«Изги амал» - предвестник благого?

Дата:
В статье I Конституции РК записано: «Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы». И с этим утверждением никто не спорит. В то же время мы видим, как постепенно в нашу жизнь приходит религия. Например, Казахстан подписал соглашение о внедрении в стране основ исламского банкинга. Отсюда рукой подать и до внедрения исламских принципов морали и этики, тем более что приверженцев этой религии становится с каждым годом все больше, в том числе лиц некоренной национальности. Есть ли в нашей стране почва для создания исламско ориентированного государства? И не означают ли происходящие процессы отступление от той западной модели цивилизованного государства, которую Казахстан выбрал после обретения независимости? Сегодня на эти и другие вопросы пытается найти ответ Аслбек Мусин, с именем которого связывают появление нового движения «Изги амал».
Джанибек Сулеев, Алматы

  В статье I Конституции РК записано: «Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы». И с этим утверждением никто не спорит. В то же время мы видим, как постепенно в нашу жизнь приходит религия. Например, Казахстан подписал соглашение о внедрении в стране основ исламского банкинга. Отсюда рукой подать и до внедрения исламских принципов морали и этики, тем более что приверженцев этой религии становится с каждым годом все больше, в том числе лиц некоренной национальности. Есть ли в нашей стране почва для создания исламско ориентированного государства? И не означают ли происходящие процессы отступление от той западной модели цивилизованного государства, которую Казахстан выбрал после обретения независимости? Сегодня на эти и другие вопросы пытается найти ответ Аслбек Мусин, с именем которого связывают появление нового движения «Изги амал». 

  - Аслбек, каково, на ваш взгляд, состояние казахстанского общества? Какие процессы в нем преобладают и с чем связано появление новых общественных движений? 
  - В моем понимании в Казахстане не закончены процессы формирования самого общества, поэтому говорить о политике и экономике как о системных явлениях рано. Экономика - это всегда политика, и наоборот, они должны органично дополнять, поддерживать и плавно вытекать одна из другой. В целостном обществе (в нации, в государстве, в социуме) эти инструменты должны служить высшим целям нации. Для этого в обществе должны быть начаты и завершены процессы образования элиты (элитарного сознания), которая и будет применять политэкономические инструменты для осуществления высших целей. 
  - Вы хотите сказать, что в Казахстане элита еще не сформирована? 
  - Если говорить об элите как о квинтэссенции нации, то нужно признать, что у нас таковой нет. Переосмысляя Поппера, следует отметить, что общество может быть или закрытым, или открытым в смысле его взаимодействия с окружающим миром - материально-вещественным или социальным. Другими словами, общество - это система, которая, чтобы процветать, должна быть открытой в термодинамическом смысле. Вокруг нас, в природе, действует неизменный и необратимый физический закон - закон увеличения хаоса. Все постепенно деградирует и остывает. Из более теплого места энергия перетекает в более холодное, стремясь к термодинамическому балансу. Закрытая система (общество) рискует остыть быстрее. Сохранить себя в таких условиях можно, только создав открытую систему (общество), которая сможет так перераспределять потоки энергии, чтобы эффективно накапливать и не менее эффективно расходовать энергию для обеспечения своего выживания. Поэтому общества как системы должны затрачивать усилия и энергию, чтобы обеспечить свое выживание (и успех). Чтобы затратить, нужно вначале накопить. Сделать это можно двумя способами: за счет природы и за счет других обществ. В первом случае необходимо развитие в научно-технологическом направлении. Во втором - в духовно-философском. Проще говоря, элита должна быть сплочена единой идеей, предполагающей целый комплекс последствий: духовную монолитность; научность; технологичность; волю к применению наук и технологий. 
  - Выходит, что на сегодня у нас нет такой единой идеи, и потому развитие в политико-экономическом плане приостановилось?.. 
  - Политика и экономика есть не что иное, как разновидности накопления и расходования потенциала для осуществления высших целей нации. Однако здесь присутствует очень тонкий момент. Выживание или его разновидность процветание как принципы не могут быть провозглашены в качестве высших целей нации. Потому что утверждение выживания в качестве императива превращает общество в закрытую систему. Проще говоря, если нажива становится целью, то общество стремительно деградирует под превалирующим воздействием центростремительных сил - коррупции и местничества. Для успеха нации необходимы идеалы, желательно посложней. Например, распространение демократии во всем мире! Пролетарская революция! Мировая справедливость! Подготовка ко второму пришествию! Вариантов множество. Возвращаясь к Казахстану, следует сказать, что процессы формирования, а тем более сплочения элиты далеки от завершения, и поэтому рассуждения о тонкостях соотношений экономического и политического в стране несущественны. Любые процессы, связанные с политэкономией, следует рассматривать в контексте противоборства протоэлит, использующих люмпенизированное молчаливое большинство в своих групповых интересах. 
  - …А если попроще? 
  - Невозможно рассуждать на эти темы, оставив в стороне проблемы нравственности в бизнесе и публичной политике. 
  - Что вы этим хотите сказать? 

  - Отсутствие единого элитарного сознания приводит к отсутствию национального проекта, задающего ритм, темп и направление развития системы (бизнеса и политики). В результате в бизнесе и в госструктурах превалирует естественная ориентация на личное обогащение. Императив наживы. Отсюда уровень и качество нравственности. Решение смотрите выше. 
  - Выходит, что общество само подготовило почву для того, чтобы ислам как религия, имеющая некое нравственное начало, стал превалировать в массовом сознании. Означает ли это, что Казахстан становится исламским государством? 
  - Если понимать термин «религия» в его первоначальном смысле, как «то, что связывает и придает обратную связь», то казахстанскому протообществу жизненно необходима «религия» как идея, формирующая элитарное сознание и связывающая его с массовым. Иначе говоря, верхи и низы должны как-то сопоставляться и связываться друг с другом. Не только разницей в доходах и качеством жизни. Сказать «казахстанский ислам» - все равно что сказать «нигерийская истина». Любая Идея (религия, философия, идеология, наука) предполагает свою исключительную правоту. Без этого никто в нее не будет верить и никто ей не будет следовать. Говоря «казахстанский» ислам, мы подразумеваем существование «других» исламов, тем самым открывая дорогу сомнению. С точки зрения философа - да, допущение иных возможностей и вариантов обязательно. Я бы даже применил термин «вопросительность» как постоянная готовность к сомнению. Однако для государства сомнение в своей правоте губительно. Кто-то может возразить, приведя в пример кажущуюся деидеологизированность и безрелигиозность западного общества. Однако эти доводы легко опровергнуть. Попробуйте на Западе что-нибудь сказать, а тем более выступить против ИДЕЙНЫХ основ западного социума. Либерализм - это тоже идеология! И тоже тоталитарная. Другой вопрос, какой идее следовать, какую систему ценностей и принципов принять в качестве основы? Отвечу: наиболее логичную, рациональную, доказательную, ясную, последовательную, эффективную и, самое главное, понятую и развитую самостоятельно. В таком смысле, на мой взгляд, «казахстанским» исламом может быть только коранический монотеизм. Не традиционное мусульманство, пропитанное нафталиновым запахом человеческой архаики и фольклором азиатских народов, но метод коранического послания. Упрощая для особо ленивых, скажу, что Коран призывает человека к трем вещам в этом мире: к личному разуму, к личной ответственности, к личной активности. Для каждого из коранических принципов Коран предлагает мощную рациональную доказательную базу. 
  - Не хотите ли вы сказать, что кораниты – это своего рода «благая весть» для казахстанского общества? 
  - Я бы так не ставил вопрос. Да, цели у коранитов благие. Они хотят помочь 
  всем желающим разобраться в массе предлагаемых религиозно-эзотерических средств для устройства личной и общественной жизни. Мы хотим, чтобы человек получил возможность оценить духовные, интеллектуальные и практические последствия принятия им той или иной веры, религии и философии. Собственно, чтобы человек мог сделать действительно СОЗНАТЕЛЬНЫЙ выбор. Единственным методом оценки различных учений мы видим научный, основанный на рациональном и эмпирическом принципах, метод. Никаких других целей и задач «Изги амал» не ставит. Понятно, что в XXI веке отношения государства и религии иные, чем это было пару десятилетий назад, особенно наглядно об этом свидетельствует отношение к исламу. Сегодня президент США Барак Обама заявляет о необходимости взаимодействия с мусульманским миром. А в соседней России президент Медведев распорядился создать специальный телеканал для сторонников ислама. Как видим, в мире меняется восприятие ислама. Очевидно, и в нашей стране происходит переосмысление одной из традиционных религий. Вероятно, и в светском государстве ислам, как, впрочем, и другая религия, может уживаться с устоявшимися представлениями о цивилизованном государстве. Важно одно - совпадение векторов развития.

Известия-Казахстан

Поделиться:

Дата: