О проводимых в Узбекистане мерах в области развития народного образования

Дата:
Образование в Узбекистане, где более 45% населения составляют дети и подростки до 18 лет, является одним из приоритетных направлений государственной политики. Это можно видеть на примере широкомасштабного выполнения Национальной программы по подготовке кадров и Государственной общенациональной Программы развития школьного образования.

 

 

Образование в Узбекистане, где более 45% населения составляют дети и подростки до 18 лет, является одним из приоритетных направлений государственной политики.

Это можно видеть на примере широкомасштабного выполнения Национальной программы по подготовке кадров и Государственной общенациональной Программы развития школьного образования.

В данной программе определены такие важные задачи, как строительство новых и реконструкция старых общеобразовательных учреждений, укрепление материально-технической базы школ, их оснащение современным учебным и лабораторным оборудованием, компьютерной техникой, учебниками и учебно-методическими материалами, стимулирование труда учителей, развитие детского спорта и др.

Показатель уровня грамотности в стране, по данным Всемирного Банка, достиг одного из самых высоких в мире – 99,7%.

Сегодня расходы на образование в Узбекистане составляют около 12% ВВП, или более 50% от общих государственных расходов по бюджету. По данному показателю Узбекистан занимает 7-е место в мире, далеко опережая многие страны мира.

В республике сегодня функционируют 6318 дошкольных образовательных учреждений. Из них 2585 (41%) – расположены в городах, 3733 (59%) – в сельской местности. Всего дошкольными образовательными учреждениями охвачено 533514 детей (20,4%) в возрасте от 2 до 6 лет.

В целях социальной защиты детей из малообеспеченных семей 15% от общего контингента детей дошкольного возраста имеют возможность посещать детский сад бесплатно. В целом по республике за услуги детского сада родители оплачивают 15-20% всех расходов, затрачиваемых на содержание ребенка в дошкольном учреждении. Остальные затраты покрываются за счет государственного бюджета.

Одним их приоритетных направлений дошкольного и школьного образования стало инклюзивное образование. Его целью является улучшение результатов образования детей с особыми нуждами путем предоставления равных возможностей и полноправного участия в образовательном процессе на дошкольном этапе развития.

Не сегодняшний день около 300 дошкольных и школьных образовательных учреждений внедрили инклюзивное образование. Создан Ресурсный центр по инклюзивному образованию, который направлен на развитие инклюзивного образования, обеспечение его необходимой методической литературой, работу с родителями и педагогами.

По проекту «Развитие школьного образования», реализуемому совместно с Всемирным Банком, комплектуются и обеспечиваются учебными материалами подготовительные группы 598 детских садов.

Посредством этих групп осуществляется всесторонняя подготовка к обучению в школе детей, не охваченных дошкольным образованием. В рамках этого же проекта более 300 педагогов подготовлены для осуществления личностно-ориентированной модели обучения.

Осуществляется международное сотрудничество с институтами дошкольного образования прогрессивных стран по изучению передовых технологий в области дошкольного образования.

На сегодняшний день налажено сотрудничество с Академией художественного образования (Россия), с Академией повышения квалификации и переподготовки работников образования (Москва), с Сеульским информационно-методическим Центром (Южная Корея). Также осуществляются регулярные стажировки узбекских специалистов в сфере народного образования в зарубежных странах.

В 2009 году в системе народного образования действует
9769 общеобразовательных школ.

Согласно Постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан от 15 января 1990 года «Об открытии в Республике школ-интернатов для одаренных детей» в Республике созданы 32 школы-интерната для одаренных детей.

В системе народного образования функционируют 202 школы и 163 школ-интернатов с углубленным изучением отдельных предметов.

В рамках Государственной общенациональной Программы развития школьного образования за 2005–2009 годы отремонтированы специализированные образовательные учреждения: из 202 специализированных школ - 114 (56,5%), из 163 специализированных школ-интернатов - 98 (60,2%).

Усовершенствованы учебные программы и планы для специализированных учебных заведений по 22 предметам.

В 1993-2008 годы из 166 учащихся республики, участвовавших в международных олимпиадах, 76 стали победителями или заняли призовые места.

Из 63 победителей международных предметных олимпиад 19 закончили высшие образовательные учреждения и в настоящее время трудятся в различных организациях республики.

Успешно организована в общеобразовательных школах деятельность Общественного движения молодежи «Камолот», которое оказывает всестороннее содействие развитию молодежи.

Совместно с Фондом «Форум культуры и искусства Узбекистана» ежегодно проводятся республиканские фестивали «Янги авлод» и «Келажак овози». На данном фестивале в 2008 году приняли участие 15000 детей.

В 2009 году 1000 школьных библиотек преобразованы в информационно-ресурсные центры. На сегодняшный день в системе народного образования функционируют 8603 библиотек и 1212 информационно-ресурсных центров, которые оснащены современным оборудованием и подключением к Интернету.

В стране функционируют 566 внешкольных учреждений, которые способствуют развитию творческого потенциала детей и молодежи. В частности, из этих учреждений: 246 - центра творческого развития, 125 - центров технического развития, 102 - центра по экологическому воспитанию детей, 54 – центра юных краеведов и туристов, а также 21 учреждение по другим направлениям развития способностей подрастающего поколения (центры изучения иностранных языков, парки детского отдыха и др.).

 

 

Информационное агентство «Жахон»

Поделиться:

Дата: