Ъ. Планы таможенно-тарифной политики Минэконом РФ не раскрывают реалии Таможенного Союза.

Дата:

Ъ. Планытаможенно-тарифной политики Минэконом РФ не раскрывают реалии ТаможенногоСоюза.

 

Сегодня на заседании правительства будут рассмотрены"Основные направления таможенно-тарифной политики на 2010 год и наплановый период 2011 и 2012 годов". Документ, от которого ожидалиужесточения протекционистских мер, оказался на редкость лаконичен — онуместился всего на 30 страницах, включая приложения, и не содержит радикальныхновшеств. Его авторы игнорируют создание Таможенного союза России, Белоруссии иКазахстана, а также изменения в отношениях с ВТО и предлагают управлятьтаможенно-тарифной политикой в "ручном режиме".

 

"Основные направления",подписанные главой Минэкономики Эльвирой Набиуллиной 26 мая 2009 года, не даютответа на самый главный вопрос современного таможенно-тарифного регулирования —о том, как оно изменится в условиях объединения таможенного пространства РФ стаможенным пространством Белоруссии и Казахстана в рамках Таможенного союза, вдокументе упоминается вскользь. Минэкономики ограничилось тем, что указало: к2010 году будет завершена подготовка правовой базы Таможенного союза, а егокомиссии "будут переданы полномочия в области регулирования внешнейторговли, ведение товарной номенклатуры ВЭД, установление тарифных льгот иквот, определение системы тарифных преференций". Поскольку в самомдокументе перечисленные пункты в развернутом виде не представлены, можноконстатировать, что фактически Минэкономики свои полномочия в частитаможенно-тарифной политики уже сложило.

 

Также вскользь "Основныенаправления" упоминают и последние изменения в ходе переговоров РФ поприсоединению к ВТО. Согласно документу, российским партнерам на этихпереговорах предлагается "достигнуть договоренности о распространении наТаможенный союз в целом условий, ранее согласованных с РФ". Вчера о том,что решение РФ, Белоруссии и Казахстана о намерении присоединиться к ВТО вкачестве единой таможенной территории "может отсрочить вступление России ворганизацию", заявил агентству Reuters председатель рабочей группы поприсоединению РФ к ВТО Стефан Йоханнессон, пояснивший: Москва заранее неуведомила организацию о намерении присоединиться к ней в составе Таможенногосоюза, и это "решение стало настоящим сюрпризом" для ВТО.

 

Вместо реакции на изменившуюсяобстановку "Основные направления" содержат любопытныемакроэкономические наблюдения. Согласно документу, период с 2010 года по 2012год предложено разделить на два этапа. Первый этап предложено считать"постепенным переходом от острой фазы кризиса к стадии смягчения кризисныхявлений и появления признаков оздоровления экономики". На втором же этапенаступит "стабилизация экономики и переход к поступательномуразвитию". Более точные временные рамки этих этапов ведомство госпожиНабиуллиной устанавливать не стало.

 

Наиболее интересной частью документаоказалось приложение N 1, содержащее отраслевые аспекты таможенно-тарифнойполитики в 2010 году. Согласно ему, все товары российского производстваразделены на пять групп по уровню конкурентоспособности на внутреннем рынке. К"устойчиво конкурентоспособной на внутреннем рынке продукции"отнесены сырье, металлургическая продукция первичной переработки, химическаяпродукция и древесина — в отношении этой группы таможенно-тарифноерегулирование "будет стабильным и допускает решение фискальныхзадач". Стальной прокат и трубы, пластмассы, бумага, картон, грузовыеавтомобили, железнодорожная техника, а также цемент, стройматериалы и некоторыепродукты питания отнесены в группу "со средним уровнем конкурентоспособности",отмечает документ — в их отношении могут быть введены временные количественныеограничения или повышенные ставки таможенных пошлин.

 

Собственно протекционистские мерыпредлагается применять только в отношении легковых автомобилей,автокомплектующих, двигателей, лакокрасочных изделий, бытовой химии, шин инекоторых видов продуктов питания (в том числе мяса). По этим видам товаровпредлагается применять низкие ставки импортных пошлин на их материалы икомплектующие и высокие — "на готовую продукцию, прежде всего потребительскогоназначения". Вчера в Белом доме рекомендовали не воспринимать этот пункт"Основных направлений" в качестве аргумента ужесточениятаможенно-тарифной политики. Да и в самом документе отмечается, например, что"уровни ставок на новые автомобили могут быть снижены", правда приусловии "постепенного импортозамещения" и "при сохранениивысоких ставок пошлин на подержанную автотехнику".

 

Отметим, что названные способытаможенно-тарифного регулирования применялись РФ все последние годы.Единственное же свежее предложение Минэкономики состоит в пункте, на которыйранее источники, близкие к переговорам РФ и ВТО, уповали как на способ избежатьпретензий партнеров по поводу протекционизма (см. "Ъ" от 5 июня).Пункт этот гласит: "Конкретный формат таможенно-тарифной политики в2010-2012 годах будет определяться реальной ситуацией в мировой и российскойэкономике в эти годы, задачами посткризисного хозяйства развития нашей страны,реализацией планов по формированию Таможенного союза, ходом переговоров по присоединениюк ВТО и международными обязательствами России во внешнеэкономическойдеятельности". То есть в "ручном режиме".

 

Поделиться:

Дата: