Коран, 49:13).

В целях лучшего познания друг друга надо стимулировать исследования в духе веротерпимости и взаимоуважения, направленные на изучение других культур и религий для преодоления сложившихся в Средневековье стереотипов недопонимания и вражды.

Наличие разных народов дано как благо - для взаимного познания и взаимообогащения национальных культур. Таким образом, нет какого-либо «исключительного», «богоизбранного» народа. Все люди и все народы избраны Богом и могут первенствовать друг перед другом лишь в делах благочестия, т. е. в правах никто не имеет привилегий, а только лишь в своей добродетельной жизни и в талантах человек может первенствовать перед другими.

Для того чтобы в мире господствовали толерантность, взаимное уважение и сотрудничество между людьми разных убеждений, необходимо соблюдение всеми главного принципа - принципа добровольности. Творец, Всевышний, для того и дал нам свободу выбора, чтобы мы выбрали истину добровольно, как говорит благородный Коран: «Нет принуждения в религии» (2:256).

Поэтому и в нашем представлении о справедливом мироустройстве не должно быть принуждения, навязывания другим чуждого образа жизни, культуры, духовности. Мы с тревогой относимся к попыткам перенести процессы экономической и технологической глобализации на духовную и культурную сферы, где каждый народ имеет право сохранять свою самобытность.

Благодаря новым технологиям мы сами стали сильными, но мир, наоборот, стал хрупким, и один не погашенный вовремя конфликт угрожает бытию всей нашей планеты. И главная причина кроется в душах людей. Поэтому борьба за души людей сегодня - это борьба за выживание всего человечества.

По учению Ислама, мусульмане обязаны быть терпеливыми и искренне призывать к правде и справедливости, вести диалог и аргументировано разъяснять свою позицию. Это, по сути, кредо человека, посвятившего себя несению слова Всевышнего, - как с минбара, так и с кафедры учебного заведения. Вместо навязывания своего взгляда, своего вероучения, вместо насилия - исламское образование и просвещение.

- Каково Ваше отношение к военной службе? Должны ли юноши-мусульмане служить в  Российской армии?

- Защита Отечества, интересов государства, забота о его безопасности - одна из важнейших обязанностей человека перед Аллахом, дело благородное и достойное настоящего мужчины.

Пророк Мухаммад (САС) сказал: «Любовь к Родине - часть твоей веры». Религия Ислама всегда воспитывала сильную личность, воспитывала в мужчине дух борца, воина, защитника тех, кто слабее. Поэтому в своих проповедях, фетвах исламские лидеры уделяют большое внимание патриотическому воспитанию верующих.

Само учение Ислама обязывает мусульманина быть защитником своей Родины.

Мусульманские религиозные организации и все наши мусульмане выступают за целостность и единство нашей страны и поддерживают те усилия государства, которые направлены на укрепление обороноспособности Армии, укрепление духовно-нравственных качеств военнослужащих.

Уверены, взаимодействуя с Министерством обороны, мы сможем создать ту модель института военных священнослужителей, которая будет отвечать интересам государства и общества. Надеемся, что в случае введения в Российской армии института военных священнослужителей будут защищены права на свободу вероисповедания, не будут ущемлены религиозные чувства и не будет забыто то, что в армии служат солдаты разных национальностей и вероисповеданий.

След ует отметить, что вопросы духовнонравственного воспитания в школе и армии находятся под пристальным вниманием духовных лидеров России и были темой неоднократного обсуждения в рамках Межрелигиозного Совета России.

В отечественной истории при покушении внешних агрессоров российские мусульмане всегда вставали на защиту Отчизны и демонстрировали подлинный героизм. Так было и в 1812 году, и в 1914-1918 годах, и в 1941-1945 годах. Например, 27 января 1915 г. мусульманская фракция Государ ственной Думы приняла заявление, в котором, в частности, говорилось: «Основание для определения отношения мусульман к настоящей войне вытекает из старых традиций, которые заключаются в том, что мусульмане, сражаясь за Россию с ее врагами, всегда проливали кровь одинаково и наравне с коренным русским населением. Точно так же и теперь, когда опасность угрожает целости Российского государства и благополучию всех его граждан, чувства и мысли мусульман не могут не быть настроены иначе, как только в один тон с чувствами и мыслями всех российских граждан».

Мы выражаем готовность содействовать государственным органам в подготовке молодежи к службе в рядах Вооруженных Сил, считая ее долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Но мы хотим быть уверены в том, что руководство Вооруженных Сил, МВД, ФСБ, ФПС, МЧС и других силовых структур России будет учитывать светский характер самого государства и многонациональный и многоконфессиональный характер его граждан как в воинской деятельности, так и в проведении различных мероприятий воспитательного, патриотического характера. В соответствии с Конституцией России идеологическая работа в силовых структурах должна оставаться внерелигиозной. Та часть военнослужащих, которая нуждается в духовном окормлении, должна иметь возможность, в рамках распорядка дня и планов жизнедеятельности, посещать мечеть и совершать необходимые религиозные обряды во внеслужебное время.

- Сегодня мусульманское общество находится под постоянным давлением экстремистского крыла Ислама. Я имею в виду ваххабизм, который не приемлет подавляющее большинство верующих. Какую оценку Вы, как первое духовное лицо России, дали бы действиям религиозных экстремистов?

- Для нас нет никакой разницы между ультранационалистическими организациями в российских городах и экстремистами на Кавказе, использующими исламские лозунги. Даже беглого знакомства с их идеями достаточно, чтобы выявить общего заказчика, цель которого - развалить Россию через развязывание межэтнической и межконфессиональной бойни.

Осознавая степень угрозы, считаем, что эффективными могут стать лишь те меры противодействия экстремизму, которые основаны на практическом, а не на имитируемом социальном партнерстве органов власти и институтов гражданского общества, религиозных ках этого года, провозглашенного как Год молодежи. И в этом нет ничего удивительного, так как благоприятная почва для укоренения этих идей в нашем обществе формировалась на протяжении многих лет, и мероприятиями одного организаций. И, конечно же, самым эффективным методом профилактики экстремизма в молодежной среде должно стать воспитание, прежде всего духовное.

К сожалению, ряды экстремистских организаций продолжают пополняться, несмотря на чрезвычайно важные и полезные мероприятия, проводимые в рамках этого года, провозглашенного как Год молодежи. И в этом нет ничего удивительного, так как благоприятная почва для укоренения этих идей в нашем обществе формировалась на протяжении многих лет, и мероприятиями одного года, пусть даже очень эффективными, проблемы не решить.

Общеизвестно, что в деятельность всех экстремистских групп вовлечена молодежь, так как это наиболее чутко реагирующая на социальные изменения и более податливая экстремистской пропаганде социальная группа. В связи с этим важно создавать все условия для вовлечения представителей самой молодежи в противодействие экстремистским идеям. Сегодня даже идеологи экстремистских организаций являются молодыми людьми. Они харизматичные, яркие, убедительные. Почему нам не удалось воспитать не менее ярких и убедительных правильных лидеров - условно говоря - антиэкстремистов?

Полагаю, необходимо выявлять их, развивать их и помогать им в этой работе.

В то же время наша совместная работа должна состоять не из словесного интернационализма и громких призывов к борьбе против экстремизма всех мастей, а в скрупулезном учете особенностей и интересов представителей молодежи различных социальных и этнических групп, в защите их прав и свобод. Но главное - в формировании ответственности и вовлечении молодежи в дело строительства единого многонационального и поликонфессионального государства во взаимодействии со своими партнерами.

К сожалению, непрекращающиеся акты насилия на почве расовой ненависти со стороны неонацистских группировок продолжают оставаться одной из ключевых угроз стабильности общества.

- На встрече Президента России с муфтиями Северного Кавказа шел очень подробный разговор о перспективах духовного образования мусульман в России. Возможно ли в России сформировать действительно полноценное и авторитетное исламское религиозное образование?

- Важно, чтобы мусульмане были образцом для других, но не менее важно, чтобы образ Ислама и мусульман не искажался в глазах окружающих, что, к большому сожалению, порой делается преднамеренно.

В Совете муфтиев России, понимая важность образовательной и просветительской деятельности в XXI веке, разработали стратегию действий в этой области. Осуществляется долговременная программа подготовки научных кадров и повышение квалификации кадров Совета муфтиев и региональных дум. С этой целью нами были налажены тесные деловые контакты с Российской академией государственной службы при Президенте Российской Федерации, Институтом Востоковедения Российской Академии наук, МГУ им. М. В. Ломоносова и другими академическими институтами.

Книги и теории сами по себе мало способны изменить нас. В реальной жизни люди руководствуются примерами. Понимание того, что каждый человек - наилучшее творение нашего Господа, знамение, проявление величия Аллаха, должно стать основой нашей мудрости.

- В нынешнем году исполняется 30 лет с того момента, как Вы избрали духовное поприще. Как произошёл этот выбор? Кто повлиял на него?

- Я поступал в медресе Мир Араб в Бухаре - единственное в стране, с 450-летней историей.

Работал также ташкентский Исламский институт. Это были два мусульманских учебных заведения на территории Союза. Понятно, что туда подавали заявления молодые люди буквально изо всех республик. Конкурс был огромный, из Российской Федерации принимали 2-4 человека.

Отучившись и вернувшись в свой родной город Казань, я стал имамом одной из мечетей.

В те годы набирала силу очередная волна гонений по линии идеологического отдела ЦК КПСС. Закрывались храмы, людей без объяснений причин увольняли с работы. И молодой человек, вдруг изъявивший желание учиться на имама, совершал определенный шаг, зрелый и требующий мужества. Когда я подал заявление в Духовное управление мусульман европейской части СССР, чтобы меня направили на учебу в Бухару, об этом сразу узнал уполномоченный по делам религий по Татарстану. Меня пригласили в Казанский кремль, где состоялась двухчасовая, довольно тяжелая беседа. Чиновник меня убеждал: «Посмотри, ты дипломированный специалист, работаешь в очень активной сфере деятельности. Перед тобой прекрасная перспектива. А кто сегодня посещает мечети? Кроме стариков, там никого нет.

К тому времени, как ты получишь образование, там вообще никого не останется. Кому ты будешь нужен?». Но решение мое было твердое: «России нужны собственные богословы».

Во многом такое решение шло из семьи, поскольку первые знания об Исламе я получил от своей бабушки. Но первое осознание своего пути началось после знакомства со студентами и выпускниками медресе Мир Араб, после знакомства с литературой об Исламе. Эти молодые люди отличались от других моих сверстников, и меня привлекло благочестие, высокая нравственность и благородство, которые проявлялись в их поведении. Желание служить делу Ислама укрепилось после знакомства с имамами мечети Марджани в Казани.

Но главное влияние на меня оказали книги - Священный Коран, в первую очередь. Очень хочется думать, что мои усилия по служению Исламу и мусульманам принесут свои плоды. Уверен, что сегодня окрепло новое поколение молодых мусульман, выбравших путь служения Исламу, убежденных в важности и необходимости несения слова Всевышнего Аллаха людям.

http://soldatru.ru/read.php?id=784


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение