СТЕПНЫЕ НАПЕВЫ НА БЕРЕГАХ СЕНЫ

Дата:
1 марта сего года в самом сердце культурной столице Европы, в концертном зале «Хош» Елисейского Дворца, что в нескольких минутах ходьбы от Триумфальной арки состоялось неординарное событие, которое надолго запомнилось ценителям музыки. Элитарная публика состоящая собственно из парижан а так же, как говорится, из гостей французской столицы, дипломатического корпуса (присутствовали Послы шести государств), представителей аристократических фамилий (в том числе и громких русских дворянских фамилий Шереметевых и Романовых), руководителями крупнейших корпораций (Тоталь и др.) в течение нескольких часов наслаждалась древним музыкальным искусством номадов.

СТЕПНЫЕ НАПЕВЫ НА БЕРЕГАХ СЕНЫ
1 марта сего года в самом сердце культурной столице Европы, в концертном зале «Хош» Елисейского Дворца, что в нескольких минутах ходьбы от Триумфальной арки состоялось неординарное событие, которое надолго запомнилось ценителям музыки. Элитарная публика состоящая собственно из парижан а так же, как говорится, из гостей французской столицы, дипломатического корпуса (присутствовали Послы шести государств), представителей аристократических фамилий (в том числе и громких русских дворянских фамилий Шереметевых и Романовых), руководителями крупнейших корпораций (Тоталь и др.) в течение нескольких часов наслаждалась древним музыкальным искусством номадов.

Сегодня во всём мире настоящие музыкальные гурманы особенно ценят аутентичную музыку и исполнительство. Надо ли говорить, какой огромный

интерес и фурор произвели традиционные исполнители из Казахстана.  Великого Казыбека Адикеева слушатели, завороженные пронзительно печальными звуками извлекаемым им из кобыза, пожалуй одного из самых древнейших смычковых музыкальных инструментов, когда либо созданных человеческими руками, кажется, были готовы держать на сцене целую вечность. А ведь даже интуитивно чувствуя, что история кобыза уходит в тьму веков, порой мало кто задумывается, что вот точно так же его смычок рвал человеческую душу, когда на свете еще не было ни Лютеции (древнего селения на месте  которого в последствии возник Париж), ни Франции, ни тем более Москвы и Киева, да много кого и чего не было...
...Не менее грандиозный успех и овации выпали на долю не менее древнего инструмента, казахской домбры, где характерный темп и синкопированный ряд - Меиржан Ермегияев - отдельных кюев исполненных  на неимоверном душевном подъёме лучшими исполнителями и интерпретаторами (казахская фольклорная музыка предполагает нюансировки присущие каждому отдельному исполнителю для каждого отдельно взятого произведения) сразили всех наповал.

Потом пришла очередь номеров где соединился голос и домбра  - Сауле Жанпеисов, Рамазан Стамгазиев, несравненный Бекболат Тлеухан и др. В определённой степени можно сказать, что это стало было продолжено дело легендарного Амре Кашаубаева, только на новом историческом витке и в более массированном виде. Ведь Амре под энергичный аккомпанемент своего экзотичного для тогдашнего Парижа (1925 год) двухструнного инструмента когда-то в одиночку поразил европейскую публику своим голосом. И заставил дать блестящие рецензии таких столпов французской культуры, как Ромен Роллан и Анри Барбюс.  
Одним словом, нынешний десант казахского фольклора подарил настоящее пиршество древних музыкальных традиций. Венцом которого стала демонстрация такого специфичного вида традиции как айтыс акынов- музыкально-вербального состязания двух соперников (Бекарыс Шойбеков vs  Ринат Зайытов и др.) которые на ходу сочиняют свои куплеты. Пожалуй эта часть программы была самой сложной и ответственной, поскольку здесь крайне важен смысл изрекаемых акынами слов, облеченных в поэтическую форму. Поскольку звучала не просто казахская речь, а сотворенная на ходу акынами-импровизаторами, переводчикам пришлось работать с утроенным вниманием... Подлинно демократические традиции, заложенные в самом феномене айтыса, в рамках которого, например, к участию допускались и женщины (вот вам и гендерное равноправие!) а тематикой состязания могла быть самой разнообразной (в том числе и социально значимой, политической) также поразили публику.

Кстати, если говорить о публике, то в зале было много тех, для которых айтыс, казахская речь, музыка домбры, кобыза оказывали не просто эстетическое воздействие и отклик, а оказались нечто большим. Ведь вся эта крупно масштабная культурная акция помимо   чисто имиджевых задач была посвящена казахам, которые осели на Западе. Недаром тот же айтыс прошел под девизом «Помни об Отчизне». И в Париж съехались казахи со всей Европы и из таких её экзотичных уголков (с точки зрения казахстанских казахов разумеется!), как Норвегия... Эти люди, особенно пожилые (а многие пришли целыми семействами, кланами) не скрывали своих эмоций - они просто плакали от счастья свидания с казахской культурой... С родной для них культурой.

Таким образом встреча зарубежных казахов с Аяном Сейитовым, Жандарбеком Булгаковым, Сарой Токтамысовой, Айнур Турсынбаевой, Балгынбеком Имашевым, Нурматом Мансуровым, Рустемом Кулшебаевым, Еркином Шукимановым, Ардаком Исатаевым, Елмурой Жанабергеновой, Талгатом Мукышевым, Айгуль Батыркайыровой, Сарой Бибатыровой, Айгуль Ельшибаевой, Молдир Бакытжанкызы  стала праздником вдвойне. Они насладились родными напевами, они же стали свидетелями того, какой неописуемый восторг, вызвали их соплеменники у остальной части собравшихся в зале «Хош»... Когда Бекболат Тлеухан запел знаменитую «Елiм менiм» - переполненынй зал в едином прорыве стал подпевать ему.

К слову говоря, после концерта состоялся не менее грандиозный фуршет (на 500 персон), который дала казахская делегация. Традиционные казахские блюда, мясная (конская) и молочная (кумыс, шубат, иримшик и т.д.) гастрономия,  что называется, окончательно, добили (разумеется в хорошем смысле этого определения!), гостей этого незабываемого вечера.


***
Об этой и о многом другом вчера на пресс-конференции, которая стала своеобразным отчетом (было показано видео), рассказали участники и организаторы поездки. Поэт-импровизатор Бекарыс Шойбеков, прославленный исполнитель и композитор, а также депутат Парламента РК Бекболат Тлеухан, известный предприниматель, общественный деятель и меценат Амангельды Ермегияев, председатель правления АК РТРК «Казахстан» Даурен Абдихамитов, Главный редактор Казахского Радио и народный писатель РК Журсун Ерман, известный культуртрегер и общественно-государственный деятель Мырзатай Джолдасбеков...
В частности Бекболат Тлеухан  сказал, что столь мощная демонстрация зарубежом такой формы культурной традиции казахов как айтыс, должно стать началом его серьезной пропаганды. У японцев есть театр Кабуки, у ханьцев китайская опера, у россиян русский балет т.е. у каждой нации есть специфичная визитная карточка в сфере традиционной культуры. Но есть нации у которых этого нет! А вот у казахов, слава Всевышнему есть! - это помимо оригинальной музыки, айтыс.
Журсун Ерман,  который  по праву считается не только великолепным казахским поэтом, литератором но, и, легендарно-эксклюзивным  организатором, который возродил в новейшей казахской истории айтыс, ввел его в обиход культурной жизни казахскоязычного социума - выразил особую благодарность главным спонсорам этой, в известной степени, исторической поездки. Речь идет об Амангельды Ермегияеве и Омирзаке Сарсенове. Так же он отметил целый ряд других меценатов, благодаря которым удалась такая акция-промоушен - Даулет Турлыханов, Ерлан Атамкулов, аким Кызыл-Ординской области Мухтар Кул-Мухаммед, аким Алматинской области Серик Умбетов. Отдельной благодарности по его словам заслуживает и аким города Алматы Имангали Тасмагамбетов, который помог организовать авиачартер для делегации состоявшей из 70 человек. По словам Журсуна Ермана не осталось в стороне от данного проекта и Министерство культуры. Причем достаточно неожиданным образом. В том смысле, что импульс к данному проекту дал ни кто иной, как сам министр культуры Ермухамет Ертысбаев, высказавший такой креатив в одном из своих выступлений в центральной прессе. За что ему тоже честь и хвала. Первый блин не вышел комом, а посему все готовы развивать данный проект и далее. Тем более на этот год по линии Ассоциации  казахов всего мира планируется целый ряд мероприятий, включая малый курултай в ...Осло.
Даурен Абдихамитов, глава телеканала «Казахстан», который обеспечивал основную информационную поддержку (помимо телеканала «Казахстан» это телеканал «ХАБАР», газеты «ЛИТЕР», «Казахстанская правда», «Егемен Казакстан», «АЙКЫН») сказал что 5 и 6 марта запись парижского концерта можно смотреть по национальному телеканалу «Казахстан» (начало в 22.00 по местному времени).

Амангельды Ермегияев отметил, что раздававшиеся когда-то (надо понимать на заре возрождения айтыса) мнения, что айтыс это отмершая форма казахской традиционной культуры ныне посрамлены самой жизнью. Ибо такой жанрово синтезированный вид традиционной культуры не просто интересен и имеет право на жизнь, а он чрезвычайно актуален, он устремлен в будущее. Об этом свидетельствует тот прием, который был оказан в рамках большого концерта отделению, посвященного айтысу. Он же припомнил  примечательный штрих. Так получилось, что на мероприятие в Париж собрались не только казахи проживающие зарубежом. Народный писатель РК, фронтовик и просто пожилой человек (за 80 лет) Абдижамиль Нурпеисов вылетал в конец февраля из Мюнхена на Родину. Однако, прослышав, что в Париже высадился казахский культурный десант, мигом сдал билет и ... примчался в зал «Хош»!

Джанибек Сулеев

Источник: Posit.kz

Поделиться:

Дата: