НГ: Что мы можем предложить партнерам взамен "Европейского партнерства"

Дата:

Что мы можем предложить партнерам взамен"Европейского партнерства"

 

Как уже сообщила «НГ», кремлевская администрация начала работу над вторымпосланием президента, с которым Дмитрий Медведев выступит осенью. Известно, чтоон разовьет реформаторские идеи, которые были заложены в первом. В нем же однимиз приоритетов внешней политики России было названо СНГ. Упор на это – ближнеенаправление МИД РФ – делался и ранее: Медведев только усилил акцент, которыйобозначил в бытность президентом Владимир Путин. В минувшем году по инициативеПутина уже в качестве главы правительства было создано Федеральное агентство поделам СНГ, вскоре указом Дмитрия Медведева переименованное в Агентство по деламСНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, по международному гуманитарномусотрудничеству. Первоначально предполагалось, что эта структура станет аналогомамериканского USAID и будет продвигать российское влияние на постсоветскомпространстве. В Кремле по этому поводу замечали, что «время угроз прошло» исейчас у России «есть все ресурсы, чтобы расширять влияние в Содружествемирными методами». Об этом Дмитрий Медведев проинформировал российских пословна традиционном годовом совещании. А совсем недавно, в мае, президент во времявстречи с главой агентства Фаридом Мухаметшиным выразил удовлетворение работойведомства. Между тем оно не стало тем, чем задумывалось, и, естественно, непревратилось в инструмент политического влияния Москвы.

Если честно, то американский опыт в переложении на российскую почвутрансформировался в наш традиционный национальный продукт: много слов и почтиникакого результата. Но дело даже не в агентстве, работа которого практическисвелась к открытию в странах СНГ российских центров науки и культуры, а также кформированию квоты в российских вузах для студентов из стран Содружества.Кстати, эти квоты, если сравнить с опытом других стран, похожи на отписку.Например, в нынешнем году Россия выделила для Молдавии 300 мест в своих вузах, аРумыния – 5 тыс. Комментарии, как говорится, излишни. Но результатыдеятельности агентства, отделения которого действуют более чем в 100 странахмира, а не только в СНГ (ведомству переданы структуры бывшего Зарубежцентра приМИД РФ), – не единственная иллюстрация того, что ближнее зарубежье на самомделе перестает быть для России приоритетом.

Достаточно отследить в динамике отношения Москвы с Киевом, а также Минском,и становится ясно: наше влияние в этих (казалось бы – самых близких) странах нетолько не усиливается, но почти сходит на нет. Да и с остальными партнерами поСНГ отношения сводятся к дебету-кредиту, оставаясь в сугубо прагматическихрамках. Может быть, это следствие слишком долгого и непростого проживания водной коммунальной квартире. Сегодня, получив собственную площадь, наши бывшиесожители не готовы к построению более тесных отношений с когда-томогущественным Центром. А может, сказывается и усталость, накопленная Россией.Но факт налицо – у нас не выстраиваются со странами СНГ те отношения, которыеранее представлялись программными и первостепенными. И это должно, на нашвзгляд, найти отражение и объяснение в очередном послании президента. Потомучто страны СНГ, теряя статус приоритетных, продолжают оставаться нашимиблизкими соседями, с которыми и жить надо по-доброму. Как это сделать, нампоказывает Евросоюз, предложивший нашим партнерам из СНГ сначала программудобрососедства, а затем и «Европейского партнерства». И Украина, Белоруссия,Молдавия, Азербайджан, Армения и Грузия радостно к ним присоединились.

Независимая газета

 

Поделиться:

Дата: