Избирательные комиссии: демократичность и коллегиальность

Дата:

 

 

За годы независимости в Узбекистане создана эффективная, соответствующая общепризнанным международным принципам нормативно-правовая база организации и проведения избирательных кампаний. В ней особое место отведено обеспечению равных условий всем субъектам избирательного процесса.

В системе избирательного процесса важное место занимает институт избирательных комиссий. В Узбекистане нашла развитие уникальная система избирательных комиссий, которая за годы независимости приобрела большой опыт и получает положительный отзыв международных экспертов и специалистов.

В настоящее время избирательные комиссии Республики Узбекистан всех уровней ведут активную подготовку к проведению выборов в Законодательную палату Олий Мажлиса, Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстан, областные, районные, городские Кенгаши народных депутатов, которые должны состояться 27 декабря текущего года. Им сегодня принадлежит особая роль в обеспечении свободного волеизъявления граждан на предстоящих выборах, проводимых на альтернативной, многопартийной основе. Уже созданы 135 окружных избирательных комиссий по выборам в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан, повсеместно в стране идет процесс активного формирования участковых избирательных комиссий.

Избирательные комиссии осуществляют организационное руководство и управление избирательным процессом. Их функции и правовой статус определены в законах "О Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан", "О гарантиях избирательных прав граждан", "О выборах Президента Республики Узбекистан", "О выборах в Олий Мажлис Республики Узбекистан", "О выборах в областные, районные и городские Кенгаши народных депутатов" и в других законодательных актах.

В соответствии с Законом Республики Узбекистан "О выборах в Олий Мажлис Республики Узбекистан" выборы в Законодательную палату организуют и проводят Центральная избирательная комиссия Республики Узбекистан, окружные и участковые избирательные комиссии. Основными принципами их деятельности являются законность, коллегиальность, гласность, независимость, справедливость. В своей деятельности они руководствуются Конституцией Республики Узбекистан, законами о выборах.

Одной из важнейших особенностей формирования избирательных комиссий в Узбекистане является демократичность и коллегиальность. Так, Центральная избирательная комиссия образуется Олий Мажлисом Республики Узбекистан в составе не менее пятнадцати членов, что говорит о коллегиальности этого органа. Особое внимание уделено выборам кандидатов в члены Центральной избирательной комиссии. Они избираются из числа авторитетных представителей общественности Законодательной палатой и Сенатом Олий Мажлиса Республики Узбекистан по рекомендации Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, областных и Ташкентского городского Кенгашей народных депутатов. При этом необходимо отметить, что часть членов ЦИК Республики Узбекистан работает на постоянной основе.

Центральная избирательная комиссия имеет полномочия, которые обеспечивают соблюдение таких демократических принципов, как всеобщность и равенство выборов, тайна голосования, справедливость, свобода и открытость.

Главным органом, ответственным за проведение выборов, является Центральная избирательная комиссия.

После объявления Центральной избирательной комиссией начала избирательной кампании образуются окружные и участковые избирательные комиссии.

Окружная избирательная комиссия образуется Центральной избирательной комиссией не менее чем за семьдесят дней до выборов в составе председателя, заместителя председателя, секретаря и не менее шести - восьми членов комиссии. Следует отметить, что кандидатуры в члены окружной избирательной комиссии обсуждаются на заседаниях Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, областных и Ташкентского городского Кенгашей народных депутатов и рекомендуются для утверждения в Центральной избирательной комиссии. Они избираются из числа авторитетных представителей общественности.

Окружная избирательная комиссия - это главный организующий центр по проведению выборов на соответствующей территории, который осуществляет на всей территории округа контроль за исполнением законов о выборах и обеспечивает их единообразное применение, образовывает избирательные участки, устанавливает их нумерацию по округу, публикует их списки с указанием адресов, координирует деятельность участковых избирательных комиссий.

Первичное и важное звено, входящее в систему избирательных комиссий, - это участковая избирательная комиссия. В соответствии с законодательством участковые избирательные комиссии создаются за 40 дней до выборов. Они формируются окружными избирательными комиссиями по представлению хокимиятов районов, городов. В воинских частях избирательные участки образуются окружными избирательными комиссиями по представлению командиров частей или войсковых соединений. При представительствах Республики Узбекистан в иностранных государствах избирательные участки образуются Центральной избирательной комиссией по представлению Министерства иностранных дел Республики Узбекистан. С целью обеспечения избирателям необходимых условий для беспрепятственного осуществления своего конституционного права избирательные участки образуются, как правило, с числом не менее 20 и не более 3000 избирателей.

С целью обеспечения открытости и гласности всего избирательного процесса окружная избирательная комиссия организует оповещение избирателей о границах каждого избирательного участка с указанием места нахождения участковой избирательной комиссии и помещения для голосования.

Важное значение в период проведения выборов придается своевременному и правильному составлению списка избирателей, в чем большая ответственность возлагается именно на участковые избирательные участки. В список включаются все граждане Республики Узбекистан, достигшие ко дню или в день выборов 18 лет, постоянно проживающие на территории данного избирательного участка к моменту его составления.

Избиратель не может быть включен в списки избирателей на других избирательных участках. Список избирателей составляется по каждому избирательному участку участковой избирательной комиссией и подписывается ее председателем и секретарем. Для участия в работе по составлению списка участковая избирательная комиссия, как правило, привлекает представителей общественности. Хокимияты районов и городов обеспечивают учет избирателей и передают участковым избирательным комиссиям сведения об избирателях, проживающих на соответствующей территории, необходимые для составления списка.

Список избирателей-военнослужащих, находящихся в воинских частях, а также членов семей военнослужащих и других избирателей, если они проживают в районах расположения воинских частей, составляется на основе данных, представляемых командирами воинских частей. Военнослужащие, проживающие вне воинских частей, включаются в список избирателей по месту жительства на общих основаниях.

Списки избирателей по избирательным участкам, образованным при представительствах Республики Узбекистан в иностранных государствах, в санаториях и домах отдыха, больницах и других стационарных лечебных учреждениях, составляются на основе данных, представляемых руководителями указанных учреждений. Фамилии избирателей указываются в списке избирателей в порядке, удобном для организации голосования.

Основной обязанностью участковых избирательных комиссий в период подготовки к выборам является ознакомление населения со списком избирателей, который представляется для всеобщего ознакомления за пятнадцать дней до выборов, а на избирательных участках, образованных при представительствах Республики Узбекистан в иностранных государствах, в санаториях и домах отдыха, в больницах и других стационарных лечебных учреждениях, в отдаленных и труднодоступных районах, - за два дня до выборов. Участковая избирательная комиссия оповещает избирателей о месте и времени ознакомления со списком.

Гражданам предоставляется возможность ознакомиться со списком избирателей и проверить правильность его составления в помещении участковой избирательной комиссии. Каждый гражданин имеет право обжаловать неправильное включение в список или исключение из списка, а также допущенные неточности в указании данных об избирателе. Заявления по этому вопросу рассматриваются участковой избирательной комиссией, которая обязана не позднее чем в двухдневный срок, а накануне и в день выборов - немедленно рассмотреть заявление, внести необходимые исправления в список либо выдать заявителю копию мотивированного решения об отклонении его требования. Решение комиссии может быть обжаловано в районном (городском) суде не позднее, чем за три дня до выборов, который обязан рассмотреть жалобу в двухдневный срок. Решение районного (городского) суда является окончательным. Исправление в списке избирателей в соответствии с решением суда проводится участковой избирательной комиссией немедленно.

В избирательное законодательство внесен ряд изменений, направленных на обеспечение прозрачности и открытости деятельности избирательных комиссий. В частности, введено положение, обязывающее председателя участковой избирательной комиссии или его заместителя оглашать протокол о результатах подсчета голосов, вывешивать этот протокол в помещении участковой избирательной комиссии для всеобщего ознакомления на срок не менее чем 48 часов.

Опыт проведения выборов в независимом Узбекистане и действующее в стране выборное законодательство гарантируют демократичность и эффективность предстоящих выборов. Безусловно, эти выборы явятся важным шагом в развитии демократического, правового общества в Узбекистане.

ИА «Жахон»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поделиться:

Дата: