"ВН": "Локомотивы" ЕврАзЭС учредят инвестфонд. Инфраструктура России и Казахстана получит новый источник роста

Дата:

Стало известно, что в ближайшее время будет сформирован новый российско-казахстанский международный инвестиционный фонд, ориентированный на финансирование инфраструктурных проектов. В числе учредителей - государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности" (ВЭБ), Госбанк развития Казахстана (составная часть фонда национального развития "Самрук-Казына"), ЕБРР, финансовые группы IFC и "Ренессанс Капитал".

Участие в новом фонде представителей России и Казахстана закономерно - именно благодаря "локомотивам" ЕврАзЭС, как стали именовать наши страны, ранее был создан Евразийский банк развития, капитал которого в основном состоит из российских и казахстанских средств, а кредиты предоставляются и другим странам. Для "пожарных мер" недавно сформирован Антикризисный фонд ЕврАзЭС, средства которого планируется использовать для предоставления суверенных займов и стабилизационных кредитов государствам - участникам ЕврАзЭС, а также для финансирования межгосударственных инвестиционных проектов.

Средства же нового инвестфонда предполагается вложить в первую очередь в инфраструктурные проекты, в которых нуждается как Россия и Казахстан, так и другие страны СНГ. Предполагается, что половина средств фонда должна быть направлена на проекты в России в сфере портовой и аэропортовой инфраструктуры, энергетики, телекоммуникаций и сферы ЖКХ, 25% - на проекты Казахстана.

По мнению профессора Высшей школы экономики Евгения Гавриленкова, фонды в отличие от государственных банков или прямого бюджетного финансирования имеют возможность более гибко использовать выделенные ресурсы, деньги можно будет расходовать более эффективно, не ориентируясь на начало и окончание бюджетного года, в рамках которого, как правило, выделяются госсредства. Он обратил внимание на то, что в России каждый год появляются новые фонды, то есть финансисты ищут возможность более гибко и эффективно использовать выделяемые деньги. Учитывая, что в России будут финансироваться уже отобранные проекты, которые есть у ВЭБа и "Ренессанс Капитала" (аэропорты, энергетика, муниципальная инфраструктура, в частности проекты по водоснабжению), новый фонд можно рассматривать как попытку властей "застолбить" определенные бюджетные средства для строго целевого использования, перейти от простой раздачи денег к финансированию эффективных экономических и социально необходимых проектов.

Надо сказать, что в Казахстане, преодолевающем ныне негативные последствия мирового кризиса, уже давно идут по этому пути. Там большинство государственных средств сосредоточено в фонде "Самрук-Казына", который будет соучредителем и вновь создаваемого инвестфонда. "Самрук-Казына", объединивший крупнейшие госхолдинги страны, инвестиционные компании и банки, является официальным оператором антикризисной программы Казахстана и проводит кредитование по более низким ставкам ипотечного строительства и сектора малого и среднего бизнеса.

Как рассказал президент Института национального проекта "Общественный договор" Александр Аузан, в нынешнем году начала реализовываться программа развития малого и среднего бизнеса Казахстана, подготовленная специалистами Института в партнерстве с "Самрук-Казына". "В результате в июне нынешнего года в Казахстане началось практическое внедрение новых подходов в отношении стимулирования малого и среднего бизнеса, который в свою очередь должен стать более эффективным амортизатором кризисных явлений в экономике. Уже в конце года появятся результаты, которые можно будет тиражировать в других странах СНГ", - считает г-н Аузан.

Новый российско-казахстанский инфраструктурный фонд, кстати, будет формироваться не только за счет государственных средств, в нем будет присутствовать и частный капитал. И в этом, наверное, главная особенность новой структуры. Привлекая частный капитал внутри страны и из-за рубежа, российские и казахстанские финансисты одновременно решают и задачу модернизации своих экономик, поскольку дополнительный фильтр при отборе заявок позволит выделить те, которые предусматривают не просто поддержание на плаву предприятий, а создание качественно новых элементов инфраструктуры, способных стать основой постиндустриальной экономики наших стран.
Сергей СМИРНОВ

 Время новостей

Поделиться:

Дата: