Казахский эксперт: "сегодня говорить о дружбе народов - немодно"

Дата:

 

Нурлан Еримбетов, эксперт и общественный деятель, модератор диалоговой площадки "АйтPark", в интервью корреспонденту ИА REGNUM Новости рассказал журналисту Михаилу Паку о своем видении казахской элиты и процессов, происходящих в Казахстане.

- Существует ли понятие "казахская национальная элита"?

- Элита есть в любом государстве. Сегодняшняя казахстанская элита, при этом, оценивается разными категориями. Некоторые отзываются об элите уничижительно. Другие - рассматривают ее через плоскость классических определений. Я считаю, что элита, безусловно, есть. Элита - это люди, которые сегодня стоят во главе государства. Элита - это публичные люди. Элита - люди, которые болеют за страну. В первую очередь, для меня элита - это те, кого слышат люди. Это - очень неравнодушные личности. Понимаете? Ни материальный достаток, ни должность, ни социальное положение не являются четким критерием элитарности. Элита - это такая же составная часть любого государства, как отбросы общества, маргиналы.

- То есть казахская национальная элита - многонациональна?

- Я никогда не разделяю людей на национальности. Понятия "казахская элита" и "казахстанская элита" - для меня синонимичны. Разве не бывает так: человек не казах, но к его мнению прислушиваются казахи? И более того, они видят его человеком, который имеет право на такое уважение. Для примера можно привести, например, [писателя] Герольда Бельгера. Если поразмыслить, у нас есть и ученые с таким реноме - скажем, [литературовед] Бадиков (недавно он ушел из жизни). Есть люди, которые всегда говорили о казахах, об их истории, о той земле, на которой они живут. Поэтому делить их по национальному признаку - для меня лично архаизм. Без них казахстанская элита была бы бедна и однобока.

- Если казахская элита неоднородна, почему среди высказанных точек зрения резко доминируют национал-патриотические и, в частности, антироссийские?

- Я наблюдаю за информационным полем страны, и должен заметить, что наиболее резкие высказывания сегодня звучат из уст людей, не обремененных властью. Когда человек находится у власти, когда он несет ответственность за регион, за людей, он будет отходить от жестких и однозначных заявлений. Особенно - если речь идет о наших соседях. Тем более - если речь идет о России. Когда человек ни на что не влияет, он может позволить себе некоторые вольности. Но когда от такого человека начинает зависеть положение в стране, он десять раз подумает, прежде чем начать пользоваться популистскими лозунгами.

Во-вторых, я не считаю, что так думает большинство народа. Среди представителей всех национальностей есть люди, которые взяли право говорить от имени всего народа. И во многом благодаря их публичности, такие высказывания зачастую воспринимаются как мнение абсолютного большинства людей. Но это личное мнение одного-единственного человека, не более того. Не всегда за ним стоят люди, не всегда за ним стройные ряды его почитателей, тех, кто с ним согласен.

- Почему же не высказываются противоположные точки зрения?

- Это другая сторона вопроса. Есть часть элиты, которая должна бы погромче высказывать собственное мнение. Я имею в виду тех, кому сейчас за шестьдесят. Они в свое время с удовольствием летали в Москву. До сих пор с огромным удовольствием они получают всяческие награды российских академий, губернаторов, российских фондов. Они этим гордятся. Но... Они молчат. Потому что сегодня говорить о дружбе народов, о взаимодействии, сглаживании острых ситуаций - немодно. Сегодня модно стучать себя по груди, кричать, что мы - самая великая нация. А наши соседи - спят и видят нас порабощенными и так далее.

А ведь у многих сложился комплекс неполноценности, который сложился по отношению к сильным народам и к сильным странам, которые нас окружают. Это понятно - сегодня только при помощи таких лозунгов можно обрести уверенность в себе. Только такими лозунгами можно поднять дух некоей запуганной части казахстанцев. Но это не избавит - от комплексов.

А что нужно делать?

- Люди должны говорить и заявлять о своем отношении к ближайшим соседям. Потому что, как мне кажется, спокойная обстановка в Казахстане - она обеспечена не только руководством Казахстана. Она обеспечена еще и доброй волей наших соседей. Честно вам скажу - это мое глубокое убеждение. Я не говорю о разведывательных службах. Я говорю о народах. И очень жаль, что историческая память людей, которые относят себя к элите, очень коротка. Многое забыто. Многое начинается с чистого листа. И сегодня валить все свои беды на колониальную политику России, экспансионистскую политику современных джунгар (Китая - Ред.) глупо. Виновных всегда можно найти. Но мы должны искать виновников наших сегодняшних бед в нашей стране.

А такие "патриоты" всего лишь играют на руку нашим властям, нашему правительству. Они всем показывают, что во всех наших бедах виновато наше окружение. Наше колониальное прошлое. Наше рабское самосознание, впитанное годами. Да ничего подобного! Я - свободный человек. Нельзя так подыгрывать властям и искать причины наших проблем за пределами Казахстана. Я понимаю, им страшно. Искать виновников в нашем положении, в нашем самосознании - внутри страны - опасно. Он рядом с тобой ходит. У него - власть, у него влияние. А как просто валить на призрачную далекую Россию, на Кремль! Видеть все беды оттуда.

Хуже этого - видеть все беды в прошлом. Мне очень нравится выражение о том, что казах сегодня едет на лошади задом наперед. Лошадь идет вперед по жизни, а казах сидит и смотрит назад, вместо того, чтобы смотреть вперед и ехать. Так что это позиция не очень смелых людей. Это - игра "в поддавки" с властью. Ведь обвинить казахского "рабовладельца", у которого есть гастарбайтеры, фермерское хозяйство и сородичи-казахи, которые пашут за копейки - очень сложно. Против него, современного рабовладельца, выступать невероятно тяжело. Потому что у него оружие, у него - "братва", у него влияние. Он сотрет тебя в порошок и все. Такой двуличности я лично не понимаю.

- Но раз существуют национал-патриотические мысли, значит, есть и спрос на них?

- Я думаю, что некоторый спрос есть в столицах. Но что важно - те люди, которые говорят об этом, вряд ли бывали в районе меньше областного центра. Они дальше не заезжают. А там - совсем другие настроения. Казахи - очень толерантный народ. Он никогда не видит врагов среди чужих народов. Истинные казахи, которые живут на земле, строят, растят детей, живут в аулах, районных центрах, им эти дискуссии - пофигу. Я приведу один пример. У меня есть хороший товарищ. Он пробыл акимом (мэром) крупного города. И везде он ставил своих сородичей с одного рода. Директорами школ, главными врачами больниц, начальниками ГАИ. Его многие спрашивали - ты что делаешь? На него обижались представители других родов. А он всем отвечал - пока я аким, я так и буду действовать. Это моя родня, я должен их "поднимать" и так далее. Потом поменялась команда, он уходит в бизнес, становится крупным промышленником. Встречаюсь с ним через полгода-год, а у него на фирме ни одного родственника. Одни корейцы, русские, немцы... Я спрашиваю - а почему? Он говорит - а это уже мой бизнес. То есть он может быть хорошим за счет государственного бюджета. За счет налогоплательщиков - он был хороший родственник. Но когда пришло время платить из собственного кармана, он уже не стал приглашать бездарных родственников. Люди не хотят платить за свой патриотизм из собственного кармана. Они хотят быть патриотами за чужой счет. За счет государства, в частности. Это яркий пример, согласитесь.

За счет национализма и ксенофобии сегодня можно очень быстро сделать карьеру. Политическую. Такие вещи очень легко принимаются, можно за короткий срок стать узнаваемым. Но здесь не надо очень много ума. "Русский - плохой!" "Китаец - враг!" "Узбеки спят и видят нас своей колонией!" Но многие забывают - можно легко за счет таких лозунгов подняться. И так же легко - уйти в небытие. Носителей таких лозунгов долго не помнят. Я не буду называть фамилии, но, когда четыре года назад я переехал в Алма-Ату, здесь сложилась определенная компания любителей таких лозунгов. Сегодня - их уже не печатают, они никому не интересны. Это не глубокие лозунги. За ними - народа нет. Они интересны определенному кругу людей. А огромное количество казахстанцев за этим наблюдает. Но это их не "цепляет".

Есть, например, такой лозунг - хуже всех в Казахстане живут казахи. Это кричат на каждом углу. "Вот, дожили! Казахи хуже всех живут на своей земле!" Я считаю, что это провокационный и антипатриотичный лозунг. Ведь казах плохо живет, по мнению носителей таких лозунгов, не потому что он неконкурентоспособный, не потому он необразованный, а потому что кто-то живет лучше него. Но кто живет лучше казахов? Уйгуры? Корейцы? Русские? А давайте посмотрим, кто в тюрьмах сидит. Давайте посмотрим, кто попрошайничает, занимается бандитизмом. И давайте посмотрим, кто землю пашет. На базаре торгует. Кто в Китай ездит. Кто с Россией работает. Мы уже давно должны идти дальше. А так безответственно показывать пальцем и выставлять себя перед казахами хорошим человеком... Я считаю, что это унизительно. Многие национал-патриоты - это несостоявшиеся люди. Плохо питающиеся люди. Плохо одетые. И таким хочется при помощи лозунгов стать известными. И они становятся на некоторое время известными. Не лидерами, просто известными.

- Совсем без лозунгов тоже нельзя.

- Я предлагаю другой лозунг. "На казахской земле хуже всех живет неконкурентоспособный казах". Вот в связи с таким лозунгом надо пересматривать комплекс вопросов. А куда поступают учиться наши дети? Какие профессии они получают? Не просто диплом, а диплом, который обеспечит завтра его работой. С кем он дружит? На ком он женился? А занимается ли он спортом? Мы должны создавать конкурентоспособных казахов, потому что в силу демографических или, скажем, миграционных процессов, лет через двадцать, тридцать, сорок - казахи станут абсолютным большинством в Казахстане. И что, тогда тоже будем кричать, что казахи хуже всех живут на своей земле? А пока - чем больше будет казахов в Казахстане, тем больше будет казахов, которые хуже всех живут. Это арифметика. Скажи казаху, что он неконкурентоспособен - он задумается. А скажи, что он плохо живет из-за кого-то - у него поменяются цели в жизни. Он увидит перед собой задачу не в борьбе за образование собственных детей, а поставит перед собой задачу - завидовать представителям других национальностей. Зависть появляется от того, что наши национал-патриоты неправильно ориентируют людей. Они заставляют смотреть не на то, как сосед возделывает почву, а на то, какой дом он построил. Но, к сожалению, мои братья-казахи меня не понимают.

- Начнется ли в Казахстане процесс сужения русско-культурного поля?

- Объективно - оно должно сужаться. Идет развитие казахского языка, есть мощные миграционные процессы - выезд носителей русского языка и культуры. Эти процессы идут. Но, к сожалению, вымывание русской культуры сегодня не заменяется адекватными казахскими культурными процессами. Нет адекватной казахской замены тому, что было. Да, есть огромные программы - "Культурное наследие", например. Вкладываются огромные деньги. Но пока процессы проигрышные. Мы пока больше вытесняем, чем заменяем. Я считаю, что надо именно заменять, а не вытеснять. А лучше всего - сожительствовать. Но - русская культурная среда сужается. Это происходит по объективным причинам, но я воспринимаю это с сожалением.

- То есть Казахстан непрерывно теряет в конкурентоспособности?

- Я в этом абсолютно уверен. Когда мой близкий человек, старейшина, писатель с мировым именем, в приватных беседах говорит мне, что только благодаря русскому языку получил мировую известность, что именно с русского переводили на 55 других языков его произведения... А потом, когда я его спрашиваю - почему ты об этом не говоришь публично, он отвечает, дескать, ты сам же понимаешь... Я считаю, что такое отношение к русскому языку - предательское. Русской культуры боятся те, кто неконкурентоспособен сам. Очень трудно писать, когда у тебя на полке стоит "Идиот" Достоевского, "Отцы и дети" Тургенева, Шекспир, Гете, Толстой - имея такой багаж, сложно творить. Надо же с ними конкурировать. А когда их нет на полках, в магазинах - тогда легко быть первым. Уход русской культуры выгоден тем, кто считает себя родителем казахской культуры. Мы не думаем о том, что казахи переоценивают свои возможности. Я говорю банальные вещи, но именно имея русскую культуру в союзниках, мы сможем противостоять глобальному миру. По ходу приобретая новых друзей.

Или возьмем вопрос трехязычия. Его озвучил президент страны - доминирующими должны быть казахский, русский, английский. И когда старейшины встали и сказали - нет, только казахский, идеологи администрации президента не нашли, что сказать. Мы сами возвели в ранг элиты людей, которым по шестьдесят-семьдесят лет. И они слова президента приняли в свой адрес. Это очень плохо. Ведь можно было проводить политику трехязычия среди детей. Дети играючи овладеют тремя языками. Но старейшины приняли здравую мысль на свой счет и не дали развиться программе.

- Ну, агашки (старейшины - Ред.) - все время будут мощной силой в Казахстане.

- Нет. Сейчас - уже нет. Выросло новое поколение пятидесятилетних - это люди, которые состоялись сами. Перестройка пришлась на нашу юность. Становление казахстанской государственности - на нашу зрелость. А старики живут в прошлом, но боятся в этом признаться. А нынешнее поколение - пробившее себе дорогу, оно сейчас самостоятельно. Зайдите в банки, на производство, на строительные площадки. Там руководят нормальные казахи, которые говорят и по-русски, и по-казахски - для них вообще не существует проблемы "агашек". Я почему так говорю - для меня не важно мнение человека, который получил три государственные премии, которые он на коленях выпрашивал сначала у Кунаева, потом у Назарбаева. И наше поколение в подавляющем большинстве все такое. Вы посмотрите - у них нет государственных наград, зато у них есть свой бизнес. Они сами себя сделали. Они пробились. Они не сидят в казино, они с утра и до вечера пашут. И их нет смысла спрашивать о национальных проблемах, о вытеснении культур. Для них не существует таких проблем - самые интернациональные коллективы - это бизнес-коллективы. Потому что перед ними стоят вопросы эффективности. Объединение по родоплеменному признаку - это архаизм. Очень жаль, что бизнесмены пока не говорят об интернационализме. Очень жаль, что их нет в политике. Они должны говорить. А говорим много мы - не имея на то права. Но заговорят они, только если в стране с их молчаливого согласия случится какое-то потрясение.

- А оно случится?

- Давайте не будем далеко ходить за примерами. Возьмем события в Урумчи. Вы слышали до недавних событий о проблемах в регионе? Нет, это закрытая тема. Более того, прошла неделя - и снова оттуда ничего не слышно. А что, нельзя было просчитать, как будет развиваться ситуация? Что будет, если закрывать уйгурские школы? Если не давать развиваться языкам? У нас поднялся шум. Дескать, наши братья-мусульмане там страдают. Дайте им свободу! А как только речь заходит о Казахстане - говорят: нет, у нас будет только казахский язык. А разве не надо создавать условия для проживания тут русских, корейцев, чеченцев? Понимаете? Мы сами себе противоречим. Видя трагедию соседа, неужели не хватает ума экстраполировать этот опыт на наше общество? А у нас говорят: не нравится - уезжай. У каждого этноса, дескать, есть великая родина. Это не решение проблемы. Это уход от нее. Люди хотят жить здесь. Давайте скажем: не дай Бог у нас случится нечто похожее на события в СУАР, особенно с учетом нынешнего замалчивания некоторых проблем. Тем более, что у нас были некоторые очаговые проявления в прошлом году. И опять, эти проблемы не стали темой для обсуждения в обществе. Они были закиданы лозунгами, шествиями, массовыми танцами на [весенний праздник] Наурыз. Тему опять закрыли. Но она живет. Осталась обида. Осталась недосказанность. Ревность. Зависть. Злость. Чувство мести. Кто эту проблему изучает? Кто направляет такие процессы? Никто. Все закрыто.

Справка

Нурлан Еримбетов родился 28 мая 1960 года в Кызылорде. Окончил Московский государственный институт культуры. Служил в армии в войсках связи, там же вступил в КПСС. Семь лет был заместителем акима Кызылординской области по социальным и культурным вопросам, затем - советником исполняющего обязанности председателя республиканской политической партии "Отан" по идеологии.

ИА REGNUM

Поделиться:

Дата: