Армяно-турецкие протоколы переданы в конституционный суд

Дата:

| Давид Петросян

Средства массовой информации Армении сообщили, что 19 ноября президент Серж Саргсян представил в Конституционный суд страны армяно-турецкие протоколы, подписанные в октябре в Цюрихе. В настоящее время обращение президента изучается одним из членов суда. Срок изучения заявки может быть продлен еще на 10 дней. По времени срок принятия решения по обращению президента 3 месяца с момента ее получения. Таким образом, если мы правильно трактуем законодательство, речь, скорее всего, идет о последней декаде февраля 2010 года.

Напомним, что решение Конституционного суда будет основано на соответствии армяно-турецких протоколов Основному закону Армении. Таким образом, формально речь идет о чисто правовом процессе, а не о национальных, групповых и иных интересах. Другое дело, что общественный и экспертный интерес к этому процессу в самой Армении и Диаспоре беспрецедентен.

Один из наиболее публичных экспертов в области государственного права Армении Грайр Товмасян сообщил журналистам, что по его мнению в содержании протоколов нет ничего противоречащего Основному закону. Но эксперт полагает, что необходимо дополнительное изучение соответствия армяно- турецких протоколов Преамбуле Конституции Армении.

Попытаемся понять о чем конкретно может идти речь.

Весь текст Преамбулы состоит из шести строк и ссылки только на один документ - "Декларацию о независимости Армении", которая была принята парламентом страны 23 августа 1990 года.

В Декларации есть статья 11 в которой говорится: "Республика Армения выступает за международное признание геноцида армян 1915 года в Османской Турции и Западной Армении".

Насколько нам известно, в протоколах нет упоминания геноцида армян 1915 года, т.е. подписывая и ратифицируя армяно-турецкие протоколы Ереван де-факто и де-юре не отказывается от международного признания геноцида армян в годы Первой Мировой войны.

Другое дело упоминание термина "Западная Армения" в Декларации. Этот термин может трактоваться как исторический, географический, правовой и политический. При этом, трактовка каждого из этих понятий имеет определенное обоснование, подкрепленное соответствующими документами. Однако, цельной четкой правовой трактовки этого термина в сегодняшнем законодательстве Республики Армения не существует. Нет ясности в вопросе о том, согласен ли Еревана признать существующую армяно - турецкую границу, как об этом говорится в протоколах, в привязке к пониманию термина Западная Армения. Возможно, что Конституционный суд в своем заключении даст трактовку того, что именно понимает Республика Армении под признанием фактической армяно-турецкой границы.

Вполне возможно, что Конституционный суд даст какие-то правовые рекомендации на тот случай, если Турция после ратификации протоколов начнет их нарушать. К примеру, во время встречи президента Сержа Саргсяна в Лос-Анджелесе с представителями армянской диаспоры западного побережья США прозвучало предложение о том, чтобы официальный Ереван добавил подобное условие при ратификации протоколов и посчитал их недействительными. Речь идет к примеру о том, что если Турция в течение 60 дней после ратификации не откроет границу с Арменией, или же после открытия вновь закроет ее. Тогда, в Лос-Анджелесе президент Серж Саргсян публично согласился с этим предложением и даже пообещал проследить, чтобы такой пункт был включен в решение парламента при ратификации армяно- турецких протоколов.

Мы также напомним, что более месяца назад представитель Армянского Национального Конгресса Давид Шахназарян, в качестве гражданской инициативы, сделал ряд предложений, которые могли бы смягчить для официального Еревана последствия ратификации армяно-турецких протоколов. В частности, парламенту страны, после получения соответствующего заключения Конституционного суда, предлагалось в кратчайшие сроки ратифицировать армяно - турецкие протоколы с условием, которое собственно следует из самих протоколов (там говорится о ратификации и обменами документов в разумные сроки): если Турция в течение 2 месяцев не ратифицирует документы, то ратификация в армянском парламенте утеряет силу/ будет аннулирована.

Кроме того, следует учесть, что ряд авторитетных представителей армянской диаспоры полагает, что поскольку правительство Армении, вопреки их возражениям, намерено продвигаться вперед в вопросе армяно-турецких протоколов, то Конституционный суд, а впоследствии и парламент Армении, обязаны довести до минимума угрожающие стране и диаспоре будущие ущербы, и внеся в армяно-турецкие протоколы подобные условия и пояснения до их окончательной ратификации.

Пока же международное сообщество предпринимает шаги для поощрения политики Сержа Саргсяна и его администрации по нормализации армяно- турецких отношений. Так, 24 ноября (через два дня после встречи И.Алиев - С.Саргсян в Мюнхене) стало известно, что:

-i) Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) выделил до конца текущего года 150 млн долларов США для инвестиций в Армении (рекордная сумма для такой маленькой страны в истории банка),
-ii) Европарламент принял решение о выделении Армении 100 млн евро (по нынешнему курсу также 150 млн долларов США),
-iii) Генеральная Ассамблея ООН приняла решение отложить обсуждение вопроса "О положении на оккупированных территориях Азербайджана.

Ряд изданий в Армении полагает, что эти решения свидетельствуют о том, что на встрече 22 ноября в Мюнхене президент Серж Саргсян дал окончательное согласие на вывод армянских подразделений из 5 районов "зоны безопасности" вокруг Нагорного Карабаха. Мы же пока склонны считать, что вышеупомянутые решения являются поощрением политики администрации С.Саргсяна в вопросе нормализации армяно-турецких отношений.

источник: ИАЦ "Ноян Тапан"

Поделиться:

Дата: