Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Б.Мусаев: Вперед в Прошлое. Откуда пошла узбекская нация

14 Июля 2009

Автор:

Теги:



Фрагмент очерка "Вперед в Прошлое".
Бахадыр Мусаев

Вынесенные в заголовок слова, являются фрагментом строк из "Шайбоний нома", произведения средневекового летописца и поэта XV - XVI вв. Мухаммада Солиха. Точнее, это слова, вложенные придворным поэтом в уста завоевателя Туркестана Шейбани - хана с которыми он обращается к местным тюркам - аборигенам. В переводе на русский язык они звучат: "пусть чигатайский народ не называет меня узбеком...". Очевидно, завоеватель хочет сказать, что он им не чужой, поэтому просит их не беспокоиться, а воспринимать его как своего. Далее следует утверждение, что Шейбани великий хан узбекского народа, но Туркестан ему родная земля ("Холи онинг ери Туркистондур, узбек элига муазам хондур") 1.
По существу это утверждение претендует на то, чтобы его воспринимали однозначно, как факт: с одной стороны, указывающий на принадлежность и приверженность Шейбани - хана к месту пребывания (Туркестану); с другой стороны, отождествляющий, возглавляемые им племена Орды с тюрками - аборигенами Туркестана. Однако в содержании утверждения М. Солиха не трудно обнаружить, что Шейбани со своим народом - одно, а Туркестан - другое. Думается, этот литературный опыт М. Салиха, представляет одновременно и апологию и один из образцов того, как рождаются светлые мифы. Данный конкретный миф диссонирует с действительностью. Ведь, именно Шейбани, с пафосом заявлял о том, что сопротивление народа Туркестана "растоптано копытами коней победоносных узбекских войск".
По истории узбеков написано довольно много. Отечественные исследователи советского и постсоветского периода создали и продолжают издавать труды, посвященные изучению узбекского народа. Все они во главу угла своих исследований ставят известную концепцию этногенеза узбекского народа, которая с подачи ее автора А.Якубовского предлагала покончить с этимолого - исторической связью понятия "узбек" с дашткипчакскими корнями и тем самым признать его утверждение, что узбекский народ в своей основе сформировался еще до нашествия Шейбанидов в Среднюю Азию.
Например, Б.А. Ахмедов в своей монографии "Государство Кочевых Узбеков", опубликованной в 1965 г. московским издательством "Наука" отмечал: "Узбекский народ является одним из древних народов Средней Азии и имеет почти 3 000 - летнюю историю" 2.
Читая эту версию, первоначально предполагаешь, что может быть, мы имеем дело с подменой понятий, когда история тюрков приписывается узбекам, чтобы элементарно избежать обвинений в пантюркизме. Отнюдь, в изложении ученого, оказывается, предки современных узбеков еще в глубокой древности жили на территории современного Узбекистана, а кочевые узбеки, установившие свою власть на территории современного Узбекистана в самом начале XV в., составляли незначительную часть узбекского народа и вскоре после расселения растворились в тюркской массе Мавераннахра и передали им лишь свое имя 3.
Десять лет спустя, в 1974 г. ташкентское академическое издательство "Фан" выпускает работу К.Ш. Шаниязова "К Этнической Истории Узбекского Народа (Историко - Этнографическое Исследование На Материалах Кипчакского Компонента)". В названном труде сделан некоторый отход от "гениальной" формулировки Якубовского, который обозначился в том, что автор включает в процесс этногенеза узбеков дашткипчакские племена. В частности, он пишет следующее. "Формирование основных черт этнической общности узбекской народности происходило в X - первой половине XI в. Тюркоязычные и отюреченные монгольские племена, участвовавшие в XII - XV вв., как и более ранние, были главным образом среднеазиатского и дашткипчакского, а также центральноазиатского происхождения" 4.
В перечне авторов, представляющих своими трудами очередные "вехи" мнимых подвижек во взглядах на этногенез можно выделить и историка А. А. Аскарова, который, как и упоминаемые выше авторы, является действительным членом местной Академии наук. В одном из своих выступлений, относящихся к 1986 г., он выражает мнение, что в XI - XII вв. завершился процесс становления узбекского народа 5.
По данному поводу не станет откровением мое замечание, что вышеназванные ученые неукоснительно следуют по курсу логики подхода Якубовского, требование которого заключается в том, чтобы "отличать условия формирования того или иного народа от истории его имени" 6. Свидетельством тому, что они приняли в качестве неотъемлемого элемента научного аппарата термин "староузбекский", которым Якубовский предлагал обозначать весь дошейбанидский период истории, все тюркское прошлое на территории Узбекистана до XVI в. 7.
Провозглашение независимости и политическое обособление Узбекистана, к сожалению, не привело историков к коренному повороту в их взглядах на собственную историю.
По меткому наблюдению социолога А. Ильхамова: "...Якубовский, безусловно, совершал существенную услугу фактическим и потенциальным великодержавным национал - патриотам, которые могли ощущать нужду во включении наследия доузбекского исторического прошлого в символический капитал нации" 8. И далее делает следующее жесткое и по снайперски точное адресное замечание обобщающего характера: "Чем весомее этот символический капитал, тем легитимнее власть, контролирующая его. Власть, в конечном счете, выступает персонификацией символического капитала, который она сама вместе с подручной академической и культурной элитой и создает" 9.
Чем же оборачивается подобная ситуация, когда эти ученые - патриоты продолжают работать на правительство (т.е. выполняют социальный заказ), в частности, в разработке этногенеза, руководствуясь утверждением Якубовского, что история народа старше его имени?
По меньшей мере, повсеместное использование данного принципа отрицания значимости этнонима и самоназвания этноса в разработке этногенеза дало и дает как результат, искаженную национальную историю бывших республик Советского Союза. Это тот самый случай, когда "переписывание" истории, по справедливому мнению отдельных обществоведов, связывается не с принципами поиска истины, а с другими побочными - политическими, экономическими или гегемоническими - интересами, в результате которых получается "историографическая каша", где перемешиваются, правда, ложь, легенды и, конечно, мифы, как самый подходящий "клей истории" 10.
Мой личный опыт знакомства с доступной научной литературой, по интересующим меня вопросам, связанным с историей Туркестана убеждает: нет таких известных событий, в которые бы наши историки "не вмешались", не вырвали из контекста целого, изменив их реальное содержание чаще в угоду власти и господствующей идеологии, именуемой идеологией независимости... В итоге мы имеем то, что имеем, то есть, собственно не историю, реально имевших место в прошлом событий в нормальном изложении, а "историю" без истории, которая представлена нагромождениями темных и светлых мифов, преданий и легенд.
Тем не менее, это не должно останавливать наш порыв к невозможному, заключающемуся в желании увидеть события прошлого такими, какими они всегда были. Разумеется, восстановление событий в "чистом" виде уже немыслимо, хотя думаю, именно данное обстоятельство обостряет осознание важности того, что знание своей истории, традиций необходимо, чтобы узнать нам больше и глубже о себе, задаваясь вопросом: кто есть кто в Туркестане, каков объем и содержание духовного наследия тюркского этноса, самобытность духовного бытия и культуры которого была заявлена давно, что отмечается уже в древнекитайских источниках.
На самом деле, кто мы? Чем отличаемся от других? Куда идем, точнее, кто и куда нас ведет? Какой у нас за плечами социокультурный багаж? Как же мы докатились до жизни такой? Какой путь избрать для исправления нынешнего положения? Какой новый дом нужен нам? Каким образом строить новый дом?
Попытки найти ответы на поставленные вопросы напрямую связаны с направлением поисков идентичности любого народа, который свободен и осознал жизненную необходимость осуществления своего стремления вписаться в контекст современности, где все более и более набирает силу процесс глобализации. Известно, этот процесс неоднозначен. С одной стороны, он "перемешивает" и, казалось бы, нивелирует все богатство и разнообразие национальных культур, интегрируя их ценности в нечто общее. С другой стороны, в этом "общем" неизбежно проявляется прямо противоположная тенденция к самосохранению, индивидуализации и обособлению национального. Однако, представляется, что вписаться нашей стране в контекст современности весьма проблематично по следующей одной из причин.
Есть основание говорить о факте не завершенности в Узбекистане становления нации в строго научном, современном значении слова и соответственно отсутствия, как такового, национального самосознания. Это я объясняю тем обстоятельством, что усилиями идеологов, политиков колониального периода в Туркестане проводилась политика, преследовавшая цель нивелировать все этнические признаки, перекодировать сознание в плане задачи стирания национальных особенностей. Примечательно в этом отношении признание русского востоковеда Н.И. Веселовского, когда он в 1885г. писал: "мы думаем, что дали покоренным нами азиатам мир, спокойствие, безопасность....Но есть и еще высщее благо, высшее всего этого. Это национальность, национальное чувство...Надо войти в положение покоренных мусульман. Тяжела смерть политическая, еще тяжелее смерть национальная. А при нашем владычестве они именно обречены на обезличение..." 11 . Наиболее явственно, такая политика проявилась в том, что прошлое Туркестана было представлено: вне контекста становления тюркского этноса; вне признания, имевшего место старых типов самосознания различных этнических групп Туркестана и их взаимодействия в рамках тюркского этноса.
В советский период эта политика была продолжена и особенное выражение она нашла в том, что история Туркестана была прочитана заново таким образом, чтобы выделить особняком узбеков и в то же время дополнена действиями по замене национальной идентичности на советскую жестокими акциями, которые ставили вне закона "националистов", "космополитов", пантюркистов", "панисламистов", не ставила в грош права народа (народов) на свободу, человеческое и национальное достоинство. Не будем голословны. Обратимся к историческому факту. "Когда профсоюзный вождь М.П. Томский не поддержал политики Ленина по вопросу о профсоюзах, Ленин сослал Томского в Туркестан, назначил его председателем Комиссии ВЦИК и СНК РСФСР по делам Туркестана. Там у Томского возникли политические разногласия с членом Туркбюро ЦК РКП (б) Г.И. Сафаровым...Сафаров утверждал, что в условиях Туркестана НЭП невозможен и надо сохранить военный коммунизм. Томский написал об этом Ленину. Ленин ответил 7 августа 1921 года: "Конечно, Вы правы, что "9 миллионов" баранов" нам (Москве) необходимы (курсив мой - Б.М.). Во что бы то ни стало их взять!..." 12.
В сегодняшнем Узбекистане названный курс несколько скорректированный, находит свое продолжение в ином обличье, но, по сути, очень схожим с вышеприведенным. Национальная политика здесь проводится с позиций этноцентризма в условиях фактического отсутствия институтов гражданского общества, пресловутые "бараны" уже в количестве более 25 млн. превращены в бесправную обезличенную массу, конкретно каждый из которых не имеет свободы, чтобы сказать, насколько плохо ему живется и кто их притесняет, совершает произвол и насилие... И к месту ли говорить в сложившихся обстоятельствах о том, что в узбекистанском обществе происходит становление нации, национального самосознания, есть гражданский дух, не подавлен креативный потенциал людей...
Итак, история наша была прочитана за нас и остается прочитанной таким образом, чтобы, как минимум, мумифицировать этнические различия, как максимум, помимо этих различий, уничтожить ощущение общих корней. Согласно Хосе Ортега - и - Гассет, подобное уже наблюдалось в истории античного государства, которое уничтожало различия между отдельными народами. Философ подчеркивает, что национальная идея с ее динамикой требует сохранить то многообразие, которое всегда было характерным для жизни Запада 13.
В данной связи и с учетом нашей почвы мне в голову идут и слова Тимура, который, задаваясь вопросом о том, кто мы, говорил, что мы наследники Туркестана, Туркестан наше наследство и гордость, что Туркестан - главное звено тюрков.
Очень и очень трудно, почти немыслимо дойти до правды в обществе закрытого типа, каковым является наше общество, но надо обрести свободу и выбираться из путины мифов, фальсификаций, чтобы выйти на дорогу поисков идентичности.

Ташкент 10 - 13.07. 2009

Литература.
1. Цитата приведена по книге Данияров Худайберди. Эски Узбек Адабий Тили Тили Ва Кипчок Диалектлари. Т. 1976, с. 42
2.Б.А. Ахмедов Государство Кочевых Узбеков. М. 1965, с.149
3. См. там же, с.149
4. К.Ш. Шаниязов К Этнической Истории Узбекского Народа ( Историко - Этнографическое Иссдедование На Материалах Кипчакского Компонента) Т 1974, с. 10.
5.А.А.Аскаров Некоторые аспекты изучения этногенеза и этничсской истории узбекского народа // Материалы к этнической истории населения Средней Азии. Т. 1986, с 310.
6. А.Ю. Якубовский. К вопросу об этногегнезе узбекского народа Т. 1941, с.3
7.Там же, с. 19
8. А. Ильхамов. Археология Узбекской Идентичности // Этнический Атлас Узбекистана. Институт "Открытое Общество" - Фонд содействия - Узбекистан , 2002, с. 297.
9. См. там же, с. 297
10. Карл Аймермахер, Геннадий Бордюгов. "СВОЕ" И "ЧУЖОЕ" ПРОШЛОЕ, Введение./ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИСТОРИИ В СОВЕТСКОМ И ПОСТСОВЕТСКИХ ГОСУДАРСТВАХ. М. 1999, с.14
11.цитата приведена по кн.. Б.В. Лунин. Средняя Азия в научном наследии отечественного востоковедения. Т. 1979, с. 144-145
12. Луис Фишер Жизнь Ленина. London 1970, с.789.
13. Хосе Ортега -и- Гассет Восстание масс // Психология Масс. М.1998, с. 310

bahadyr.musaev@gmail.com

Источник - ЦентрАзия


Теги: 

0
Rodolfocford0709@hotmail.comcford0709@hotmail.com
Air Max
Air Max 90
Pandora Jewelry Official Site
Adidas NMD
Pandora Jewelry
Air Max 2018
Nike KD 10
Adidas Outlet
Yeezy Boost 350 V2
Christian Louboutin Shoes
Nike Outlet
Pandora Rings
Harden vol 1
Jimmy Choo Shoes Outlet
Yeezys
Red Bottom Shoes
Coach Outlet
Polo Ralph Lauren
Pandora Charms
Nike Huarache
The North Face Jackets
Coach Outlet
Pandora
Polo Ralph Lauren Outlet Online
Jordan 11
Skechers Women
Kate Spade Outlet
Pandora Jewelry Canada
Adidas Ultra Boost
Kyrie 3
Kyrie Irving Shoes
Red Bottom Shoes
Coach Factory Outlet
Christian Louboutin Shoes
Polo Ralph Lauren Outlet
Vans Outlet
Air Max 90
Nike Air Vapormax
Moncler UK
Kevin Durant Shoes
Soccer Shoes
Adidas Yeezy
Kate Spade Outlet Online
Adidas Shoes
Jordan Retro
Timberlad Shoes
Air Jordans
Kyrie 3
Longchamp Outlet
Yeezy Boost 350
Jordan Space Jam 11
Nike Air Max
Curry Shoes
Pandora Jewelry
Rihanna Puma
Vapor Max
Lebron Shoes
Adidas NMD
NMD
Air Force 1 Shoes
Adidas Sneakers
Yeezy Boost 350 V2 Beluga 2.0
Kyrie Irving Shoes
Michael Kors Canada
Nike Air Max 2018
Nike Outlet
Yeezy
Timberland Boots
Adidas Yeezy Shoes
Ralph Lauren Outlet Store
Pandora Charm
Christian Louboutin Shoes
Pandora
Birkenstock Outlet
Longchamp
Vans
Pandora Jewelry 70% off Clearance
Yeezy Shoes
Nike Cortez
Harden shoes
Michael Kors Canada
KD Shoes
Curry 4 Release Date
Pandora Outlet
Kyrie 4
North Face Outlet
Nike Uptempo
Birkenstock Sandals For Men
Adidas Outlet
Goyard Handbags
Moncler
Louboutin Heels
Puma Shoes
Birkenstock Shoes For Men
Louboutin Shoes
New Jordans
Birkenstock
Yeezy Blue Tint
Lebron 15
Yeezy boost 350 v2
Pandora Bracelets
Air Max 95
Nike Shoes
Clarks Shoes Women
Lebron 15
Ralph Lauren Outlet
Jordan 11 Red
Longchamp Handbags
Pandora Charms
Pandora Ring
Имя Цитировать 0
0
Robertrobertmellinger@hotmail.comrobertmellinger@hotmail.com
Timberland Outlet
Yeezy Boost 350
Fitflops Sale Clearance
Asics Outlet Online
Nike Cortez
Yeezy Shoes
Timberland Pro Work Boots
Pandora Jewellery
Valentino
Pandora Bracelets
Goyard Bags
Airmax 270
NMDS
Hermes Handbags
Longchamp Outlet
Air Max 98 Gundam
Skechers Go Walk
Adidas Superstar Women
Louboutin Outlet
Balenciaga Sneakers
Yeezys
Pandora Charms
Fila Sneakers
Ferragamo
Yeezy 500 Black
Pandora Bracelets And Charms
Asics Gel Nimbus 18
Nike KD 11
Pandora Necklaces Women
Christian Louboutin Shoes
Asics Sneakers
Puma Store
Adidas Outlet Online
Goyard Handbags
Nike Outlet Store
Adidas Shoes
Yeezy 700
Adidas Superstar
Nike Shoes
Moncler Outlet
Timberland Outlet
Lebron 16
Adidas Sneakers
Adidas Original
Yeezy 500
Asics Shoes
Pandora Rings
Nike Air Max 95
Pandora Charms Sale Clearance
Asics Gel Kayano
Christian Louboutin Shoes Outlet
Ferragamo Belts
Nike Cortez
Air Max 98
Red Valentino
Pandora Charms
New Nike Shoes 2018
NMD Adidas
Christian Louboutin shoes
Asics Shoes
Fila Shoes For Men
Red Bottom Shoes For Women
Lebrons Shoes
Fjallraven Kanken
Nike Running Shoes For Men
Pandora Jewelry Official Site
Pandora Jewelry
Nike Outlet
Fjallraven Kanken
Christian Louboutin Outlet
Nike Sneakers
Nike Outlet Store Online Shopping
Yeezys
NMD Adidas
Air Max 95
Timberland Outlet
Balenciaga Sneakers
Ferragamo Shoes
Kanken Backpack
Pandora Earrings
Kevin Durant Shoes
Air Max 97
Puma Shoes
Yeezy Boost
Air Max 270
Pandora Outlet Online
Pandora Jewelry Store
Air Jordan 11
Hermes Belt Women
Nike Air Max 270 Womens
Timberland Shoes
NMD R1
Yeezy Boost 350
Bottega Veneta Handbags
Fila Disruptor
Timberland Boots
Valentino Sneakers
Asics
Nike Clearance Outlet
Vans Outlet
Yeezy
Adidas Yeezy
Pandora Charm Bracelet
Christian Louboutin Outlet
Nike Air Max 270 Men
Louboutin
Имя Цитировать 0
Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение