Ерлан Карин: У Назарбаева абсолютная поддержка населения

Дата:
Если раньше «Нур Отан» делал основной упор на проведение неких PR-акций, то сейчас мы концентрируем наши усилия на решение конкретных социально-экономических проблем.

- Ерлан, последние несколько недель об очередных досрочных парламентских выборах не говорит только ленивый. Газеты даже приводят мнения экспертов, которые по косвенным признакам обнаруживают усиленную подготовку к электоральной кампании в таких партиях как ОСДП, «Адилет», «Азат» и «Нур Отан» Наблюдатели называют поездки по стране президента началом агитации. Вы действительно готовитесь к чему-то?

Если скажу, что нет, вряд ли поверите. Сказать да - тоже не могу. Заявить, да мы готовимся, дескать, реальная борьба начинается не за два месяца до выборов, а идет на протяжении всего межэлекторального периода - это уже будет выглядеть как плохо прикрытое лукавство. Поэтому, если честно - специально ни к чему не готовимся, работаем по прежнему плану. Но в целом, конечно, мы готовы в любой момент, условно говоря, отстоять «чемпионский пояс». Что касается рабочих поездок Президента по регионам, они проходят не чаще чем раньше. Все поездки планируются заранее, тщательно изучается развитие ситуации в регионе, готовятся проблемные и постановочные вопросы.

 Эта планомерная и кропотливая работа. Поездки Президента направлены на решение конкретных проблем регионов, они позволяют на месте комплексно решить множества региональных проблем. Даже после визита Президента продолжается осуществление громадного объема работ по реализации зафиксированных в протоколах выездных совещаний новых задач. Так что, поездки Главы государства в регионы не стоит рассматривать только в предвыборном контексте.  

 - Тем не менее, насколько вероятны досрочные парламентские выборы?

Повод и причина всех разговоров о возможных выборах в Парламент это из-за якобы того, что существуют некие «мадридские обязательства» страны перед ОБСЕ. По крайней мере, особых аргументов в пользу того, чтобы проводить выборы «До» и «Срочно» я и не слышал. Все остальное, что говориться в пользу досрочных выборов - на самом деле это уже просто домысливание уже прозвучавшей основной версии. Между тем, «мадридских обязательств», как таковых в виде какого-то документа не существует. Казахстан избран Председателем ОБСЕ странами участниками этой организации, а не назначен решением какой-то страны или группы стран, соответственно изначально у нас ни перед кем никаких обязательств нет, и не может быть.

 К тому же, даже если и допустить, что из-за наличия неких внешних обязательств будет принято решение, скажем о роспуске Парламента и назначения новых выборов, то тогда это будет свидетельством ограниченности нашего суверенитета. Далее. Какой смысл проводить выборы на фоне нынешних непростых экономических условий? Несмотря на заявления Правительства о том, что острая фаза кризиса уже пройдена, тем не менее, пока еще рано говорить о некой стабилизации, а глава Нацбанка даже допускает вероятность третьей волны влияния кризиса.

 Основная задача власти в этот период - это не допустить перерастания экономического кризиса в фазу социального кризиса. Поэтому, с точки зрения выгод и интересов самой власти, сейчас нет смысла идти на некое обострение политической ситуации в такой непростой период. Еще раз повторю, что досрочные выборы не несут каких-либо выгод для самой власти. Не говоря уже о самих затратах на организацию и проведение выборов. Как бы то ни было, если есть какая-то целесообразность проведения выборов, то она никак не связана с «мадридскими обязательствами».  

 - С чем тогда связана? Я согласен, что досрочные выборы не совсем в интересах власти. Но, как политический эксперт, видите ли Вы вообще целесообразность досрочных выборов. Тот факт, что в Парламенте сидит только одна партия разве уже не является поводом для новых выборов? Монопартийный характер Парламента на самом деле сыграл определенную роль в проведении эффективной антикризисной политики, поскольку слаженная работа Правительства и депутатского корпуса позволила принимать важные решения оперативно и быстро. Особенно, в первый период кризиса, когда новости с фондовых бирж как фронтовые сводки менялись, чуть ли не ежечасно, крайне важно было реагировать уверенно и опять же оперативно. Сейчас, когда мы вышли на другой уровень ситуации, важно не столько скорость принятия решений, а их качество. Необходимо, чтобы каждая проблема была рассмотрена максимально под разными углами, чтобы были учтены все аспекты, все детали. Для этого нужно, чтобы звучали разные голоса, разные позиции, разные предложения.

Тем более, сегодня мы наблюдаем, что вслед за новыми проблемами, выдвигаются новые субъекты. Это в первую очередь профсоюзы, объединения дольщиков, ассоциации застройщиков, МСБ и т.п. Поэтому когда мы, сегодня говорим о необходимости обсуждения посткризисной стратегии развития страны, крайне важно, чтобы в этих дискуссиях участвовало как можно большое количество заинтересованных и компетентных сторон. Поэтому, объективно любые выборы, неважно, когда проходят они, с точки зрения их общей значимости, это уникальная возможность обсудить имеющиеся проблемы с «чистого листа», заключить на новых условиях так называемый Общественный договор между властью, бизнесом и обществом. Хотя еще раз повторю, экстренных причин для проведения досрочных выборов не вижу.  

- Ерлан, как Вы оцениваете последние инициативы по объединению оппозиции в один блок. Лидеры оппозиции тоже отрицают, что последние форумы имеют предвыборное значение. Однако эксперты все же думают, что оппозиция начала подготовительные мероприятия?

 Я не склонен оценивать данную ситуацию как слияние оппозиционных сил в единый фронт - наоборот, оппозиция в попытке консолидироваться еще сильнее демонстрирует глубину своей разобщенности. Например, за пределами конструируемого нового блока под старым брендом «ЗСК» вновь осталась одна из оппозиционных партий как «Азат». Хотя сейчас выстраивается альтернативная схема, когда ожидается, должно произойти объединение только партии «Азат» и ОСДП, но эта тоже принципиально ничего не меняет. Ведь, изначально речь шла о способности объединения именно трех самых крупных организаций КПК-Азат-ОСДП, и что затем к ним примкнуть другие структуры. Однако, на сегодняшний день получается, что в рамках ЗСК объединились только лишь ОСДП и КПК плюс «Алга», и параллельно идут консультации по объединению только ОСДП и «Азат». Иными словами, процесс создания единого блока неизбежно затянулся. То в одном, то в другом случае - за пределами альянса остается какая-либо организация - либо «Азат», либо КПК. Общая конфигурация оппозиционного лагеря существенно не меняется. Наоборот, мы стали свидетелями наличия серьезных внутренних разногласий внутри оппозиции, которые свидетельствуют о том, что даже если и удастся договориться об общих параметрах нового союза, то, скорее всего взаимодействие все равно будет формальным. В итоге, создается ощущение, что оппозиция сейчас в большей степени сконцентрирована во внутренних дискуссиях и на внутренних проблемах, нежели в дискуссиях вокруг проблем другого характера и других масштабов.  

 - Ерлан, на сколько баллов можно оценить нынешнюю работу «Нур Отана»? В чем отличие нынешней деятельности партии в сравнении с другими периодами?

Объективная оценка работы партии прерогатива, конечно, электората. Если судить по результатам социологических исследований, причем именно опроса независимых исследовательских структур, то уровень узнаваемости «Нур Отана» где-то на уровне 92%, доверия - 65%, а потенциальная поддержка электората - 67%. Хочу подчеркнуть, что данные исследования проводились независимыми структурами, такими как, Международный Республиканский институт, Общественный фонд «Стратегия». Несмотря на некоторое ухудшение макроэкономических показателей и в связи с этим угрозу роста протестных настроений, нам не только удалось сохранить уровень доверия населения к правящей партии, но и даже обеспечить ее некоторый рост. Это в первую очередь результат новой политики партии.

Если раньше «Нур Отан» делал основной упор на проведение неких PR-акций, то сейчас мы концентрируем наши усилия на решение конкретных социально-экономических проблем. Мы перешли от проведения преимущественно разовых акций и имиджевых мероприятий к постоянной работе с Парламентом и Правительством для оперативного решения проблем, и организации эффективного общественного контроля за реализацией экономической и социальной политики. Вот это и есть каждодневная рутинная работа, которая может и не приносит сиюминутных PR-дивидендов, но позволяет достигнуть конкретных стратегических результатов. Сейчас «Нур Отан» берет на себя решение многих вопросов, становясь, по сути, одним из основных политических центров, где принимаются важнейшие решения для страны.  

 - Как руководство партии относится к инициативам типа «антикоррупционных значков» и антитабачных акций «сделано в Нур Отане»? Не слишком ли они мелковаты? Анализирует ли руководство партии уязвимые точки в своей работе? Или может, вы тоже отрицаете их? Как я уже отметил, партия сейчас дистанцируется от популистских высказываний и акций. Мы готовы поддержать реальные идеи и проекты, но вместе с тем мнение и реплики отдельных членов партии не всегда отражают позицию «Нур Отана». Хотелось бы посоветовать некоторым партийцам не зацикливаться на лозунгах, а сконцентрироваться на реализации конкретных предложений практического плана. Конечно, в нашей партии, как и в любой большой и сложной системе, есть проблемные моменты. Скажем, определенная степень забюрократизированности, имеющая место до сих пор некоторая вторичность политического образа партии.

Проблема «Нур Отана» зачастую заключается в том, что партия старается казаться властью, копировать ее, при этом копировать только ее внешние аспекты. Это может привести к тому, что партия станет просто тенью власти. Одна из причин, на мой взгляд, кроется в отсутствии самостоятельности, независимости региональных партийных структур от местной исполнительной власти. Мы объективно оцениваем все свои сильные и слабые стороны. Партия - это развивающаяся структура, она не может не иметь определенных недостатков роста. Тем более экономический кризис обнажил многие острые моменты, которые вызвали определенную полемику и внутри самой партии. И с учетом всех этих моментов как раз таки была принята Стратегия партии на 2009-2012 годы, в которой отражены основные концептуальные пути развития партии.  

- Скажите, на чем сейчас сфокусировано внимание партии, в каком направлении Вы собираетесь действовать?

Мы недавно завершили мониторинг реализации Народной платформы, где отражены основные приоритеты партии в социально-экономической политике, и результаты анализа хода ее реализации направили в Правительство для совместного обсуждения. Также мы сейчас фактически завершаем работу над Концепцией индустриально-инновационного развития страны на 2010-2014 гг. И планируем вынести его на обсуждение на ближайшем заседании Бюро Политсовета партии. Во внутрипартийной работе мы сконцентрировались на работе с первичными партийными организациями, их более 7 тысяч, взаимодействие с которыми шла все время через региональные филиалы. Мы намерены несколько перестроить этот механизм. Следующее важное направление - это наращивание нашего взаимодействия с другими общественными структурами, например профсоюзными, молодёжными, женскими и другими общественными организациями. Политика партии заключается в укреплении их позиций в обществе, налаживании диалога между ними и государством. В тех сферах, где отсутствуют организационные элементы, где практически нет структур, отстаивающих интересы различных групп населения, мы стимулируем их создание и развитие. Там, где данные структуры уже работают, например ветеранские организации, действия партии направлены на усилении эффективного взаимодействия как минимум между ними самими, максимум - способствовать объединению этих структур в рамках форума или союза. Например, в сфере молодежной политики зарегистрировано около 700 организаций, причем из них реально функционируют чуть более ста. Но большинство из них работают преимущественно со студенческой молодежью, которая составляет где-то около 12% из общего числа молодежи.

Основная часть молодежи, проблемы, которых собственно и надо решать, остаются за бортом молодежной политики. Поэтому мы провели учредительную конференцию Союза рабочей молодежи. Или другой пример. В стране действуют около 450 военно-патриотических клубов, однако по какой методике и чем они занимаются, кого готовят, вряд ли кто знает. Чтобы способствовать их объединению и систематизировать как-то их работу мы намерены организовать Национальную лигу военно-патриотических клубов. Примерно такие цели недавних совместных мероприятий партии с Конфедерацией инвалидов и планируемого Форума женских организаций.  

- Многие ваши коллеги избегают комментариев на неудобные или сложные темы. Воспользовавшись тем, что вы согласились прокомментировать все интересующие нас вопросы, хотелось бы также узнать, как вы, скажем, относитесь к идее пожизненного президентства?

 Я думаю, и уверен, что и вы со мной согласитесь, что даже если гипотетически ежегодно проводить президентские выборы, Нурсултан Назарбаев будет неизменно получать абсолютную поддержку населения. Что касается этих самих разговоров, на мой взгляд, это является отражением определенных общественных ожиданий. Нурсултан Назарбаев давно вышел за пределы образа просто лишь Главы государства. Он признанный национальный лидер.

 Поэтому в принципе понятно, что некоторая часть общества так легко и быстро подхватывает любую идею, которая касается продления сроков его полномочий. Это вполне объяснимо, что определенная часть граждан хотят видеть и в дальнейшем своего Лидера во главе государства. Поэтому периодически такие идеи будут появляться и в будущем, даже если нынешние разговоры об идее пожизненного президентства скоро утихнут. Тем более надо исходить из того, что в общественном сознании сформировался устойчивый образ Нурсултана Назарбаева, как Лидера нации.

А статус Лидера нации не требует какого-либо юридического закрепления. Поэтому лично я не то, чтобы отношусь к этой идеи скептически, но считаю ее излишней. Этим мы только ограничиваем масштабность исторической фигуры Президента.

 Liter.kz  

Поделиться:

Дата: