НГ: Украинская карта США

Дата:
НГ: Украинская карта США

Сергей Жильцов: Украинская карта США

 

Об авторе: Сергей Сергеевич Жильцов - доктор политических наук, заведующий Центром СНГ Института актуальных международных проблем.

 

Приближение президентских выборов в Украине и завершение дипломатическоймиссии американского посла Вильяма Тейлора ставит вопрос относительно того,какой будет американская политика в отношении Украины в ближайшие годы.

Одним из первых публичных документов, который очертил основные позиции США вотношении Украины, стала Резолюция № 120 «В поддержку независимости Украины».Документ, принятый Палатой представителей и Сенатом Конгресса США, обстоятельноочертил приоритеты американской администрации. В документе отмечаласьнеобходимость проведения реформ и противодействия появлению организации,которая могла бы содействовать новому объединению государств бывшего СССР. Темсамым данный документ недвусмысленно указал на недопустимость объединенияРоссии с Украиной, одновременно задав вектор американской политики в отношенииКиева на годы вперед.

Американская политика в 90-х годах прошла эволюцию от разрозненных шагов поподдержке независимости Украины от России до выработки четкого курса,направленного на решение политических и экономических задач в отношенииУкраины. Своему преемнику Билл Клинтон оставил плацдарм, с которого Джордж Бушповел генеральное наступление на Украину.

В начале 2001 года в должность президента США вступил Буш-младший. Периодего правления отмечен резкой активизацией украинского направления во внешнейполитике США, пик которой пришелся на 2004 год, когда США открыто, без всякойоглядки, вмешивались во внутренние дела Украины и оказывали прямое давление наукраинское руководство. Так, в июле 2004 года Палата представителей приняларезолюцию, в которой исполнительной власти США предписывалось ввести противУкраины санкции, если будут обнаружены нарушения во время президентскихвыборов. В сентябре 2004 года на подобный шаг пошел Сенат. Санкции предполагаливведение запрета на въезд в США высших должностных лиц Украины, прекращениедеятельности, связанной с предоставлением кредитов и финансовой помощи.

Практически сразу после прихода к власти в 2004 году Виктора Ющенко появилсяКонфиденциальный меморандум об обязательствах Украины по ускоренному вступлениюв НАТО. Данный документ был призван приблизить Украину к членству в альянсе.Меморандум признавал возможность прохождения по украинской территории военныхсил НАТО в случае проведения какой-либо операции. Фактически это означало, чтоукраинское руководство соглашалось с потерей части своего суверенитета.

В 2007 году Палата представителей Конгресса США приняла резолюцию, в которойотмечалась необходимость вступления Украины в НАТО, а американскоеправительство намерено было оказывать этому поддержку. На это же направленаХартия о стратегическом партнерстве между США и Украиной. Подписанная 19декабря 2008 года, она предусматривает тесное сотрудничество с Америкой вмодернизации мощностей украинской газотранспортной инфраструктуры. Кроме того,документ должен положить начало работе двусторонней группы по вопросамэнергетики. В хартии были отражены намерения американской администрации посозданию дипломатического представительства в Крыму.

Сегодня можно говорить о том, что США реализовали часть намеченных целей –расширили свое присутствие в Украине и одновременно ослабили позиции России вэтой стратегически важной стране постсоветского пространства. Все администрацииСША уделяли этому пристальное внимание.

Преемственность политики Америки в отношении Украины сохранится, и здесь недолжно быть никаких иллюзий. Безусловно, возможны определенные изменения врасстановке акцентов, поскольку каждая администрация имеет свое видение. Однаков целом курс США в отношении Украины будет продолжен.

Учитывая сложный характер российско-украинских отношений и приближающиесяпрезидентские выборы, программа Барака Обамы в отношении Украины будетнаправлена на устранение препятствий, которые не позволяют украинскомуруководству сделать очередной шаг в сторону Запада. Для этого, какпредставляется, американская администрация может сконцентрировать усилия наследующих направлениях. Прежде всего стремиться к изменению соотношения силсреди политической элиты, добиваясь доминирования в ней проамериканскихнастроений. Нечто подобное в прошедшее десятилетие США проделали в отношенииполитиков из западной и центральной Украины. Теперь пришла очередь востока июго-востока. Во-вторых, уделять повышенное внимание неправительственныморганизациям. Гранты на поддержку «демократических изменений» станут основныминструментом идеологического освоения востока. Такая работа уже активно ведетсяна востоке Украины. Несмотря на кризис, неправительственные организации,финансируемые США, увеличили объем средств, направляемых на формированиемолодой политической элиты. В-третьих, США могут предложить Украине иныемеханизмы приближения к НАТО. План действий относительно членства в НАТО (ПДЧ),за который все годы боролся Ющенко и против чего выступала Россия, уступитместо иным программам, которые должны будут закамуфлировать процесс вступленияКиева в альянс. В-четвертых, США могут усилить работу с ведущими украинскимипартиями, добиваясь изменения их позиций по важным для себя вопросам. В-пятых,повышенное внимание будет уделяться Крыму, который не только имеетстратегическое значение в Черноморском регионе, но и представляет собой узелпроблем, что связано с вопросом о сроках пребывания ЧФ РФ, крымско-татарскимфактором, а также с перспективами разработки нефтегазовых месторождений Черногоморя. Пока процесс открытия американского представительства в Крымузатормозился, но можно не сомневаться, что интерес к нему сохранен.

Безусловно, данный перечень задач и механизмов, с помощью которых СШАнамерены реализовывать свои интересы в Украине, неполон и определяет лишьконтуры американской политики. Очевидно, что США намерены сохранить достигнутыеза последнее десятилетие результаты и сделать все, чтобы не допустить улучшенияроссийско-украинских отношений и появления на постсоветском пространстве новогообразования. Недружественная по отношению к России Украина в большей степениотвечает американским интересам. Подобный подход соответствует стратегическомузамыслу США, который заключается в создании по периметру российских границпояса нестабильности.

На первый взгляд недружественная политика США, реализуемая в отношенииУкраины, должна подталкивать Россию к выработке и реализации жесткой линии какв отношении Вашингтона, так и в отношении Киева. Однако вряд ли этоцелесообразно делать. Во-первых, жесткий курс в отношении Киева дастполитический импульс консолидации тех политических сил, которые видят в Россиинедружественное государство. Во-вторых, будет дан повод для дальнейшегововлечения США в украинские дела с использованием тех же тезисов о «защитедемократии» и «независимого государства». В-третьих, это может оттолкнуть отРоссии ту часть населения, которая до сих пор, несмотря на усилия националистическихсил, видит в ней дружеское государство. В-четвертых, дальнейшее обострениеотношений негативно скажется на торгово-экономическом сотрудничестве междуРоссией и Украиной.

В сложившейся ситуации сбалансированный подход, поиск новых партнеров вУкраине, усиление экономической составляющей в российской политике и расширениемеханизмов реализации внешнеполитического курса могут нивелировать усилия США,которые по-прежнему будут разыгрывать украинскую карту в своей политике напостсоветском пространстве.

 

Поделиться:

Дата: