Ежегодное послание президента Виктора Ющенко о внутреннем и внешнем положении Украины

Дата:

Ежегодное послание Президента Украины Виктора Ющенко о внутреннем и внешнемположении Украины

 

"РУХ УПЕРЕД" (рус: "Движение вперёд")

 

Глубокоуважаемый Украинский народ,

Уважаемый господин Председатель Верховной Рады,

Уважаемая госпожа Премьер-министр,

Уважаемые народные депутаты,

Уважаемые члены Правительства,

Гости, дамы и господа,

Послание о внутреннем и внешнем положении Украины я, прежде всего, адресуюнашим людям, всем гражданам Украины и безусловно, украинскому парламенту.

 

Сейчас непросто и в Украине, и в мире. Нам нужна спокойная оценка ситуации.Пусть меня услышит каждый, кто мыслит, и каждый, для кого Украина - не пожива ине временное пристанище.

Я имею право на эти слова.

Вам хорошо известно: я честно и твердо стою на главной позиции моей жизни -на позиции национальных украинских интересов. Нация и человек - их свободнаяжизнь, жизнь в единстве и демократии являются важнейшим мерилом деятельностиукраинской власти.

 

Сто лет назад, первый руководитель независимого украинского парламента, авпоследствии Глава государства Михаил Грушевский в статье «Основы ВеликойУкраины» сформулировал главные принципы украинской демократии:

«Она должна заботиться об укреплении идеи украинской демократическойгосударственности, ее распространении в гражданстве, воспитание его в чувствахдолга перед ней, как высшего стимула общественной жизни, который долженобъединить всю людность, весь народ ее в одном национальном порыве, побеждаяпартийные различия и расхождения там, где начинаются основные интересыукраинского государства».

Я обращаюсь сегодня ко всем - к каждому, кто поддерживает меня и ктовыступает против, кто не теряет веры и кто утратил веру.

Я обращаюсь ко всему нашего великому украинскому народу.

 

На Украину мы должны посмотреть взглядом широким, искренним, преданным - иименно в этой преданности найдем подлинное национальное единство.

За последние пять лет Украина, безусловно, изменилась. Сдвинулись с местафундаментальные процессы. Наши главные магистрали - перед нами.

Мы утверждаемся как единая нация. Единая украинская нация с четкимхарактером, культурой и языком, традицией, историей, которые рождены нашейземлей. И, вместе с тем - как единая политическая нация, которая творится безразделения на взгляды, веру, слово или происхождение. Мы способны на решения,суть которых - национальное достоинство. Мы подняли на общемировой уровень темуГолодомора. Мир услышал нас и понял. Мы все, несмотря на политические взгляды,и если искренни перед Богом и Украиной, осознаем значение создания единойпоместной украинской церкви.

Это говорит нации. Это говорит наше достоинство. Мы учимся быть нацией -открыто, идя по совести, несмотря на чужое недовольство, открывая себя передсобой - пусть сложно, пусть больно, но эта боль - живая и здоровая, ибо наш духи тело получили шанс выздороветь.

 

Мы стали свободным государством. С 2004 года именно народ является главнымарбитром страны. Дважды оппозиция приходила к власти путем свободных и честныхвыборов. Уже четыре года для нас привычной нормой является свобода слова ивыбора. Этого не было до сих пор. Сегодня это - естественно, как воздух.

Мы продолжили масштабный, исторический процесс объединения Европы. И запоследние несколько лет достигли больше, чем за предыдущее десятилетие. Не длякого-то. Для себя.

 

Наша интеграция в европейское и евроатлантическое пространство - это уже неабстрактная цель. И, вместе с тем, это - не самоцель. Это - практические,современные инструменты, которые помогут нам принести благосостояние людям игарантировать безопасность страны, нашего народа, наших детей и наших внуков.

Мы провели большую, системную работу.

Как результат, Украина сделала или вплотную подошла к исключительнымрешениям, которые были невозможны еще 5 лет назад. Это объединениеэнергетических систем Украины и Европейского Союза и ближайшие перспективыподписания договора об энергетическом сотрудничестве, это соглашение овосточном партнерстве, это завершение работ над соглашением о общем небе, этоначало официальных переговоров о безвизовом режиме Украина - Европейский Союз,это переговорная работа по созданию с ЕС зоны свободной торговли. Этобеспрецедентное приближение к соглашению о политической ассоциации Украина -Европейский Союз, которое будет подписано в этом году.

 

Каждый упомянутый шаг - это уже реальное и достижимое возвращение Украины вевропейский мир.

Мы сосредоточились не на лозунгах, а на практических шагах.

Став членом Болонского процесса, мы вошли в единое европейскоеобразовательное пространство.

Став членом Всемирной торговой организации, мы стали равноправнымипартнерами на европейском и мировом рынках.

Создав единый бизнес-план модернизации газотранспортной системы Украины, мыначали объединение наших газовых энергетических систем, которые принесет нам нетолько экономическую выгоду, но и ограничит внешние влияния.

Мы вернули к жизни энергопровод «Одесса-Броды-Европейский Союз». Несомневаюсь - он станет главной артерией для энергоносителей с Каспия в Европу.

Наряду с этим проектом, вместе с Польшей мы стали хозяевами Евро-2012. Этособытие поддержит нашу экономику и шире откроет нас для Европы и всего мира.

Украина имеет все шансы стать другой.

За неполных пять лет в жизни страны состоялось не поверхностное обновление.

Мы создали условия, которые позволили остановить критические демографическиепроцессы.

Разве не радость, нормальная человеческая радость - то, что в 2008 годуродилось на 84 тысячи украинских детей больше, чем в 2004 году! Впервые завремя независимости в трех наших областях рождаемость превысила смертность. Иэто - только, убежден, начало.

Пусть постепенно, но все-таки мы начали больше заботиться друг о друге. В2008 году каждый десятый украинский ребенок-сирота нашел свою семью. И к томуже - примечательная черта: с 2006 года больше и активнее распространяетсяименно национальное, украинское усыновление.

А по сравнению с 2005 годом количество детей, устроенных в приемные семьи исемейные детские дома, возросло в 22 раза! Сегодня в очереди на усыновлениестоят родители, а не дети, как еще три года назад.

Мы прекратили массовый отток людей за границу.

Если в 2001-2002 годах на каждого прибывшего в Украину два человека выбывалииз страны, сегодня тенденция обратная - люди возвращаются домой.

Мы сделали принципиальные шаги в реформе образования.

Впервые 425 тысяч детей поступили в высшие учебные заведения по новымправилам тестирования. По сути, мы очистились от старой коррупционной системы,которая с детства деморализовала и родителей, и детей. Это - первый шаг кформированию сознания новой украинской молодежи.

 

Мы начали реформу Вооруженных Сил и всего сектора безопасности. Произошлипринципиальные изменения - от увеличения зарплат и выплат военнослужащим досокращения срока службы до 12 месяцев. Несмотря на любые трудности, я уверен,что мы придем к созданию профессионального украинского войска.

В Украину поверили иностранные инвесторы. За последние 4 года объем прямыхиностранных инвестиций в Украину составил почти 27 млрд. долларов США, чтовтрое больше всех привлеченных внешних инвестиций с момента провозглашенияукраинской государственности.

Упомяну и то, что о нашем потенциале хорошо свидетельствует один характерныйфакт: до момента кризиса темпы роста украинской экономики достигали 6,5-7%, тоесть были одними из самых высоких в Европе. Я верю и убежден, что этотпоказатель еще будет восстановлен.

Таким образом, мы - не в пропасти и не на обочине.

Мы - посреди пути, который способен привести нас к действительно свободному,зажиточному, безопасному, лучшему обществу. Без пафоса и преувеличения.

Никто не перечеркнет наши результаты.

Но мы могли бы сделать во стократ больше, если бы понятия национальногодостоинства и единства стали общей основой для всех. И особенно для украинскихполитиков.

Наше нынешнее состояние - не уникальное.

Через схожие испытания проходили десятки других государств и народов -Германия, Польша, Испания, Чехия, Соединенные Штаты.

Ответ на вызовы - всегда был один:

Единство. Независимость и национальное достоинство. Способность переступить черезамбиции. Готовность жить своей жизнью и умом, а не приказами из чужих столиц.Желание увидеть друг в друге важнейших партнеров, а не конкурентов, которыхнеобходимо обыграть любой ценой.

Мы обрели свободу.

Но свобода - не только фон. Ее главная цель - это наш прогресс.

Я прошу нацию, я прошу всех нас объединиться ради нашего общественногопрогресса.

Объединиться там, где начинаются основные интересы государства, нации иукраинского человека.

И в этом главная суть моего Послания.

Дорогие соотечественники,

 

Наше внешнее положение - безопасно, однако уязвимо к многочисленным новейшимрискам.

Основные угрозы исходят от коррозии международно-правовых стандартов, отобщего ухудшения атмосферы мировых отношений, от энергетической зависимостиУкраины и от опасных, разрушительных, недальновидных попыток использовать правосилы в решении споров или конфликтов.

Наш единственно возможный, безальтернативный ответ на эти вызовы - строгоесоблюдение международно-правовых норм и обязательств, проведение конструктивногои сбалансированного внешнеполитического курса и твердость в отстаиванииизбранных, законодательно определенных национальных целей.

 

Внешнеполитические приоритеты Украины - устойчивые и выверенные. Европейскаяи евроатлантическая цель - неизменна, она неизбежно будет достигнута.

Еще раз подчеркиваю - это в интересах всех граждан Украины. Я выступаю замаксимальное улучшение и выправление отношений с Российской Федерацией.

Я намерен сделать все возможное, чтобы перевернуть страницу недоразумений и обеспечитьравный и доброжелательный диалог, который должен существовать между соседями.Круг наших межгосударственных приоритетов останется широким - от Вашингтона доВаршавы, от Лондона и Парижа до Пекина и Токио, от Сеула до Триполи.

Особенно в нынешних условиях мы обязаны существенно усилить присутствие навнешних рынках и наладить новые экономические связи.

 

Украина стремится жить и работать в безопасной региональной среде.

Мы должны в полной мере выполнить все национальные требования безопасности.

Наше внутреннее положение - сложное, однако не катастрофическое.

Мы не перешли последней черты. Но уже сегодня непосредственно находимсяперед лицом трех серьезных угроз - экономического упадка, углубленияполитического кризиса и масштабного социального протеста.

Основная причина экономического кризиса в Украине - убежден, не извне, а внеспособности государства в течение лет провести базовые необходимыеструктурные прежде всего экономические и социальные реформы.

Давно обещанный украинцам Налоговый кодекс уже 10 лет, словно «вымпелударного труда», переходит из правительства в парламент.

 

Индивидуальная приватизация стратегических предприятий подменена обычнойраспродажей по правилам массовой приватизации, которые были актуальны еще вконце 1990-х годов.

О реформах в энергетике, аграрном секторе даже речи не идет.

Сегодня мы на последних местах в рейтингах, по которым оцениваетсяпредпринимательская среда страны.

Мы оказались неготовыми встретить в значительной части кризис.

А потому его первый удар сразу стал болезненным и очень тяжелым.

Мы потеряли внешние рынки, на которые приходилось 60% украинского экспорта -от этих рынков зависела почти вся наша валютная выручка и занятость почти 2миллионов человек в металлургии, химии и смежных отраслях.

 

Следствием этого стало замедление роста ВВП, которое в прошлом годусоставило 102,1% по сравнению с 106,7% в 2007 году и сокрушительное сокращениена 25-30% по результатам января-февраля текущего года. (Называю эти данные,несмотря на то, что их старательно «засекречивают»).

Все это, безусловно, ухудшило социальную ситуацию в Украине.

Долги по зарплате с октября 2008 года по январь 2009 года почти удвоились идостигли в сумме 1,6 миллиарда гривен. С октября прошлого года вдвое возрослоколичество зарегистрированных безработных.

Впрочем, ограничу этот ряд.

Уважаемые соотечественники,

Я пришел в этот зал не для того, чтобы описывать проблемы, которыехарактерны сегодня также для многих других стран, в том числе наших соседей.

Я пришел сюда, чтобы предложить способ и путь для выхода из кризиса.

Политический расчет на то, что удастся в стороне переждать кризис,пересидеть его - не оправдается.

Мы - на пороге совсем новой экономики, другого мирового перераспределениятруда и соотношения цен на ресурсы.

Я обращаюсь и к власти, и к оппозиции. Миллионы людей хотят вернуть надежду.

Я хочу, чтобы вы услышали голос наших людей.

От имени миллионов украинских граждан обращаюсь ко всему украинскомуполитикуму.

Вопреки всему, вы способны переступить через противоречия, осознавая остротуугроз.

Вопреки всему, мы способны в критический момент стать вместе радигосударства и нашего народа.

Наши первые консолидированные шаги - уже дали результаты.

Мы восстанавливаем диалог с международными финансовыми организациями.

Мы спасли от падения банковскую систему. Каждая третья человеческая гривнасбежала из банковской системы. Банковский сектор подвергся системнойполитической травле, которая подорвала его ритмичную работу.

Такие удары вряд ли выдержала любая другая более мощная банковская система,чем наша, однако наша - выстояла. Для того, чтобы она смогла продолжатьвыполнять свои обязательства, стали необходимыми более 70 миллиардов гривенрефинансирования национальной экономики.

Мы ввели постоянный антикризисный механизм сотрудничества и консультаций.

В духе этой работы обращаюсь к каждому, кто присутствует в зале ВерховнойРады Украины.

Прошу унять политические страсти и наложить мораторий на конфликтноевыяснение взаимоотношений.

Президентская кампания начинается за четыре месяца до выборов.

Итак, приглашаю до сентября отсрочить любые рассчитанные на получениепреждевременных политических дивидендов действия.

Я прошу дать время государству выйти из самой острой фазы испытаний.

Я предлагаю единый национальный антикризисный план, который позволит спастистрану и защитить миллионы наших людей.

Он имеет две взаимосвязанные составляющие.

Экономическая программа и политические меры.

 

Первое. Экономика.

 

Подчеркиваю: мы - особенные, но не уникальные в этом кризисе.

Мир дает достаточно как успешных образцов, так и примеров неудачной политикив этом вопросе.

Исландия - развитая европейская страна, до недавних пор имевшая 64 тысячидолларов ВВП на душу населения, потеряла свою экономику, валюту, банковскуюсистему.

Венгрия и Дания в условиях кризиса нарастили собственное производство исократили безработицу. И все это - при небольшой инфляции.

Способ - один: реальная программа действий. Таким образом, перехожу кконкретным шагам.

Прежде всего - надо восстановить финансовую стабильность в государстве.

Я неоднократно подчеркивал, что существующий Государственный бюджет на 2009год популистский, он искажает роль государственных финансов. Он являетсясерьезной угрозой для стабильности национальных денег и цен.

Нам нужно максимально сократить все непродуктивные расходы и наконец начатьжить по средствам.

Это касается всех и каждого - от государства до бюджетов предприятий икаждой украинской семьи.

Мы обязаны немедленно и кардинально пересмотреть Государственный бюджет на2009 год.

При пересмотре бюджета буду настаивать на гарантированном финансированиизащищенных статей, к которым следует отнести обеспечение социальных стандартови расходов для минимального обеспечения функций государства.

В условиях колоссального дефицита ресурсов необходимо прекратить распылениересурсов на 300 государственных целевых программ. Это - словно пир во времячумы.

Следует вернуть Стабилизационному фонду ту роль, которая закладывалась приего создании, - финансировать важнейшие государственные проекты, а не погашатьзадолженность по заработным платам. Это - полнейший абсурд.

Нужно пересмотреть так называемый сбалансированный план НАК «НефтегазУкраины».

Где бы то ни было в мире такая монополия - процветающая. У нас это - скрытыйи непрозрачный бюджет Правительства.

Сегодня компания находится в чрезвычайно затруднительном положении. Еслибезотлагательно не пересмотреть ее финансовый план, последствия для этойкомпании будут драматические.

Следует срочно внести реалистичные изменения в бюджет Пенсионного фонда. Егомиллиардные дефициты покрываются за счет средств Стабилизационного фонда. Этаполитика приведет к коллапсу.

Нам нужна пенсионная реформа.

Я хочу спросить всех присутствующих:

Господа, разве нормально, что бывший прокурор, который, кстати, продолжаетработать, через суд устанавливает себе пенсию в 50 тысяч гривен в месяц?

Разве нормально, что депутаты, судьи, высокопоставленные чиновники получаютпенсии по 15-20 тысяч гривен? Таких примеров тысячи.

Такое положение - это грубое неуважение к миллионам украинских людей. Это -суть социальной несправедливости.

Я требую отменить все специальные пенсии, введя единый критерий - зарплата истаж.

Это должна сделать Верховная Рада и, прежде всего, коалиция.

Мы должны ввести налог на недвижимость для состоятельных слоев населения,что укрепит финансовую базу местного самоуправления.

С тяжелым сердцем, но прошу вас поддержать предложенное Правительствомповышение акцизов, расширение доходной базы Пенсионного фонда. Это - тотминимальный шаг, который необходим для поддержки ресурсов нашего государства.

Эти первоочередные шаги позволят нам спасти положение и, в том числе,укрепить сотрудничество с МВФ, что восстановит доверие к Украине.

 

Второе. Социальная ответственность.

 

Обязанность власти и работодателей - обеспечить занятость, в первую очередьквалифицированных кадров.

Я предлагаю создать систему прогноза развития трудовых ресурсов натерриториях, чтобы не догонять спрос на рабочую силу, а упреждать его.

Нужно стимулировать мобильность рабочей силы внутри страны. Если необходимыйработник есть даже за десятки километров, ему нужно предложить место.

Так мы удержим занятость.

Дальше - восстановление справедливости в социальной защите.

Это - острейшая боль наших людей.

Вместе с тем, скажу предельно четко: социальная справедливость - это непатернализм и не уравниловка в советском ее понимании.

Нужно навести порядок в льготах, ведь в Украине 19,5 миллионов льготников.Это чуть ли не половина населения - такого не выдержит ни одно государство.

Нынешняя система льгот абсолютно несправедлива. Те, кого мы называемсостоятельными людьми, получают больше всего дотаций от государства на оплатугаза, электроэнергии - и это нельзя ничем объяснить.

Социальная справедливость - это поддержка самых бедных, наиболеенезащищенных слоев населения.

Это - помощь тем, кто хочет работать.

И это - жесткое ограничение для каждого, кто стремится нажиться на бюджете.

Итак, я призываю радикально уменьшить количество льгот, особенно попрофессиональному признаку, персонифицировать их и привести право на льготы взависимость от финансового и имущественного положения.

 

Третье. Надо исчерпывающе поддержать банковскую систему. Она - хребетэкономики, который держит мышцы реального сектора.

 

Государство немедленно должно взять на себя ответственность за банки,которые находятся в затруднительном положении, и войти в их капитал.

Мы имеем для этого ресурс - в бюджете предусмотрено 44 миллиарда гривен наосуществление рекапитализации банков.

Эта ответственность должна быть подкреплена полным контролем за такимибанками.

Убежден, что быстрые действия государства приведут к восстановлению доверияграждан. Вернется оно - вернутся инвесторы.

Но и банковская система должна повернуться лицом к гражданам - своемуважнейшему партнеру.

Я настаиваю на внедрении единого механизма, при котором каждый, кто оказалсяв затруднительном положении, получит банковскую поддержку, а не будет добитсистемой.

Нельзя допустить уменьшения финансирования работающих предприятий, напродукцию которых есть спрос.

Вопрос доверия касается и валютного курса. Сегодня мы уравновесили курс,обеспечив фактически нулевое сальдо внешней торговли. Именно в отрицательномсальдо в торговле (12 миллиардов долларов США) был корень проблемы.

Почему же колебания продолжаются? К сожалению, это - уже психология,следствие реакции людей.

В 1998 году Корея призвала своих граждан поддержать банки и люди понесли вних деньги и золотые украшения.

Я не призываю к этому.

Я ответственно прошу украинских граждан восстановить доверие к банкам, незабирать свои депозиты, не наносить ущерб ни себе, ни государству и, в томчисле, поддержать таких же людей, как вы, которые получили кредиты.

 

Четвертое. Поддержать каждого украинского производителя, на продукциюкоторого есть платежеспособный спрос.

 

Банковская система должна дать импульс для поддержки внутреннего спроса.

Критерий - один.

Ресурс должны получить те предприятия, на продукцию которых есть спрос.Точка.

Необходимо обеспечить все надлежащие кредиты для стратегических длягосударства проектов, которые осуществляются частным капиталом - Евро-2012,развитие инфраструктуры, энергетики, связи, транспорта.

Для этого предлагаю разработать открытую инвестиционную программурефинансирования банков Национальным банком.

И, наконец, пятое. Мы должны сосредоточить максимальное внимание напотенциальных точках роста украинской экономики.

Это - прежде всего, аграрная сфера и малый и средний бизнес.

В аграрной сфере в первую очередь нужно поддержать рыночное ценообразованиена продукцию нашего производителя. Ведь никакие инвестиции не заменят техпотерь, которые несет село от административного вмешательства.

В прошлом году был заблокирован экспорт 6 миллионов тонн зерна. Более того -этим зерном были забиты все элеваторы, что не позволило принять новый урожай.

Зерно испортилось, конъюнктура стала невыгодной, крестьяне потеряли 2 миллиардадолларов США - это вдвое больше всей поддержки АПК, которая предусмотренаГосударственным бюджетом. Это же касается и рынка мяса, и рынка подсолнечника.

В результате село - бесправное и убыточное.

Итак, нужно раз и навсегда прекратить любое административное вмешательство вработу сельского хозяйства.

Отрасль следует немедленно защитить от некачественного и дешевого импорта. Якатегорически возражаю против отмены Правительством надбавки к таможенномусбору с мясопродукции.

Крестьян необходимо обеспечить кредитно-финансовыми ресурсами по четкому ипонятному принципу: спрос на продукцию будет определять все.

Деятельность Аграрного фонда, Государственного резерва, ГАК «Хлеб Украины»должна обеспечить получение основной прибыли не посредниками, а крестьянами.

Государство, вместе с тем, обязано усилить поиск рынков для сбытаотечественной продукции и продвижения ее за рубежом.

И самое важное. Я требую наконец ввести свободную продажу земли.

Моратории, которые были наложены четыре раза подряд, - не что иное, какновейшая форма закрепощения крестьянина.

Крестьянина нужно освободить и он спасет и накормит всю Украину, и не толькоУкраину.

Малый и средний бизнес.

Это - наш главный партнер в сохранении занятости, обеспечении необходимымитоварами и услугами населения.

Речь идет о почти четырех миллионах наиболее экономически активных граждан.

Именно они могут быстро приспособиться к новым условиям деятельности иименно их предприятия станут основой для экономического роста.

Но для этого надо сделать ряд шагов - упростить регуляторные ограничения наначало, ведение и прекращение бизнеса, сделать так, чтобы заработалазаконодательно установленная система проверок, в том числе налоговых.

Ни один регуляторный акт не должен выдаваться без чрезвычайной необходимости,а все ненужные акты должны быть немедленно отменены.

Украина является заповедником советской системы стандартизации исертификации, которая осталась только у нас среди всего постсоветскогопространства.

Все необходимые законодательные изменения для этого внесены ПрезидентомУкраины по просьбе форума «Власть и бизнес - партнеры» и находятся вПарламенте.

 

Уважаемые соотечественники,

Народные депутаты, члены Правительства,

 

Эти шаги могут уже в ближайшее время исправить положение в национальной экономикеи социальном положении.

Однако, это - лишь часть работы.

Мы должны навести порядок не только в хозяйстве, но и во всем доме.

Итак - политический блок.

Скажу коротко: кардинальное изменение избирательной системы должно статьосновой для качественного кадрового обновления власти как в центре, так и наместах.

Существующая закрытая пропорциональная система исчерпала себя, она разрушилаэффективность власти и особенно - местное самоуправление.

В отсутствие надлежащей культуры политиков, она - скомпрометирована в глазахмиллионов граждан.

О результатах прямо говорят люди: потеря профессионального уровняпарламентом, обесценение депутатского мандата, отсутствие связи между народнымизбранником и избирателем.

Добавлю к этому перечню: заполитизированность местных советов вместо решенияпроблем территориальных общин, гипертрофированная роль руководителей партий ифракций, создание партий вождистского типа - все это следствия закрытойпропорциональной системы.

Гражданам Украины необходимо вернуть право персонифицированного выборадепутатов.

Парламент обязан как единый законодательный орган обеспечить осуществлениереформы избирательной системы - переход к открытым избирательным спискам напарламентских выборах и к мажоритарной системе на всех местных выборах.

Люди должны получить право голосовать не только за ту или иную политическуюпартию, но и за конкретного кандидата в депутаты.

Это выправит существующие негативные тенденции в партиях, а одновременносоздаст условия для настоящей политической конкуренции, политическойответственности, обеспечит новое качество работы всех представительных органовв государстве.

 

Но только этого мало.

Мы должны без промедлений перейти к созданию и внедрению модели управлениягосударством, которое будет соответствовать потребностям и ценностям Украиныкак европейского государства, современным вызовам.

Убежден, что это дело наибольшего национального значения.

К этому нас побуждают очевидные недостатки нынешней организации публичнойвласти.

Они, прежде всего, обусловлены политически непродуманными и преждевременнымиизменениями Конституции в 2004 году.

Наверное не случайно Закон, который ввел политреформу, даже номер имеет -целых «четыре двойки».

По сути, этими изменениями были искажены все основные составляющие организациивласти:

Подменена природа местного самоуправления через внедрение выборов попартийным спискам, что уничтожило самоуправление.

Создан дуалистический гибрид в организации исполнительной власти, прикотором влияние Президента Украины было ограничено, а полномочия Правительстване были уравновешены ответственностью перед парламентской коалицией и обоихвместе - перед народом;

В парламенте сосредоточены не только функции законотворчества и формированияисполнительной власти, но и формирования судебной власти и всех руководителейопределяющих институтов в государстве.

 

Современная европейская правовая доктрина не воспринимает такогососредоточения власти в одном органе.

Подчеркиваю - общество имеет четкий запрос на единство действий власти приодновременном сбалансировании полномочий между ее ветвями.

Предложения, которые звучат сейчас о переходе то ли к сугубо парламентской,то ли к президентской формы правления - это очередная попытка переформироватьвласть под кого-то или же для кого-то.

 

Я отвергаю любые проявления властного эгоцентризма и попыток узурпациивласти.

Общество требует не сильной руки, как кое-кто думает, а власти закона ипорядка.

Время заложить понятные и честные критерии разделения власти. Мир уженаработал соответствующие модели, которые следует внедрить в Украине.

Я предлагаю перейти к двухпалатному построению парламента с одновременнымуменьшением общей численности народных избранников.

Кроме того, должно быть наконец выполнено принципиальное требование людей -отмена неограниченной депутатской неприкосновенности.

Все условия - назрели.

Показательно, что большинство стран европейского континента, которыеявляются унитарными, имеют двухпалатные парламенты (назову Чехию, Польшу,Францию).

 

Государству нужен парламент европейского образца - Национальное СобраниеУкраины, которое будет объединять в себе и политическое, и территориальноепредставительство.

Нижняя палата - Палата депутатов - будучи избранной путем прямых выборов попропорциональной системе, является органом политического представительстванарода.

Кроме законодательной функции, на нижнюю палату парламента возлагаетсяответственность за формирование Правительства и контроль за его деятельностью.

В дальнейшем, я глубоко убежден, Правительство не должно формироваться безпрограммы его деятельности.

Невозможность назначить Правительство и утвердить его программу влечет засобой роспуск нижней палаты парламента и ее досрочные выборы.

 

Подчеркиваю, только палаты, а не всего парламента, который сохраняет своюдееспособность при любых условиях.

Верхняя палата - должна избираться прямыми выборами по мажоритарной системеи представлять общины и регионы.

Эта палата призвана взять на себя полномочия по кадровым назначениям,которые не являются правительственными, а также одобрение всех решенийПрезидента Украины в сфере обороны и безопасности.

Равное представительство в Сенате всех регионов Украины (по 3 сенатора откаждой области) будет выступать объединяющим фактором.

Этому послужит и возрастной ценз депутатов верхней палаты.

В результате политическая турбулентность должна остаться исключительно врамках нижней палаты с присущими для нее острыми формами политическойконкуренции и состязательности.

Итак, мы сбалансируем и стабилизируем власть, расширим представительскуюдемократию, усилим процессы децентрализации и повысим качествозаконотворческого процесса.

Что касается Президента Украины. По моему убеждению, необходимо сохранитьобщенациональный и прямой представительский мандат Главы государства.

Ему соответствует конституционно-правовой статус Президента как гарантагосударственного суверенитета, безопасности и территориальной целостностиУкраины.

Задача Президента во взаимодействии с Верхней палатой - гарантироватьинституциональную стабильность государства, проведение реформ, определениеприоритетов государственной политики, которые должны обеспечить цивилизационныйпрогресс нации.

Вместе с тем, Кабинет Министров должен получить самостоятельность. ИменноПравительство должно быть ответственно за обеспечение внешней и внутреннейполитики.

Дуализм исполнительной власти должен быть преодолен.

Я выступаю за сохранение парламентского способа формирования Правительствабез исключений и ограничений. Правительство необходимо формировать из одногоисточника.

Таким образом, победив на парламентских выборах, политические партии смогутопределять состав правительства и проводить государственную политику, выполняясвои обязательства перед избирателями.

 

Необходимой составляющей конституционной реформы является реальное обеспечениеместного самоуправления.

Основой местного самоуправления должна стать община. Именно в общине должныпредоставляться гражданам основные социальные услуги.

Должна выстраиваться четкая последовательная линия - от общины к району ирегиону.

Настало время принять решение о создании представительскими органами -областными, районными советами своих исполнительных органов и предоставления имсоответствующих полномочий.

Именно исполнительные комитеты советов должны отвечать за положение дел врегионе, быть подотчетными депутатам представительских органов местногосамоуправления и перед людьми.

На этом уровне должны создаваться подразделения территориальных органовцентральных органов исполнительной власти.

Существующие государственные администрации должны быть выведены из системыисполнительной власти и превратиться в эффективные инструменты осуществлениянадзора за соблюдением Конституции, законов, прав и свобод.

 

Дальше. Качественные изменения в местном самоуправлении невозможны безэффективной административно-территориальной реформы.

Нужно упорядочить существующее иррациональное устройство Украины.

Дальше. Время для судебной и правоохранительной реформы.

Дело исключительного государственного значения - вернуть доверие граждан ксуду.

Ведь, как говорили выдающиеся философы права, именно правосудие являетсяосновой общественных добродетелей и гарантией демократических свобод.

Чтобы приблизиться к этой цели, я призываю Верховную Раду безотлагательноодобрить проект Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей», которыйнаходится в парламенте.

Его принятие будет иметь важное значение, так как решит базовые проблемы,установит прозрачный порядок отбора судей, повысит гарантии их независимости иусилит ответственность судей.

Дальше следующий шаг - кардинальные изменения в организации работыправоохранительной системы.

Наша задача - переориентировать эти органы с защиты интересов власти назащиту прав гражданина, а досудебное следствие лишить обвинительного уклона.

Мы должны ввести состязательность и процессуальное равенство.

Мы должны обеспечить гарантии для государства на уголовное преследование.Существующая практика подмены судами этой функции должна быть ликвидирована.

Я призываю Украинский парламент ответственно отнестись к моим словам и, нетратя времени, принять новый Уголовно-процессуальный кодекс.

Эту работу необходимо начать уже сейчас действующим составом Верховной РадыУкраины.

Нам нужны действительно судьбоносные изменения.

Эти изменения невозможны без системного обновления Конституции Украины.

Я призвал все парламентские политические силы к общей и взвешенной работе.

Подтверждаю свое предложение.

Делаю это прямо и публично.

Я хочу, чтобы в нашем государстве возникла Конституция, созданная не подкого-то, не для политиков, а для нашего народа, нашего государства, нашейсвободы, нашего прогресса.

 

Мы - посреди пути.

И именно в этот непростой момент мы должны одобрить новый Основной Закон.

Глубокоуважаемый Украинский народ,

Дамы и господа,

Я имею честь передать сегодня Председателю Верховной Рады Украины проектобновленной Конституции Украины, который прошу рассмотреть как неотложный.

Уважаемые соотечественники,

Сегодня - высшее время для действия.

Я готов к сотрудничеству с каждым, кто поддержит мою позицию и видение общейантикризисной работы.

Вам хорошо известно, что я был прав, не раз предостерегая от непродуманныхполитических изменений и экономического популизма.

Вам хорошо известно, что я твердо стоял на защите национальных приоритетов.

Вам хорошо известно, что я соблюдал всех взятые обязательства.

Я призываю восстановить общую политическую культуру в Украине.

Перед нынешним составом Правительства и Парламента стоят особенно сложныезадачи.

В ваших руках - судьба страны и скорость преодоления кризиса.

Неотложные антикризисные меры принимает каждая нация, которая мыслит оперспективе.

Я призываю вас поддержать мою программу действий и объединиться на общейэкономической платформе.

Мои приоритеты - известны для всех.

Это - единая Украинская нация.

Это - состоятельный средний слой и защищенный украинский человек.

Это - здоровое общество, которое исповедует живые, моральные, семейныеценности.

Это - безопасность человека и гражданина и гарантированная защита всех нашихправ и свобод.

Это - стабильность бизнеса без изъятий и ограничений.

Это - безопасность государства как полноправного члена евроатлантическогосообщества, равноправного партнера и активного участника международной жизни.

Я ни на йоту не отошел от этих принципов.

Я продолжаю и буду продолжать свою работу.

Я знаю, что неизбежно победит правда национальной позиции.

Испытания закончатся и мы расправим плечи.

В начале 20-х годов прошлого века, когда Европу охватил длительный кризис,один испанский философ обратился к своим угасшим духом соотечественникам. Онсказал:

«Если Испания хочет возродиться, она должна воссоздать в себе мощный,неутомимый порыв к совершенству. Но одних политических реформ, безусловно,мало. Надо взяться за сложную работу и, прилагая все усилия, направить нацию напуть к совершенству».

Дорогая Украина, мы - великое, сильное и свободное государство.

Наша цель - сделать реальный, большой следующий шаг к лучшей жизни.

Мы - только на середине пути.

Надо собрать силы.

Надо верить в себя.

Надо идти вперед.

Слава Украине!

Спасибо за внимание.

 

Адрес этой страницы: http://www.president.gov.ua/ru/news/13362.html

Поделиться:

Дата: