Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Какова роль неправительственных организаций в Южном Кавказе: шпионство или помощь

19 Марта 2009

Автор:

Теги:

Какова роль неправительственных организаций в Южном Кавказе: шпионство или помощь

 

Одной из самых сложных страниц ХХ века можно смело назвать крушение «великого и могучего» Советского Союза.

В итоге этой глобальной катастрофы в весьма тяжелом положении оказались 15 новых членов международного сообщества. Все постсоветские страны без исключения, разорвав прежнюю тесную межреспубликанскую взаимосвязь, вступили в период глубочайшего политического и экономического кризиса. Вместе с тем, ситуация в южно-кавказском регионе усугубилась сепаратистскими тенденциями и как следствие - регрессом во взаимоотношениях между недавними братскими республиками.

Эти явления дали возможность проникновению западного и особенно американского влияния на всей территории постсоветского зарубежья. Россия, оказавшись в крайне нестабильной ситуации, не сумела противостоять этому и потеряла свое былое влияние. Используя свое превосходство в экономических ресурсах и военной технологии, западный мир начал широчайшее наступление по всем сферам деятельности для упрочения своего влияния. Кроме самих государственных организаций на территории Южного Кавказа появлялись различные частные и общественные организации и фонды, преследующие цели демократизации, помощи развивающимся странам (коими по сей день являются три южно-кавказские республики), охраны природы и т.д. Зачастую, благодаря помощи этих Фондов и благотворительных организаций сотни и тысячи граждан получили хорошее образование, бесплатное лечение, разрешение на стажировку за границей...

Нельзя также промолчать о немалой роли конкретных лиц и организации Красного креста и Полумесяца в спасении жертв Спитакского землетрясения, Сумгаитского погрома, войн в Южной Осетии, Нагорном Карабахе. Международные благотворительные организации принято делить на несколько категорий: 1)      Государственные (USAID) 2)      Межгосударственные (различные фонды при ООН, Совете Европы); 3)      Частные (Фонд Сороса); 4)      Общественные (Фонд Евразия). Эти организации действуют в регионе практически со времен появления новых республик, т.к. тяжелые времена заставили правительства Азербайджана, Армении и Грузии принимать их помощь.

 Но всегда ли они действовали бескорыстно, ради искренней помощи, голодающим и больным? Кроме поиска новых кадров западные фонды и различные структуры, выделяющие гранты на определенные цели, зачастую преследуют и более глобальные интересы. В кавказских и российских СМИ время от времени появляются статьи, обвиняющие частных западных инвесторов в помощи своим правительствам. Все бы ничего, если бы эти интересы ограничивались лишь экономической и иной другой материальной помощью.

Однако в виду того, что идет жесточайшая борьба за сферы влияния, как в данном регионе, так и на всем постсоветском пространстве, некоторые влиятельнейшие западные администрации пытаются всеми способами установить там свои марионеточные режимы. Это весьма громкие слова, т.к. неправительственные организации по международным законам не имеют права вмешиваться в политическую жизнь страны, где они совершают свою деятельность, и уж тем более быть посредниками в деле смены власти. Поэтому, основным вопросом, интересующим нас в данной статье, будет роль тех международных организаций, которые формально находятся вне юрисдикции и подчинении государства. История, однако, показала, что самые крупные суммы выделяются либо посольствами, либо теми организациями, которые непосредственно работают на свое правительство[1]. Остальные: неправительственные, частные и международные организации - в силу естественных причин не могут выделять ежегодно столь большие суммы сразу для нескольких стран.

Самой популярной для россиянина на сей день является, на мой взгляд, обстановка вокруг Грузии, поэтому сначала было бы логичнее взглянуть на положение дел именно в этой стране. Итак, современная грузинская республика представляет собой некий начальный этап в сложном пути к демократизации общества и государства. По сравнению с той, времен Шеварднадзе, Грузией, современное государство имеет массу положительных сдвигов: коррупция - минимальная, общество открытое, налажен серьезный диалог с большинством членов мирового сообщества и т.д. А начиналось все с революции в 2003 г. Именно тогда многим стало известно имя американского миллиардера Дж. Сороса. Большинство российских журналистов приписывают ему поддержку оппозиционной партии «Национальное Движение» М. Саакашвили. Это неверно, т.к. как уже говорилось выше, неправительственные организации не имеют права вмешиваться во внутреннюю жизнь страны. Сорос, не нарушил закон, он его обошел, т.к. помощь была оказана тем организациям, которые находились в тесном взаимодействии с оппозицией. Об участии Фонда Сороса «Открытое общество - Грузия» говорит множество косвенных улик. Например, директор этого Фонда К. Ломая, впоследствии был назначен министром образования. Совпадение ли это? Или как объяснить наличие на посту министров еще двоих бывших сотрудников соросовского фонда?

Если следовать этой логике, то неправительственная организация фактически не только совершила государственный переворот, но и стала кузницей будущих политических кадров. Одним из самых крупных шагов Фонда «Открытое общество» стало создание наряду с ООН фонда «развития и реформ», посредством которого миллиардер в течение года выплачивал надбавку к зарплатам почти 5.000 государственных чиновникам (в том числе президенту и премьеру). Общая сумма этого «жеста доброй воли» исчисляется 5 млн. $ США. Причина создания Фонда состояла в колоссальном увеличении взяточничества после революции[2]. Результаты говорят сами за себя: вследствие этой акции резко снизился уровень коррупции до рекордных показателей. На мгновение может показаться, что во многом благодаря лично фигуре Сороса Грузия встала на ноги. Но не все так просто. Совершенно очевидно, что во всех действиях «Свободного Общества» есть рука Вашингтона. Во-первых, Саакашвили взрастило и позже привело к власти именно американское правительство. И к этому Сорос имеет опосредованное отношение.

Кроме того, если бы антидемократичные (т.к. не имел права помогать оппозиции) действия Сороса вызвали у США недовольство - мы бы об этом узнали. Во-вторых, правительство США никогда бы не одобрило такую комбинацию с сотрудниками Фонда Сороса, впоследствии ставшими министрами, если бы было несогласно. В-третьих, итог этой акции привел к полной дестабилизации ситуации в регионе, но вместе с тем Грузия на время установила контроль над Абхазией и вступила в противоборство с Ю. Осетией. Но самое главное были окончательно испорчены отношения с Россией. Все это - давняя мечта одной небезызвестной заокеанской сверхдержавы. Соответственно, напрашивается вывод: Соединенные Штаты взаимодействовали с Соросом весьма тесно. Возможно, также, что США использовали данную организацию для продвижения своей политики. Несколько особняком держится республика Армения, т.к. российское экономическое влияние перевешивает в республике все остальные вместе взятые западные организации. После отделения от СССР эта самая малая по численности населения и территории республика южно-кавказского региона осознала, что находится в очень неблагоприятном геополитическом положении. Единственный выход РА из изоляции - Россия. Это понимают и в Москве, и в Ереване, поэтому произошел симбиоз во взаимоотношениях между двумя странами. Сегодня российские компании являются крупнейшей иностранной экономической силой. По итогам прошлого и позапрошлого годов общий объем российских инвестиций в реальный сектор экономики Армении составил 567,9 миллионов $ США. Почти 40% средств российских инвесторов было направлено в энергетику, 26,5% - в предприятия связи, 24% - в сферу наземного транспорта, 4,1% - в металлургическую промышленность. По объему инвестиций в Армению по итогам января-сентября 2008 года Россия является  абсолютным лидером. После РФ по объемам финансирования лидируют США. В РА сегодня действуют основные американские организации, но крупнейшие из них финансируются из государственной казны Соединенных Штатов. Например, американский частный Фонд «Евразия - сотрудничество» получает большинство денежных вливаний от своего правительства, соответственно вся деятельность Фонда находится под контролем Вашингтона. К 2008 г. «Евразия» уже потратила на реализацию различных проектов (более 2000 за весь постсоветский период) в РА более 15 млн. $. Из них большую часть - на грантовые программы.

Основные средства распределялись следующим образом: ·     

    42% - на программы развития частного предпринимательства; ·     

    35% - на программы по усилению гражданского общества; ·        

23% - на улучшение местного самоуправления.

 Исходя из этих цифр, можно утверждать, что политические программы имеют явный приоритет у данного Фонда. Их интересует развитие демократии, о чем вот уже свыше 50 лет мы слышим из уст различных президентов США. В уставе «Евразии» также написано, что эта организация занимается «поддержкой развития демократии и рыночной экономики...». Приблизительно также распределяются средства других влиятельнейших организаций (например, американской USAID и Фонда Сороса).

Всего в РА на 2008 г. действовало 4000 неправительственных организаций. Но лишь 10% из них можно назвать постоянно действующими, т.е. имеющими помещения и постоянные кадры. В последние годы заметно увеличилось количество зарубежных организаций-доноров, оказывающих развитие сектору неправительственных организаций в республике. Но в общем объеме предоставленных донорами грантов доля неправительственного сектора снизилась, т.к. международные организации стали уделять больше внимания проектам в сфере развития экономики, транспорта, инфраструктуры, экологии и т.д. В целом финансирование от основного числа организаций незначительно, т.к. по сравнению с сотнями тысяч ежегодно выделяемых правительствами эти суммы - не представляют значимого веса. В виду того, что РА имеет специфическую экономику, напрямую зависящую от иностранных вливаний, следует сказать о крупнейших Фондах частного характера. Например, более 50 лет существует португальский Фонд Галуста Гюльбенкяна, который и при жизни, и после смерти основателя тратил и тратит миллионы ежегодно на поддержку высшего образования, инфраструктуры и т.д.

 Весьма примечателен американский филантроп Кирк Киркорян также известный своими многомиллионными дарами республике Армения. Присматривается к Армении и Дж. Сорос. В его обучающей поездке по Югославии принимала участие и группа армянских оппозиционеров из движения «Азг». Сама оппозиция РА постоянно воодушевляется примером своих грузинских «коллег». В Армении также, как и в Грузии, существует Институт «Открытое Общество» - филиал Фонда Сороса, который реализовывает проекты, связанные со здравоохранением, образованием, СМИ, правом, местным самоуправлением... Среди влиятельнейших государственных международных фондов следует отметить американский USAID, TACIS, Британский Совет и Департамент Государственного развития, Фонд Фридриха Эберта и др. немецкие партийные фонды, финансирующиеся со стороны правительства ФРГ и др. Несколько иная картина у постсоветского Азербайджана.

После неудачного сближения с Россией, Баку осознал, что дружба с Западом с середины 1990-х на данный момент может оказаться более эффективным. Именно по этой причине здесь больший вес приобрели западные Фонды и организации. По сути, их политика мало отличается от той, которая проводится в Ереване, с одной лишь поправкой, Азербайджан, в политическом плане - более стабильная республика, поэтому и внимание к политике здесь уделяется меньше, чем, скажем, в Армении. В республике действуют те же международные Фонды и организации, которые осуществляют свою деятельность в остальных республиках постсоветского зарубежья, в том числе в Армении и Грузии. Джордж Сорос, основавший в Баку Фонд «Открытое общество - Азербайджан» выразил уверенность, что революция открывает «зеленый свет» перед демократическими реформами и что Азербайджану революция не грозит, т.к. демократия здесь развивается довольно быстро. Фактически он пообещал, что вмешиваться во внутренние дела Азербайджана не станет по той простой причине, что республика дружественная по отношению к США и не менее по отношению к РФ.

В минувшем году фонд потратил в Азербайджане на гранты, операционные проекты и прочую деятельность 3,2 млн. $ США. Из этих средств 2,2 млн. $ были предоставлены в виде грантов на поддержку 250 проектов. Основные средства распределялись следующим образом: ·         24% - здравоохранение; ·         18% - прозрачность нефтяных доходов и общественных средств; ·         10% - программы гражданского общества; ·         10% - право; ·         10% - местное самоуправление; ·         8% - СМИ...  

Кроме Фонда Сороса на территории Азербайджанской республики действуют также и другие международные организации, перечисленные несколько раньше. Это и «Евразия-сотрудничество» и TACIS, EPAC, Красный Полумесяц и многие другие организации. Как мы уже увидели в отличие от западных российские Фонды и организации уделяют меньше внимания на продвижение политических проектов. Это связано с двумя факторами: во-первых, у РФ нет столь больших средств; во-вторых, в России недавно осознали важность приобретения в регионе большего влияния. Что же касается западных благотворительных организаций, то наряду с претворением в жизнь помощи в экономике и образовании, особое внимание уделяется также и политике. Политизированность многих из них зависит в основном от ценностных пристрастий, особенностей финансирования со стороны ряда западных стран и организаций с жесткими идеологическими установками. Это вполне логично, т.к. «кто платит, тот и заказывает музыку».

 Точно также и в политике, и во всех других сферах. Россия исторически являлась «старшим братом» для всех 14 республик, и сегодня она свой статус постепенно теряет. Для того чтобы прекратить этот процесс, Москве нужно переосмыслить всю свою внешнеполитическую доктрину, связанную с постсоветским зарубежьем. Основой российской внешней политики должны стать с одной стороны финансовая помощь, а с другой проникновение в разные структуры республиканских экономик российских организаций. Только в этом случае Россия вновь вернет свой по праву приобретенный статус «старшего брата». В противном случае Москва окончательно потеряет свой авторитет и уважение у тех стран, которые в течение нескольких столетий жили рука об руку со своим соседом и другом - русским народом.    

 Манасян Тигран


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение