Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Обижаться легче, чем просить прощения

19 Ноября 2009

Автор:

Теги:

 Александр Цинкер (Израиль) 
президент ICES, директор Института стран Восточной Европы и СНГ

В электронных и печатных информационных изданиях прошло следующее сообщение: 11 депутатов Сейма Литвы выразили открытый протест по поводу заявления президента Израиля Шимона Переса о том, что неправильно уравнивать преступления нацизма и сталинизма.

Как говорится в заявлении членов Сейма, они обеспокоены тем, что «позиция президента Израиля противоречит усилиям нашей страны по восстановлению исторической справедливости в осуждении сталинизма, а также нашей внутренней политике по преследованию не только тех лиц, которые участвовали в преступной деятельности, но и тех, которые отрицают преступления сталинизма».

Вот так, ни больше - ни меньше. Оказывается, президент Израиля не учел, что его слова могут не совпадать с принятой литовским руководством программой восстановления исторической справедливости. Правда, эта самая справедливость у ее авторов получается какой-то однобокой, а бы сказал, «советизированной». Все, что имело хоть какое-то отношение к действиям советских войск в годы Второй мировой войны, в Литве признано преступным, а порой и антигосударственным.

Наверное, именно в рамках это программы в Литве началась кампания по преследованию партизан-евреев, принимавших участие в боевых действиях на территории Литвы. Председатель совета директоров «Яд Ва-Шем» Авнер Шалев по этому поводу заметил, что в Литве, очевидно, считают: «если человек сражался в партизанском отряде за советскую власть, значит, он автоматически воевал против литовского народа».

Хочу отметить, что недавно израильский Центр им. Симона Визенталя направил письмо в литовский МИД: «Правоохранительные органы Литвы начинают кампанию дискредитации участников еврейского движения Сопротивления, ложно обвиняя их в военных преступлениях. Тем самым (власти) стремятся отвлечь внимание от вопроса об участии литовцев в истреблении евреев во время Холокоста».

Одним из пунктов признания исторической справедливости литовское руководство считает получение от России «компенсации ущерба за советскую оккупацию». Размер ущерба литовские законодатели оценили в 80 млрд. литов (более 23,5 млрд. евро). К слову, в 2010 году Минфин Литвы планирует общие доходы государственного бюджета со средствами ЕС в размере 20,909 млрд. литов (6,149 млрд. евро). Мне кажется, задуман отличный способ выхода экономики страны из глубокого финансового кризиса.

Наблюдая за оперативностью подсчета этого ущерба, никак не могу понять, почему процесс реституции еврейского имущества, утраченного евреями в годы Второй мировой войны на территории Литвы, идет так медленно. Да и принятое решение - выплатить только треть средств, на которые уже длительный срок претендуют частные лица и общественные организации - не выдерживает критики.

Комментируя письмо 11-ти, министр иностранных дел Литвы Вигаудас Ушацкас заявил: «Надо оценить, что исторические вещи рассматривают сквозь призму истории своего народа (...). Мы должны признать, что исторические оценки чувствительны, позиции в оценке режимов могут отличаться». Я с ним полностью согласен.

И мы, евреи-израильтяне, оцениваем 30-40 годы прошлого столетия через призму истории своего народа. В середине ХХ века евреи, 600 лет жившие в Литве и вместе с литовцами создававшие современность, за короткое время были уничтожены. Если в начале 1940 года евреев в Литве с учетом беженцев из Польши насчитывалось около 250 тысяч человек, то после кампании по систематическому уничтожению литовского еврейства в годы войны из евреев Литвы выжило лишь несколько тысяч человек.

Почему же литовские руководители не могут понять чувств председателя Кнессета Ривлина, который, говоря о роли литовцев в уничтожении еврейских поселений во время гитлеровской оккупации, с горечью отметил: «Увы, я не вижу, чтобы литовцы осознали свою роль в Холокосте. Не только нацистский режим или фашистские мотивы, но и антисемитские мотивы подтолкнули литовскую нацию участвовать в трагедии, которая постигла еврейский народ, и в убийствах, во время которых было уничтожено почти 200 тысяч литовских евреев, в то время проживавших в Литве"?

Руководители Литвы смотрят на историю этого времени через свою национальную призму. Высказывая мнение литовского истеблишмента, СМИ Литвы сообщили, что, дескать, Литва уже - в лице Альгирдаса.Бразаускаса - в свое время извинилась перед Израилем за участие "отдельных" представителей нации в массовых убийствах евреев (даже такие смазанные слова извинения вызвали в Литве резкую критику горе-патриотов).

Я очень надеюсь, что история с письмом 11-ти уйдет в небытие и еврейско-литовские (литовско-израильские) отношения будут развиваться. Нашим народам необходимо проявлять больше терпения и толерантности, тогда непонимания и недоговоренности найдут свое разрешение, обходя маргинальные крайности.

Мы разные и по-разному оцениваем историю, но все мы живем в маленьком открытом мире, где глупо строить баррикады между представителями разных народов. Да и времена «охоты на ведьм» в современных государствах, к которым мы себя относим, давно завершились. Как показала история, реализации национальной идеи можно добиваться более цивилизованными средствами.

Центр ICES

Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение