В Казахстане необхоимо разработать новый программный документ в области обеспечния права на свободу вероисповедания
5 декабря 2007Постановлением Правительства Республики Казахстан N 1185 была утверждена государственная Программа пообеспечению свободы вероисповедания и совершенствованиюгосударственно-конфессиональных отношений в Республике Казахстан на 2007-2009годы. В рамках данного документа центральным и местным исполнительным органампоручено принять меры по реализации данной Программы.
Программа ставиласвоей задачами и целями сохранение межконфессионального согласия, развитиеусловий для обеспечения реализации прав граждан Республики Казахстан на свободувероисповедания, укрепление взаимопонимания, терпимости между религиознымиобъединениями различных вероисповеданий и их взаимодействия с государством.
Ожидалось, чтов результате ее реализации будет достигнуто последовательное повышение уровнястабильности религиозной ситуации и межконфессиональной толерантности,сокращение количества нарушений законодательства о свободе вероисповедания иконфликтов на религиозной почве в процентном соотношении к предыдущему периоду.
Однако, какпоказывает религиозная ситуация, реализация Программы не достигла своих целей изадач. Несмотря на относительно благополучный социальный фасад, именуемый«стабильным характером религиозной ситуации», сегодня можно констатировать, чтоэтот успех обеспечивается совершенно другими факторами, которые не связаны среализацией указанной Программы.
Необходимопризнать, что основная доля этой «стабильности» зиждется на личном авторитетеГлавы государства в обеспечении гражданского согласия в обществе не зависимо отконфессиональной принадлежности. При таких обстоятельствах значениеспециального документа, на который претендовала Программа, увы, оказалосьдекларативным.
Другимфактором «стабильности религиозной ситуации» является эффективная деятельность правоохранительных органов, которая вмеханизме имплементации права граждан на свободу вероисповедания должна бытьнаоборот минимальной.
В связи сэтим, полагаем, что Экспертноезаключение Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан,утверждающее что «положения Программы неоправдывают ее названия, так как преследуют основной целью защиту интересовгосударства и государственной безопасности, в то время как вопросы обеспечениясвободы вероисповедания в названном документе занимают второстепенное место»претендует на объективность.
В это связи,Общественное объединение «Ізгі амал»предлагает государственным органам разработать новый программный норматив,который в условиях реального роста угрозы религиозного экстремизма имеждународного терроризма стал бы оптимальным в плане балансирующейкорреспонденции права граждан на свободу вероисповедания с необходимымиограничениями, оправданными с точки зрения национальной безопасности.
Мы признаем,что опыт Казахстана по обеспечению свободы вероисповедания и религиозногоравноправия мировым сообществом оценивается как пример позитивнойгосударственной политики. В частности об этом нами было заявлено на ГлобальнойКонференции «Мусульманские Лидеры Завтрашнего Дня», прошедшей в январе 2009года в Дохе (Государство Катар) под эгидой Альянса Цивилизаций ООН.
В то же времямы обеспокоены, что либеральность действующего Закона «О свободе вероисповеданияи религиозных объединениях» создают условия для деструктивных и тоталитарныхсект и распространения откровенно экстремистских учений, интеллектуальнаясоставляющая которых спекулятивно эксплуатируют чувства верующих людей. Притаких обстоятельствах регулятивные функции государства и его роль как гарантаправ на свободу вероисповедания и свободу совести должны только укрепляться.Другой сценарий развития немедленно приведет к проблеме религиозногоэкстремизма.
Чтобыубедиться в этом достаточно даже поверхностного анализа религиозной литературы:религиозная информационная среда буквально пропитана сомнительными источниками,основная часть которой пропагандирует религиозную и гендерную нетерпимость,формирует у населения архаичное религиозное сознание, и по своей сутиантинаучна и антигуманна. Качество многих религиозных интерпретаций вызываетоправданное сомнение в плане соответствия главным каноническим источникам какКоран, Евангелие и Тора.
Однако,проблемы религиозной литературы и религиозных объединений остаются камерными нафоне отсутствия внятной универсальной национальной идеологии, которая быбазировалась на духовном фундаменте. Именно это и есть главный источникнесовершенства государственной политики в области обеспечения прав граждан насвободу вероисповедания.
Казахстанскаямодель государственного регулирования отношений в области свободы вероисповеданияявляется проекцией идеологического гибрида воинствующего советского атеизма ирадикального французского секуляризма. В современных условиях, когда нашеобщество все ближе сталкивается с дефицитом идеологического дискурса,адекватного глобальным переменам, эта модель должна подвергнуться критике иесли необходимо демонтажу.
Очевидно, что в идейной оценке содержанияправа граждан на свободу вероисповедания государству необходима трансформацияподхода - акцент должен сместиться к полюсу «Вера» нежели к полюсу «Религия»(Конфессия). Такая конструкция решила бы многие проблемы, особенно вметодологическом аспекте.
Эта сменаприоритета не легка, потому что потребует от государства значительныхинтеллектуальных усилий для противодействия внешнему идеологическому прессингу(в том числе от международных псевдорелигиозных организаций), государствупридется отказаться от привычных репрессивных мер и функциональныхуправленческих решений. Но сегодня, когда перед нами поставлена задачаинтеграции в цивилизованное сообщество - это единственный правильный выбор. Этиперемены стали бы в глазах цивилизованного мира реальной демонстрациейдемократических усилий Казахстана, ведь реально обеспеченная свободавероисповедания является фундаментальным элементом современного стандарта правчеловека.
Государствунеобходимо отказаться от дискриминации религиозных объединений на традиционныеи нетрадиционные. Такая оценка религиозных объединений противоречитконституционному принципу светскости - квалификация деятельности религиозныхобъединений может быть исключительно с позиции общего законодательства, т.е.религиозные объединения могут быть законными или незаконными. Практикапоказывает, что любая «нетрадиционная» организация с течением времени можетстать вполне «традиционной». «Традиционность» религиозного объединения какположительное качество может быть оправдано исключительно с точки зрениясоциальной конкурентоспособности ее вероучения. Ведь с позиции секуляризмамногие «традиционные» вероучения имеют «сектантское» происхождение.
ОО «Ізгі амал»
Поделиться: