Русский язык в Севастополе. Репортаж с круглого стола
Данный круглый стол проходил в начале августа в Севастополе, однако,для читателей ИАЦ будет весьма любопытно обратить внимание не только на самудискуссию, но и на подачу материала в ведущей местной газете (текст опубликованв газете «Слава Севастополя»).
Горячая полемика разгорелась в Доме Москвы в Севастополе, гдесостоялся "круглый стол" на тему "Русский язык в Севастополе:проблемы и перспективы". В работе мини — форума приняли участие депутатыСевастопольского горсовета, районных советов города, первый заместительпредседателя Севастопольской городской госадминистрации Владимир Казарин,педагоги севастопольских школ, гендиректор Дома Москвы в Севастополе ВладимирСтручков, а также заместитель руководителя аналитического управления фонда"Русский мир" Михаил Носов.
Ораторы сетовали на то, что русский язык в Севастополепритесняется, ставится в неравные с украинским языком условия. По словампришедших на форум учителей и родителей школьников, молодежь, не имеямотивации—государственного тестирования по всем предметам на русскомязыке,—просто отказывается глубоко изучать русский язык.
Учителя русского языка и литературы привели статистику, по ихмнению, уменьшения преподавания русского языка и литературы в севастопольскихшколах. Одна из главных угроз перспективам "выживания" русского языкав Севастополе, по мнению большинства выступавших—в отсутствии утвержденнойМинистерством образования Украины методики обучения на русском языке.
В этой связи заместитель руководителя аналитического управленияфонда "Русский мир" Михаил Носов сообщил, что в фонде работаетсистема грантов, поддерживающих потребности русскоязычного населения запределами России. Михаил Сергеевич не уточнил источник грантов, но дал понять,что при аргументированной заявке деньги на закупку классики русской литературы,на оборудование классов по изучению русского языка найдутся.
Гендиректор Дома Москвы в Севастополе Владимир Стручков, выслушавзаместителя генерального директора севастопольской гимназии N 1 Ольгу Хомякову,которая поведала присутствовавшим о том, что для повышения своей квалификациипреподаватели и филологи — русисты севастопольских школ вынуждены ездить вМоскву, в том числе и тайком, "что бы не быть безосновательно уличенными ввербовке работниками ФСБ России", предложил проводить курсы повышенияквалификации учителей прямо в Севастополе, уже из Москвы приглашаяпреподавателей.
—Экономически целесообразно сюда привозить преподавателей, а неотправлять наших в Москву,—заключил Владимир Стручков. Он также высказался запривлечение столичных средств для создания в Севастополе центра изучениярусского языка.
Выступивший на "круглом столе" первый заместительпредседателя Севастопольской госадминистрации Владимир Казарин выразилиную—отличную от подавляющего большинства сидящих в зале—позицию по языковомувопросу.
—Хорошо, что мы проводим такого рода мероприятия, посвященныеактуальной проблеме, но хотелось бы, чтобы в аудитории присутствовало большеспециалистов, которые бы придали разговору профессиональный, доказательный характер,—заметилпрофессор русской филологии Казарин.—Сейчас же, к сожалению, я вынужденконстатировать, что мы больше сбиваемся на публицистический пафос, чем наразговор и обсуждение реально существующих проблем и поисков путей их решения.За этим "круглым столом" прямо сейчас и здесь прозвучали, в том числеи взаимоисключающие, рекомендации. Одна из выступавших родительниц говорила,что нужно облегчить нагрузку на детей во внешкольное время, так как ониперегружаются и это сказывается на здоровье. Другая выступавшая, представляющаяучительский корпус, говорила о том, что мало задается по учебнику и надоувеличить объем упражнений на дому. Это разговор для методистов. Я уверен, чтосообщество методистов, которое в нашем городе очень сильное, профессионально занимаетсясвоей работой. И о том, что эта работа профессиональная и успешная, говорятрезультаты всех олимпиад, по разным предметам, а не только по русскому илиукраинскому языкам. Кроме того, севастопольские школьники очень успешнопроходят тестирования...
Владимир Казарин привел пример, что недавно по целому рядуестественных наук, по ряду гуманитарных предметов севастопольские школьникизаняли 3 — е, 5 — е, 6 — е места в Украине среди 27 регионов страны...
—Одним из выступавших здесь был брошен косвенный упрек в адресвластей, что, мол, в Севастополе количество русских школ не уменьшается: этосвязано только с тем, что уменьшить их количество технически оченьсложно,—продолжил зам городского головы.—Интересный тезис. Чего это техническитрудного в этом уменьшении? Пример Луганска вас ничему не учит, где осталось22% школ на русском языке. Пример Донецка вас ничему не учит, где осталось 18%школ на русском языке. Замечу—это цитадель Партии регионов. На этом фонеСевастополь, в котором 68 школ, из них 67 на русском и одна на украинском,показывает, что если и власть, и общество не хотят, чтобы в этой сферепроходили негативные изменения, они и не проходят. Нет никаких техническихпроблем по уменьшению количества школ на русском языке. А для того чтобысохранять, нужны политическая воля и уважение к гражданам, которые хотят, чтобытак было...
Далее Владимир Казарин еще раз напомнил, что в Севастополе вабсолютном большинстве школ преподают на русском языке.
—И в этом сегодня большая проблема,—заставил замолчатьразбушевавшихся было оппонентов оратор.—Я хочу сказать энтузиастам и защитникамрусского языка в таком понимании, в каком сегодня это звучит на "кругломстоле", что по большому счету, севастопольским школьникам, а также ихродителям вы собираетесь сделать плохой подарок... В этот момент Казаринапрервали. В зале послышалось нетерпимое: "Бред!". На что ВладимирКазарин корректно призвал выслушать его и перешел к цифрам. Но для начала он просто"обезоружил" оппонентов, спросив: "Сколько сегодня часовсоставляет преподавание русского языка в украинской школе?". Преподавателии депутаты замялись. Чувствовалось, они пришли неподготовленными, эмоциональнозаряженными. Владимир Казарин был вынужден сам ответить на свой вопрос.
—Если взять и сложить часы, отведенные на русский язык во всехклассах, с 1 — го по 11 — й, в неделю, то получится 52 часа,—проинформировалчиновник и тут же задал второй вопрос:—А сколько в российской школе недельнаянагрузка с 1 — го по выпускной класс? В ответ—тишина. Кто — то наугадвыкрикнул: "Сто часов!"
—На самом деле 57 часов,—поправил Казарин и продолжил:—Общаяпроблема всех стран СНГ: сейчас произошло существенное уменьшение количествачасов в России, Казахстане, Беларуси. Есть мнение, что гуманитарное образованиене очень важно и можно снизить преподавание. Это первая и общая наша проблема.Вторая проблема—это преподавание только на русском языке. Если мы будемдобиваться сохранения такого положения для Севастополя, как сегодня предлагаютрадикальные лидеры, мы с вами превратим Севастополь в резервацию. Носовременное развитие мира предполагает обязательное многоязычие.
В зале стало шумно, слова Владимира Казарина раздражалиоппонентов. Дабы погасить страсти, он привел пример из жизни. Два месяца назадВладимир Павлович был в Потсдаме, где принимал участие в международном форуме.
—450 участников, 22 страны—от Австралии до Канады,—рассказалКазарин.—Там был эпизод, когда докладчик пошутил на турецком, английский профессориз президиума форума подхватил шутку на родном английском, а немец из залаобоим ответил на немецком. При этом половина сидящих в зале была без наушников,без синхронного перевода понимая и на турецком, и на английском, и на немецком,и на французском. Вот это—современное развитие мира, это—завтрашний день нашегомира. И мы в Севастополе пропагандируем полилингвизм. Поэтому наши школьникивыигрывают олимпиады по русскому языку, по украинскому, по испанскому, поанглийскому, по французскому. Мы должны подготовить этого школьника, чтобы он,оставаясь русским человеком, поехал, поступил и стал прекрасным специалистом поавиаделу. Если мы дадим молодому человеку возможность овладеть целым рядомязыков, включая украинский, мы сделаем его свободным человеком современногомира...
Далее Владимир Казарин привел очень интересный пример, которыйтрудно было парировать. И никто в зале так и не смог этого сделать.
—Если сегодня в Риге мэром избран этнически русский человек,свободно владеющий языком страны пребывания—латышским, это потому, что русскиетам изменили алгоритм поведения,—заявил Казарин.—Они сказали: мы будем знатьязык страны пребывания, мы добьемся своего политического роста в этой стране имы будем, в том числе, определять политическое будущее этих стран. Смыслрусского мира всегда был в том, что он открыт всем языкам и культурам. Русскиев Казахстане должны знать лучше казахов их язык и казахскую литературу. Встранах Балтии—лучше прибалтов изучить языки и литературу. Так всегда было: пригосударе императоре чиновника назначали в национальные окраины с условием, чтоон через 4 месяца должен знать язык того народа, где находится. Это и естьрусский мир. Никогда другим он не был. Он всегда был многонационален иполилингвистичен.
Владимир Казарин напомнил также, что памятник Затопленнымкораблям создан эстонским скульптором, архитектором евреем и инженером немцем.—Кто скажет, что они не были русскими людьми!?—спросил оратор и добавил:—Мыдолжны сказать нашим детям: изучайте много языков, русский с вами останетсянавсегда. Мы должны подготовить наших школьников к жизни, в данном случае вУкраине, таким образом, чтобы ни одна проблема не могла остановить этих ребят вжизни. Севастополь не будет лингвистической резервацией. Наши дети будут знатьмного языков и совершенно свободно будут сдавать экзамены и на украинском, еслинадо, и на английском, и, конечно, они будут блестяще владеть русским языком.Если захотят, поедут и поступят в МГУ. Замечу, что тестирование—не единственныйстимул для изучения русского языка. Стимул для его изучения—величайшая культурамира, которая стоит за русским языком. Русский язык—это богатство всего мира...
А. ПАРХОМЕНКО, ("НовыйСевастополь").
Поделиться: