С.Притчин: Иран остается за рамками региональной акватории. Прикаспийские страны создают организацию экономического сотрудничества

Дата:
13 сентября в казахстанском городе Актау состоится неформальный саммит глав прикаспийских государств с участием президентов Азербайджана, Казахстана, России и Туркменистана. Главная интрига предстоящего форума связана с предполагаемым отсутствием на нем иранского президента Махмуда Ахмадинежада.


13 сентября в казахстанском городе Актау состоится неформальный саммит глав прикаспийских государств с участием президентов Азербайджана, Казахстана, России и Туркменистана. Главная интрига предстоящего форума связана с предполагаемым отсутствием на нем иранского президента Махмуда Ахмадинежада.

Президенты прикаспийских стран встречались все вместе лишь дважды, в последний раз это было в Тегеране в октябре 2007 года. Предстоящий саммит в Актау впервые будет неформальным, а кроме того, пройдет без иранского президента. Это вызывает определенные вопросы у экспертов. Неужели "каспийская четверка" готова активизировать сотрудничество в регионе без участия Ирана? О возможности такого шага недавно высказывался известный азербайджанский юрист-международник, преподаватель Бакинского университета Рустам Мамедов, заявивший, что Иран выступает против реализуемого секторального принципа раздела моря, следовательно, должен быть исключен из процесса.

Но в региональную интеграцию без участия Исламской Республики верится с трудом. Без Ирана будет неэффективной система региональной безопасности, и ни одна региональная экономическая организация в таком формате не сможет стать полноценной. Вероятнее всего, предстоящая встреча – шаг "мягкого давления" на Тегеран с целью скорейшего завершения работы над Конвенцией о статусе Каспийского моря. На сегодняшний день лишь Тегеран выступает категорически против секторального раздела моря, настаивая на общем пользовании водоемом или равноправном распределении его акватории и дна. Насколько эффективной будет эта попытка психологического давления на Тегеран, спрогнозировать трудно. В любом случае последние шаги руководства России демонстрируют решимость и готовность отстаивать государственные интересы в регионе. Подтверждением этого стало недавнее совещание, проведенное в Астрахани президентом Дмитрием Медведевым. На нем российский лидер еще раз призвал соседей к активизации переговорного процесса по определению правового статуса моря. Напомним, на сегодняшний день неурегулированным остается вопрос раздела Южного Каспия между Азербайджаном, Ираном и Туркменистаном, а также существуют некоторые сложности с определением размеров экономических, рыболовных зон.

Кроме того, на последнем саммите на высшем уровне в Тегеране предварительно был решен важнейший вопрос региональной безопасности. В октябре 2007 года пять президентов подписали декларацию, содержащую 25 пунктов, которая фактически становится фундаментом будущей региональной системы обеспечения безопасности на основе добрососедства и взаимного доверия. Так, прибрежные страны объявили Каспий "морем мира". Все вопросы регионального сотрудничества и споры они обязались решать мирным путем. Кроме того, участники "каспийской пятерки" обязались не предоставлять свою территорию третьим странам для нападения на соседей. К этому следует добавить, что еще остается в силе ряд положений советско-иранских договоренностей 1921 и 1940 годов, в частности норма, позволяющая находиться в акватории моря лишь кораблям прикаспийских стран.

Современная геополитическая ситуация в Каспийском регионе не позволяет ни одной из стран доминировать в регионе, навязывая свои интересы соседям. Каждый из участников фактически сформировал сбалансированную систему экспортных маршрутов. Азербайджан для выхода на мировые рынки использует нефтепроводы Баку–Тбилиси–Джейхан, Баку–Супса, Баку–Новороссийск, газопровод Баку–Тбилиси–Эрзерум, а также железнодорожный коридор через Грузию. Казахстан экспортирует свое сырье через российские маршруты Тенгиз–Новороссийск и Атыра–Самара, а также в восточном направлении по нефтепроводу Атасу–Алашанькоу, в западном – через азербайджанские проекты, а также посредством своповых операций через Иран. Туркменистан к концу 2009 года получит полноценное восточное направление для экспорта газа в Китай помимо существующих маршрутов в Россию и Иран.

В складывающихся условиях роста добычи нефти и газа основная задача России и ее соседей по региону на сегодняшний день заключается в консолидированном ответе каспийских стран транснациональному нефтяному бизнесу и западным странам, интересы которых не всегда совпадают с интересами региональных государств. Ведь не секрет, что почти все нефтедобывающие страны региона имеют проблемы с западными инвесторами, стремящимися обеспечить себе максимальные прибыли путем снижения отчислений в бюджеты этих стран. Крупные западные корпорации стараются отодвинуть местные государственные компании из оперативного управления в крупных проектах. Известны проблемы Казахстана в работе с западным консорциумом по освоению крупнейшего месторождения на Каспии Кашагана. Менее заметны, но присутствуют противоречия SOCAR’а и BP Azerbaijan при освоении глубоководных пластов месторождения Азери–Чираг–Гюнешли.

Стратегия западных стран и крупных нефтяных компаний заключается в разделении стран Каспийского региона на конкурирующие группы, играя на противоречии которых можно обеспечивать максимально выгодные условия обеспечения себя энергоресурсами. Так создаются условия для конкуренции трубопроводов, что в итоге позволяет доставлять сырье на мировые рынки с минимальными издержками за счет урезания поступлений в бюджеты стран-участниц. Стоит отметить, что подобная стратегия уже приносит плоды западным нефтяным компаниям, которым за счет лоббистских возможностей удается активно защищать свои интересы даже в борьбе с государственными компаниями.

В этой связи окончательное принятие Конвенции о правовом статусе Каспийского моря является важным залогом для регионального сотрудничества и стабильности. Этот юридический документ должен закрепить за его участниками ведущую роль в решении региональных проблем. Кроме того, необходимо активизировать реализацию таких проектов, как международный транспортный коридор "Север–Юг". Особую роль в этом вопросе может сыграть Организация каспийского экономического сотрудничества (ОКЭС), создание которой и будут обсуждать президенты на предстоящем саммите.

 Притчин Станислав Александрович - независимый эксперт по странам СНГ, научный сотрудник кафедры социологии и политологии ИППК МГУ.
Источник - НГ-дипкурьер

Поделиться:

Дата: