2009 год был не самым плохим для Азербайджана

Дата:
Интервью Day.Az с политологом Фикретом Садыховым.

 - Какие значимые события для Азербайджана вы выделите в 2009 году?

- 2009 год был не самым плохим для Азербайджана. Он был насыщен важными событиями. Формально, для нашей страны их можно разделить на негативные и позитивные. К негативным фактам можно отнести армяно-турецкие протоколы. Их подписание было явно ущербным для Азербайджана. Таким образом, армяно-турецкое сближение происходило явно не в интересах нашей страны. Другим немаловажным негативным фактом является очередное выделение со стороны США финансовой помощи сепаратистской «НКР». Подобные действия не могут радовать Азербайджан.

Но, с другой стороны, были и позитивные события. Азербайджан достаточно резко отреагировал на Цюрихские протоколы, которые были подписаны не в угоду нашей стране. Реакция Баку побудила Анкару изменить свою тональность в отношениях с Арменией. Турецкое правительство стало постепенно изменять свою позицию, учитывая реакцию Азербайджана на армяно-турецкие протоколы, и уже в Вашингтоне турецкий премьер Реджеп Тайип Эрдоган увязал открытие границ с Арменией с освобождением оккупированных районов Азербайджана. Данный факт является свидетельством воздействия позиции Баку на армяно-турецкий переговорный процесс, и, откровенно говоря, учитывая всю неоднозначность отношения к Цюрихским протоколам в самой Турции, я не верю в открытие границ этой страной с Арменией. Другим положительным фактом в азербайджанской дипломатии явился рациональный ответ Баку на помощь США сепаратистской «НКР».

В целом, надо отметить, что в 2009 году азербайджанская политическая элита, научилась адекватно реагировать и давать отпор на все то, что противоречит нашим интересам.

- Как вы оцените ход переговорного процесса по карабахскому урегулированию в 2009 году и каковы, на ваш взгляд, перспективы азербайджано-армянского диалога в 2010 году?

- Откровенно говоря, переговоры по карабахскому конфликту в 2009 году не оправдали наших надежд на скорейшее урегулирование. Армянская сторона продолжила свою примитивную политику торга нескольких оккупированных районов в обмен на статус сепаратистской «НКР». Но Азербайджан никогда не пойдет и не может пойти на данный обмен.

Тем не менее, были и положительные моменты, которые выразились в интенсификации переговорного процесса на высшем уровне во второй половине 2009 года. Это было попыткой азербайджанской дипломатии переломить ход переговорного процесса в свою сторону.

Также мы стали свидетелями оживления и деятельности Минской группы ОБСЕ. Хотелось бы верить, что и в рядах сопредседателей МГ ОБСЕ укоренится мнение, что сохранение карабахского конфликта уже на протяжении 20 лет не входит в их собственные интересы. Азербайджан в свою очередь дал понять, что мы не сможем вечно мириться с оккупацией наших территорий, и, надеюсь, то оживление переговорного процесса, которое произошло во второй половине 2009 года, сохранится и принесет, в конце концов, свои плоды в 2010 году.

- Многие политологи критикуют работу МГ ОБСЕ и обвиняют ее в бездействии. Есть предложения от реформации до ликвидации данной группы. А как вы оцените ее деятельность?

- Действительно такие инициативы есть. Здесь надо отметить, что в МГ ОБСЕ входят не только три страны-сопредседателя, но и другие страны. Думаю, что могла бы быть созвана конференция стран МГ ОБСЕ, где ее сопредседатели должны будут отчитываться о проделанной работе и представить перспективы по решению карабахского конфликта. Что касается реформации данной группы, то считаю ее бессмысленной, если она не принесет никакого прогресса по карабахскому вопросу. Какая разница, сколько будет сопредседателей, если сам процесс урегулирования не будет продвигаться?!

- Как вы считаете, является ли целесообразным лоббирование Азербайджаном новых резолюций Совета Безопасности ООН и других международных организаций по карабахскому конфликту, и каков спектр возможностей Баку в случае продолжения Арменией затягивания решения данного территориального вопроса?

- Международных резолюций по карабахскому вопросу, признающих данные земли территорией Азербайджана, а также трактующих действия Армении в качестве страны-агрессора, и так немало. Существуют 4 резолюции Совета Безопасности ООН, а также решение Совета Европы в пользу Азербайджана, и их никто не отменял. Другое дело, что должны существовать принципы международной имплементации данных решений. Думаю, что Баку не должен заострять свое внимание на проталкивании новых резолюций, хотя не считаю, что их принятие повредит ходу карабахского урегулирования.

Но, если Армения будет продолжать искусственно затягивать переговорный процесс, то, думаю, силовой вариант решения данного конфликта исключать нельзя. Мы часто слышим опасения по данному поводу извне, но всем нужно помнить, что Азербайджану не нужно чужих территорий. Мы лишь пытаемся вернуть оккупированные Арменией наши территории.

Тем не менее, считаю, что если сохранится положительная динамика второй половины 2009 года, и Азербайджан встретит понимание сопредседателей МГ ОБСЕ, то может наступить перелом в карабахском конфликте, который выразится в освобождении Арменией семи оккупированных районов Азербайджана в 2010 году, на первом этапе урегулирования.

З.А.
Day.Az

Поделиться:

Дата: