Политические уроки прошлогоднего августовского военного конфликта
Союн Садыков,
член общественного Совета при Минрегионразвития, кандидат экономических наук
- Прошел год со дня собтий в Южной Осетии. Что, по Вашему мнению, изменилось за этот период в мире?
- Не могу сказать, что произошли существенные изменения. Кто- то из тех, кого не коснулись эти события напрямую, просто забыл о них, кто-то старательно замалчивает информацию о войне в Южной Осетии и, пожалуй, только для тех, кто столкнулся с настоящей войной - эти страшные события останутся в памяти навсегда. Хотя и говорят, что время лечит, но, наверное, должно пройти слишком много времени, чтобы излечиться от воспоминаний о войне.
- А кто, условно говоря, выиграл или проиграл в этой войне?
- В этой войне, на мой взгляд, не было абсолютных победителей или абсолютных проигравших. Возьмите ту же Грузию. С одной стороны, Грузия потеряла часть территории - Южную Осетию и Абхазию. Серьезно за несколько дней войны пострадала инфраструктура страны, в том числе военная. С другой стороны, М. Саакашвили по-прежнему у власти, да и саму Грузию перестали рассматривать только как агента США. Пока не очень понятно, насколько, например, ЕС сможет и будет использовать эту новую ситуацию в отношении с Грузией, но, совершенно очевидно, что Грузия ее уже использует.
- Но в той же Европе за этот год значительно увеличилось число противников вступления Грузии в НАТО. И не только Грузии, но и Украины, например. Получается, что та часть элиты Грузии и Украины, которая была заинтересована во вступлении своих государств в Альянс явно проиграла?
- Но это не совсем так. С самого начала было очевидно, что НАТО не будет ввязываться в южноосетинский конфликт не потому, что Грузия не является членом НАТО, а потому, что со стороны США эта война затевалась, как это не цинично звучит, чтобы «проверить реакцию России». А что касается элит Грузии и Украины, то они отлично понимают, что вступление в Альянс постсоветских государств - вопрос политический и если возникнет действительно необходимость их присутствия в альянсе как бы в пику России, то несмотря ни на что их примут в НАТО.
- А кто усилился в результате войны в Кавказском регионе?
- На мой взгляд, Турция, которая в результате войны приобрела статус региональной державы, которая выступает сегодня посредником практически во всех конфликтах и спорных ситуациях на Кавказе.
- Вы говорите, что со стороны США было желание проверить, как на конфликт отреагирует Россия. И что, по Вашему мнению, показала эта проверка и как к этому отнеслись в США?
- На мой взгляд, Соединенные Штаты, допустив конфликт, совершили серьезную стратегическую ошибку. В результате пострадал имидж США в мире, возникло недоверие со стороны многих стран, особенно в Восточной Европе, к Америке. И теперь постсоветские страны Восточной Европы будут делать все возможное для того, чтобы «усидеть на двух стульях», то есть, не прерывая агентских отношений с Соединенными Штатами, добиваться более существенной поддержки со стороны ЕС, представляя Россию как серьезную потенциальную угрозу.
- Ну и, наконец, что приобрела Россия в результате этого конфликта?
- Россия не рассматривала себя как выгодополучатель от конфликта в Южной Осетии. Россия в этом военном конфликте с Грузией смогла показать США и Евросоюзу, что она серьезный мировой игрок на политической арене, страна, которая самостоятельно принимает серьезные политические решения и у нее есть региональные амбиции и интересы (в данном случае на Южном Кавказе), которые она будет отстаивать даже военным путем, невзирая ни на что.
Это было воспринято в мире как сигнал, что Россия оправилась от проблем предшествующих лет, что Россия - равноправный игрок в мировых отношениях, что к ее мнению следует прислушиваться. Но, с другой стороны, в ходе пятидневной войны ярко проявились проблемы, на которые ранее не обращали особого внимания, а о многих проблемах даже не догадывались. Например, война показала, что многое нужно менять в нашей армии. И надеюсь, этот урок воспринят нами адекватно и будет сделано все возможное, чтобы сделать нашу армию маневренной, дееспособной, хорошо оснащенной и т.д. Война высветила все проблемы и сложности на постсоветском пространстве. Но я не могу сказать, что за прошедший год мы научились по-новому относиться к нашим ближайшим соседям, извлекли какие-то уроки. По-прежнему у нас нет серьезной аналитической группы или института, который бы вырабатывал новые подходы к взаимоотношению со странами постсоветского пространства. Мы по-прежнему не продвинулись в вопросе выработки инструментов реализации внешнеполитической концепции, в которой, к слову сказать, не предусматривается военное противостояние, сильная армия - да, военное противостояние - нет. Предложения Д.А.Медведева о необходимости создания новой европейской архитектуры безопасности пока еще остаются лишь пожеланиями. Европа заняла выжидательную позицию. Поэтому России придется не только выдвигать инициативы, но и доказывать, что у нас есть на это серьезные основания. А серьезными основаниями, по моему глубокому убеждению, является только конкурентоспособность России. Безусловно, важно позиционировать себя как сильное суверенное государство, но гораздо убедительнее будут звучать аргументы конкурентоспособности России. И именно в этом направлении нам необходимо в ближайшее время двигаться.
http://www.azerros.ru/content/themes/index.php?ELEMENT_ID=1784
Поделиться: