5 выдающихся суфиев Узбекистана

Дата:
5 выдающихся суфиев Узбекистана
С 7 по 14 ноября в Узбекистане проходит первый туристический фестиваль «Накшбандия», организатором которого выступил малазийский Всемирный центр суфиев «World Sufi Center».

Накшбандия — суфийское братство, которое получило это название по имени его основателя Бахауддина Накшбанди (1318-1389) — уроженца Бухары и выдающегося  религиозного деятеля. Суфийское учение Накшбандия в течение довольно короткого времени охватило своим влиянием весь Восток — Иран, Афганистан, Индию и Малую Азию, Восточный Туркестан и Кашгар, Кавказ и Турцию.

Специально к этому событию Kaktakto составил список самых выдающихся суфиев Узбекистана.


Суфии со всего мира на фестивале «Накшбандия». Фото: islom.uz

1. Абу Иса ат-Термизи

Одним из первых основателей школы суфизма в Средней Азии считается ученый-богослов имам ат-Термизи. Он родился в 824 году в небольшом кишлаке близ Термеза (нынешняя Сурхандарьинская область, Узбекистан). Перу мусульманского богослова принадлежат труды «Трактат о различиях и толкованиях в хадисах», «Книга о благочестии», «Книга об именах и прозваниях», «Большое собрание». В них он создал стройную и последовательную систему взглядов на сущность веры в Бога. Имам ат-Термизи остался в истории не только как выдающийся ученый, но и как основатель и шейх суфийского ордена Хакимия — «ордена мудрецов».

2. Ходжи Абдулхалик Гиждувани

Другим известным представителем суфийской школы является Ходжи Абдулхалик Гиждувани. Он родился в 1103 году вблизи Бухары. В основе его  религиозно-философской системы лежали морально-этические принципы, утверждающие силу истинного ислама. В его трактатах и книгах содержатся мысли о науке, религии и светских отношениях, о человеке и его месте в обществе, о воспитании в себе таких качеств мусульманина, как доброта, почитание старших, твердость моральных устоев, широта души.


Усыпальница Ходжи Абдулхалика Гиждувани в узбекском городке Гиждуван. Фото: Hanafi-maturidi.

3. Нажмиддин Кубро

Основатель одного из самых крупных суфийских орденов Средней Азии — шейх Нажмиддин Кубро. Он родился  в Хорезме в 1145 году. Его творческое наследие включает в себя несколько богословских и философских сочинений. В основу его учения легла идея равенства людей перед Богом независимо от их происхождения, богатства и общественного положения. Кубро утверждал, что человек — высшее из творений Бога, воля его свободна. Поэтому он должен отвечать за каждый свой поступок, не уповая и не сетуя на предопределение, и жить, полагаясь на свой разум и труд. Последователей суфийского ордена Кубравия были столь многочисленны, что по всей Азии стали создаваться ветви этой школы с центрами в Бухаре, Хорасане, Кашмире, Дели, и Восточном Туркестане.


Мавзолей Нажмиддина Кубро в Туркменистане. Фото: David Stanley.

4. Бахауддин Накшбанди

Огромное влияние на формирование философии суфизма не только в Средней Азии, но и во всем мусульманском мире оказал шейх Бахауддин Накшбанди. Он родился в 1318 году в небольшом селе близ Бухары в семье ткача. В молодые годы Накшбанди мастерски ткал узорчатые шелковые ткани, за что впоследствии его стали считать покровителем всех ремесленников. Создав собственное учение, Бахауддин Накшбанди стал основателем суфийского ордена Накшбандия. В основу учения Накшбанди легло следование примеру Пророка и его сподвижников.  Он был сторонником простоты и непритязательности вплоть до аскетизма, и отвергал обряды и показную набожность. После смерти Накшбанд был возведен в ранг святых, а над его могилой воздвигнут мавзолей, который стал местом паломничества для многих мусульман.


Дахма Бахауддина Накшбанди в Бухаре. Фото: Андрей Наумов.

5. Алишер Навои

К суфийскому ордену Накшбандия принадлежал современник шейха Ходжи Ахрара — ученый и философ, государственный деятель и великий поэт Алишер Навои. Его суфийское философско-эстетическое мировоззрение было наиболее ярко отражено в поэме «Лисонут-тайр» («Язык птиц»). В основе суфийской идеи этой поэмы лежит понимание человека и прекрасной природы как происхождение божественного начала на Земле:

«Он — создатель всех тварей, их плоти и тела.

Он — и в тленном, и в вечном, везде без предела»

В поэме выражена мысль, что каждому человеку Творец уготовил свою стезю, и каждый может прийти к Богу, следуя по пути очищения и искреннего покаяния. Для этого надо побороть в себе строптивость, жадность, своенравие, гордыню, надменность, быть искренним в молитвах и делах, избрать благодетельный путь.

Источник

Поделиться:

Дата: