Кайрат Келимбетов: Сегодня Стратегии «Казахстан-2030» исполняется 12 лет

Дата:


Двенадцать лет назад Нурсултан Назарбаев впервые с парламентской трибуны обратился со своим посланием к народу Казахстана. Позже такие обращения главы государства станут традиционными. 

Но 10 октября 1997 года не только устанавливалась новая традиция, но и провозглашался совершенно новый курс развития. «Я обращаюсь к вам, народу Казахстана, со своим видением будущего нашего общества и миссии нашего государства. Я хочу представить вам стратегию, с помощью которой, уверен, мы сможем достичь этого будущего и реализовать свою миссию», - с таких слов начиналось то стратегическое выступление Нурсултана Назарбаева.Как называлось первое послание президента, сейчас, пожалуй, помнят только эксперты. Потому что в историю оно вошло не как «Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев», а как долгосрочная Стратегия развития страны «Казахстан-2030». Кайрат Келимбетов, председатель правления АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына», член бюро политсовета НДП «Нур Отан», считает, что первое послание президента стало философией реформ и всех наших успехов.

Важной чертой становления и укрепления казахстанской государственности во всех сферах общественной жизни стал системный подход, реализованный в рамках нескольких стратегических проектов, главным из которых, несомненно, является стратегия «Казахстан-2030». Этот фундаментальный проект бесповоротно изменил парадигму развития - от модели выживания к опережающим стратегиям роста. В нем полностью отражена логика движения казахстанских реформ: от трудных 90-х годов к успешным 2000-м.
В целом каждый из десятилетних этапов развития предполагает решение конкретных, соответствующих складывающимся реалиям задач и целей, а не простой набор разрозненных инструментов и механизмов. Сохраняя на основе долгосрочных приоритетов магистральную линию развития страны, предполагающую повышение благосостояния, здоровья и благополучия всех граждан Казахстана, задачи построены на основе логической последовательности и преемственности. Так, первое десятилетие стратегии «Казахстан-2030» было посвящено восстановлению экономики в постреформенный период и созданию основ для долгосрочного устойчивого развития. 
За прошедшее десятилетие Казахстан выстроил эффективную систему государственного управления, политико-правовую парадигму устойчивого развития, экономических взаимоотношений. Решив наиболее острые социальные вопросы и переломив тенденцию спада в экономике, страна совершила огромный скачок во всех сферах развития. Эти достижения позволили Казахстану стать бесспорным лидером на постсоветском пространстве и обеспечить значительный рост благосостояния населения страны. На сегодня сформирована модель конкурентоспособной экономики с развитым предпринимательским сектором и благоприятным деловым режимом.
За это время ВВП страны удвоено. Уровень жизни населения постепенно подтягивается к уровню среднеразвитых государств Центральной и Восточной Европы. Заметно повысился финансовый потенциал страны. Только международные резервы превысили 45 млрд долларов США, привлечено свыше 80 млрд долларов прямых иностранных инвестиций. 
В то же время очевидно, что в современных условиях формирования новой архитектуры в экономике и глобальной политике посткризисного мира проявляется тенденция, при которой устойчивость и поступательность политического и экономического развития любого государства зависят от гибкости управленческих моделей, их способности эффективно реагировать на новые вызовы и риски, от наличия системной и целостной логики принятия решений. Только в рамках единого подхода, поэтапного движения к реализации поставленных целей государство имеет возможность осуществить системную модернизацию всех элементов общественной жизни, направленно менять динамику и характер фундаментальных процессов развития. 
И сейчас, когда в условиях мирового финансового кризиса мы видим, что многие незыблемые постулаты, определявшие контуры экономических стратегий глобальных игроков, оказываются под сомнением, базовая логика, обозначенная в казахстанской стратегии долгосрочного развития, не только не утратила свою актуальность, но и приобрела принципиально новое качество - первоосновы для модернизационного рывка, выхода на более высокий уровень индустриально-инновационного развития, повышения конкурентоспособности казахстанского государства. 
В чем секрет успеха казахстанской модели? С одной стороны, в глубокой проработке и системном использовании всего лучшего, что накоплено мировым опытом, человеческой цивилизацией. Это программы развития: «Перспектива-2020» Малайзии, Стратегический план Японии и Южной Кореи и Европейская хартия. 
Казахстан находится на цивилизационном стыке Европы и Азии, что позволяет нам использовать достижения европейской и азиатской культур в широком смысле этого слова, не соединяя их эклектично, а синтезируя, формируя единую ткань социальных, экономических, политических конструкций. Как отмечал в одном из своих выступлений президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, «в отличие от предшественников, мы комплексно подошли к решению всех проблем. И нужно было определить ограниченное количество приоритетов, на которых следовало сосредоточить основные ресурсы. Время нельзя накопить, умножить, но временем можно умело распорядиться, если определены ясные цели развития».
Используя все достижения цивилизационного опыта, мы сохраняем уникальные национальные особенности, основанные на традициях нашего народа, его трудолюбии, толерантности, живой открытости ко всему новому. Несомненно, что человеческий фактор стал первоосновой для выхода на новые рубежи развития общества к концу 90-х годов, превращения Казахстана во влиятельного игрока на мировых рынках в середине нынешнего десятилетия. Вне рамок государственных стратегических программ подобное стремительное достижение качественного роста было бы вряд ли возможно. 
Важнейшей особенностью казахстанской стратегии является то, что она не догматична, а предполагает последовательную реализацию соответствующих конкретному этапу развития моделей роста, гибкое реагирование на меняющиеся внешние факторы, выход на первый план качественно новых задач, таких, например, как повышение качества человеческого капитала, формирование современной экономики знаний. 
Именно эта цель в ближайшие годы в рамках Стратегии индустриально-инновационного развития будет определяющей для страны. От того, насколько успешно и в достаточно сжатые сроки мы сумеем перейти к так называемой «умной экономике», сопряженной с высокими стандартами качества жизни, зависит место, которое Казахстан займет в мире ближайшего будущего. 
Замечу, что в момент разработки и принятия стратегии «Казахстан-2030» этот фактор уже учитывался президентом страны Нурсултаном Назарбаевым, который, определяя приоритеты развития, неоднократно подчеркивал, что все они так или иначе должны быть связаны с процветанием, безопасностью, высоким уровнем социальной защищенности простых граждан. 
В центре казахстанских реформ в конечном счете является человек, и эта тема определяет общий тренд, соединяя все стратегические проекты развития РК.
Основы казахстанского пути в XXI столетии заключаются не только в том, чтобы найти свою собственную нишу, позволяющую максимально эффективно реализовывать накопленный потенциал, но также и в том, чтобы казахстанская модель заложила основы для устойчивого развития страны на многие годы вперед. Нам есть что предложить нашим друзьям и партнерам. В этом, очевидно, и состоит фундаментальное значение «Стратегии-2030» - не только как сугубо технического проекта, но как документа, в котором заключена философия казахстанских реформ, близкая по духу идеям модернизационного прорыва, в которой так нуждается современный мир.
В статье «Пятый путь», опубликованной в российской газете «Известия», президент Казахстана Нурсултан Назарбаев выделил три ключевые группы инноваций: технико-технологические, валютно-финансовые и социально-политические, которые оказывают влияние на характер и темпы развития современного общества. Изолированная, несистемная оценка факторов развития уводит нас с пути прогресса, ведет по пути искусственной привязки к так называемым «двойным стандартам».
Как отметил Нурсултан Назарбаев, «валютно-финансовое ядро социально-политического уклада, уже почти полвека лишенное инноваций, застоялось, трещит по швам и разваливается в глобальном кризисе». Одной из причин этого негативного фактора является отсутствие системного подхода мировых игроков к базовым трендам развития. То, о чем пишет президент Казахстана, воспринималось многими учеными и практиками как серьезная угроза, однако иррациональное и подсознательное негативное восприятие системного планирования мешало оптимизации взаимодействия между различными элементами мировой финансово-экономической архитектуры. 
Изъяны глобальных стратегий привели к краху множества мыльных пузырей в мировой экономике и финансах. Гарантией от повторения печального опыта должна стать не только большая степень прозрачности финансовых институтов, но и более высокая ответственность государства перед своими гражданами. 
Поэтому успешная реализация экономических стратегий невозможна без опоры на фундамент политической стабильности. В этом отношении большую роль играет деятельность НДП «Нур Отан», которая не только является эффективным проводником стратегий, выдвинутых лидером партии, президентом страны Нурсултаном Назарбаевым, но и обретает все более значимую роль модератора конструктивного диалога между различными политическими силами. Сегодня «Нур Отан» превратилась в один из ключевых механизмов реализации стратегии политических и экономических реформ в Казахстане, мобилизуя потенциал нашего общества на решение прорывных задач, связанных с новым этапом модернизации всех сфер общественной жизни.
Особенностью «казахстанского пу-ти» является та огромная роль, которую на протяжении всего периода строительства национального государства играет президент страны Нурсултан Назарбаев. Особая роль фактора национального лидера осознается как на уровне экспертного сообщества, так и в восприятии общественного мнения, но до настоящего момента не получила системного осмысления на уровне более глубоких научных исследований. 
Следует помнить, что устойчивое и поступательное развитие государства обеспечивается в том числе за счет позитивного воздействия фактора национального лидера, модератора общественного диалога, направляющего ход реформ, определяющего динамику развития. Этот тезис подтверждается историческим опытом ряда успешных государств мира. 
Показателен пример так называемых азиатских тигров, за короткий срок превратившихся из стран «третьего мира» в динамично развивающихся «игроков» мирового масштаба. За успехами и достижениями каждой из этих стран стоит фигура реформатора, сделавшего возможным эффективное воплощение стратегий развития. Ли Куан Ю, Дэн Сяопин, Махатхир Мохамад.
Классическим воплощением фактора национального лидера стал пример создателя «сингапурской модели» Ли Куан Ю, за короткий по историческим меркам период времени превратившего Сингапур в одно из наиболее экономически развитых государств мира. Благодаря громадному авторитету, высоким личным качествам, безусловной поддержке со стороны населения, Ли Куан Ю смог обеспечить последовательность в реализации политических и экономических стратегий развития.
Ключевая роль в процессе формирования современной политической и экономической модели Китая принадлежит «патриарху китайских реформ» Дэн Сяопину. Соединяя воедино традиционные принципы государственного строительства и национальные особенности, главный «модератор китайской политики» смог заложить основы эффективно действующей системы управления. 
Мировой опыт многообразен, но приведенные примеры объединены общей основой - исключительной ролью национального лидера в новаторской и модернизационной деятельности, направленной на формирование успешной и процветающей нации, эффективного государства. 
Роль и значение фактора национального лидера в процессе создания и развития «новых демократий» необходимо системно проанализировать, равно как и уникальный казахстанский опыт, связанный с именем президента страны Нурсултана Назарбаева.
Очевидно, что и в казахстанском обществе, и в мировой политике Нурсултан Назарбаев воспринимается не просто как значимая политическая фигура, с ним ассоциируется ценностная доктрина, идеология реформ. Обсуждение в обществе понятия «лидер нации» в первую очередь продиктовано той ролью, которую играет президент в становлении нового Казахстана. Первый президент заложил основание новой гражданской нации - казахстанской нации. Любое общество нуждается в сильном лидере - лидере, который олицетворяет миссию продвижения к успеху. 
Впрочем, главный итог реализации президентской стратегии реформ уже очевиден. Ли Куан Ю часто приводит в своих выступлениях изречение великого древнекитайского правителя Гуанцзи: «Когда взращиваешь урожай на один год, лучше всего взрастить зерно. Когда взращиваешь урожай на 10 лет, лучше всего взрастить дерево. Когда взращиваешь урожай на всю жизнь, лучше всего взрастить человека». 
Так же и в Казахстане за время, прошедшее с момента обретения независимости, сформирован образ нового казахстанца: компетентного, патриотически настроенного, мотивированного не только на решение индивидуальных задач, но соизмеряющего собственные потребности с общественными интересами. Главная задача сегодняшнего дня состоит в том, чтобы сохранить и преумножить достижения независимого Казахстана, выйти на качественно новый уровень модернизации, определить новое место страны в быстро меняющемся мире. 
Прочный фундамент для достижения этой цели был заложен первым президентом Казахстана в ходе успешной реализации стратегии «Казахстан-2030».

Кайрат КЕЛИМБЕТОВ, председатель правления АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына», член бюро политсовета НДП «Нур Отан».
ЛИТЕР
 

Поделиться:

Дата: