Ревнивая Россия

Дата:

 

Москву раздражает программа Евросоюза «Восточное партнерство».


Новая инициатива Евросоюза в рамках Политики соседства - «Восточное партнерство», в котором вместе с Грузией участвуют Украина, Беларусь, Азербайджан, Армения и Молдова и которое предусматривает расширение существующих связей (но не вступление в Евросоюз) - оказалась неприемлемой для России. В Москве считают, что сотрудничество стран постсоветского пространства с Евросоюзом не должно вступать в конфликт с их обязательствами по СНГ.
Официальный представитель российского МИДа Андрей Нестеренко говорит, что Евросоюз пытается создать с некоторыми странами СНГ ассоциацию в плане интеграции с Европой и создания свободных торговых зон, а официальная Москва сомневается в целесообразности этого проекта. Нестеренко высказывает мнение, что «Восточное партнерство» ставит соседние с Россией страны перед выбором: «Или вы с Евросоюзом, или с Россией - это в полной мере можно отнести и к возможному участию Белоруссии в этой программе. В Москве не проходят незамеченными попытки давления на Минск в этой связи в отношении избираемого им внешне- и внутриполитического курса».
Почему встревожилась Россия? Какие обязательства этих стран перед СНГ вступают в противоречие с программой «Восточное партнерство»? «Мтели квира» попыталась выяснить это у грузинских политологов.
Гия Нодиа считает, что обязательства тут ни при чем и Россия действует лишь по одному принципу: это пространство должно оставаться под ее влиянием.
«Россия претендует на эксклюзивное влияние - чтобы эти страны зависели только от нее. Она ревнует к любой силе, с которой могут вступать в отношения эти страны. Здесь имеет место чистой воды ревность. Что касается противоречия между взятыми на себя обязательствами и обязательствами, предусмотренными программой - никакого противоречия не возникнет. Противоречие будет только между ценностями: ценности Евросоюза - с демократическим уклоном, а ценности России - нет», - заявил Гия Нодиа.
Президент Центра исследования интеграции с Европой Васил Чкоидзе говорит, что в рамках Политики соседства эти шесть стран не брали на себя никаких таких обязательств, которые могли бы вступить в противоречие с многосторонними соглашениями по СНГ.

«Мтели квира»: Представитель МИД России Нестеренко заявляет, что у Москвы есть вопросы как к «Восточному партнерству», так и к Политике соседства Евросоюза, объектами которых являются одни и те же страны - Украина, Беларусь, Армения, Азербайджан, Грузия, Молдова.

Васил Чкоидзе: О Грузии разговор особый, так как в августе наше членство в СНГ будет официально упразднено и, соответственно, России уже нечего будет сказать. Что касается Политики соседства, то все эти государства оформили в ее рамках двусторонние Планы действий Евросоюза, подразумевающие обязательства каждой страны проводить с помощью Евросоюза демократические реформы, соблюдение прав человека и верховенство закона, борьбу с коррупцией, мирное урегулирование конфликтов и т. д. В Плане действий Политики соседства нет ничего такого, что бы могло бы вступить в противоречие с обязательствами по СНГ. Наоборот, здесь сконцентрированы все те позитивные моменты, которые будут способствовать развитию демократии в этих государствах. А реакция проистекает не из правового конфликта и несоответствия, а из имперских амбиций России. Россия рассматривает СНГ как ареал своего эксклюзивного влияния. Любой контакт, любое решение, любая новая инициатива, направленная на развитие независимости, государственности, стабильности этих стран, вызывает ее раздражение. Россия хочет, чтобы для Запада это пространство оставалось закрытым.
«Восточное партнерство» - это новая инициатива в рамках уже существующей Политики соседства. Кроме углубления связей, она предусматривает поэтапное введение в этих шести государствах режимов свободной торговли. Режим свободной торговли не означает лимитации торговых отношений этих государств с Россией. Членство этих стран в СНГ обуславливает наличие такого торгового режима с Россией и между собой. Соответственно, введение режима свободной торговли с Евросоюзом не помешает этим отношениям. Более того, надо отметить, что в отношении российских граждан в Евросоюзе существует гораздо более либеральный визовый режим и гораздо более либеральные торговые отношения, чем с указанными странами.

«М. к.»: В каком плане Россия может утратить влияние на эти страны?

В. Ч.: Смотря под каким углом взглянуть. Если соседями России будут демократические, цивилизованные государства, и Россия, в перспективе, тоже сформируется в цивилизованное, нормальное государство, тогда успешная реализация «Восточного партнерства» должна быть в интересах России. Но сегодняшняя российская правящая элита мало думает о демократии. В самой России формируется авторитарное и недемократическое правление, для которого любой успех демократии у ее соседей - это «дурной пример». А Евросоюз призван строить взаимоотношения со своими восточными соседями - дать им шанс на нормальное развитие и повысить их иммунитет от внешнего влияния.
Существующая программа предусматривает мирное урегулирование конфликтов в этих странах при более активном участии Евросоюза. Россия, естественно, и в этом плане волнуется, поскольку использует все эти конфликты, будь то Молдова (Приднестровье), Грузия или Нагорный Карабах, для политических манипуляций и давления. Активизация же роли Евросоюза уже не даст ей такую возможность.

«М. к.»: Выбор: «Или Россия, или Евросоюз», - ведь из России раздается и такое обвинение?

В. Ч.: Мнение России о том, что восточное партнерство ставит государства перед выбором - или Россия, или Евросоюз - в корне неверно. Наоборот, так ставит вопрос сама Россия. То есть, она прямо обращается к государствам, особенно к Беларуси - дескать, если они не будут исполнителями воли России и попытаются развиваться цивилизованном, нормальным путем, то их отношения с Россией обострятся.
Любое государство имеет право выбора. Если его так искусственно поставить перед выбором, как это делает Россия, то эти государства имеют право самим решать, с каким партнером они намерены развивать отношения в будущем, откуда они получат больше пользы и безопасности и, соответственно, от решения этих государств будет зависеть, насколько успешным будет «Восточное партнерство». Попытка России диктовать суверенным государствам, как и в каких дозах они могут или не могут развивать свои отношения с Евросоюзом или каким-либо иным партнером - это вмешательство в суверенную компетенцию этих государств и весьма недипломатичный, грубый поступок.

«М. к.»: Что же так взволновало Россию?

В. Ч.: Тут несколько причин. Прежде всего, на фоне финансового кризиса Россия не выглядит привлекательным торгово-экономическим партнером. Своей агрессией против Грузии в августе прошлого года Россия показала своим соседям, что ее отношения с соседними государствами основаны не на взаимовыгодном, равноправном партнерстве, а на силе и устрашении. Соответственно, даже ближайшие союзники России из этой группы государств стараются получить дополнительные гарантии безопасности, сближаясь с Евросоюзом.

Ия Агулашвили, газета «Мтели квира», Тбилиси

Российско-грузинский информационно-аналитический сайт

Поделиться:

Дата: