Интервью Сергея Лаврова азербайджанским СМИ

Дата:


Министр иностранных дел Российской Федерации Сергей Лавров дал эксклюзивноеинтервью четырем азербайджанским информационным агентствам «Азертадж», «TheFirst News», «Интерфакс-Азербайджан» и «Тренд». Предлагаем его вашемувниманию.

 

- Господин министр, хотелось бы узнать о круге вопросов, которыебудут обсуждены на переговорах в Баку?

- Вижу свою задачу в том, чтобы вместе с азербайджанскими коллегами подвестипервые итоги выполнения Декларации о дружбе и стратегическом партнерстве междуРоссией и Азербайджаном от 3 июля 2008 года и наметить конкретные шаги пореализации ее положений в предстоящий период.

В ходе запланированной встречи с Президентом Азербайджанской РеспубликиИльхамом Алиевым надеюсь услышать оценки главы азербайджанского государстванынешнего состояния и перспектив развития отношений между нашими странами.

Настроен на обстоятельный разговор в Баку с моим коллегой – министроминостранных дел Э.М.Мамедъяровым по всему спектру ключевых вопросовдвусторонней повестки дня, включая политическое сотрудничество, взаимодействиев экономической и гуманитарной сферах.

Естественно, весьма насыщенной будет внешнеполитическая составляющаяпереговоров. У России и Азербайджана как соседних государств и активныхрегиональных игроков есть немало тем для обсуждения. Среди них, разумеется,каспийские дела, включая вопросы определения правового статуса Каспийскогоморя, создания многостороннего механизма по обеспечению безопасности на Каспиии организации Каспийского экономического сотрудничества. В этих вопросах, нанаш взгляд, можно было бы продвигаться вперед быстрее.

Намерены обсудить инициативы ряда стран по укреплению стабильности иналаживанию сотрудничества в регионе Южного Кавказа.

Без сомнения, предстоит обстоятельный обмен мнениями по нагорно-карабахскомуурегулированию. Будем рады услышать от наших азербайджанских партнеровпожелания относительно дальнейших шагов России в рамках сопредседательстваМинской группы ОБСЕ по содействию дружественным Азербайджану и Армении вразблокировании этого застарелого конфликта.

И, наконец, международная повестка дня. Посмотрим, что можно дополнительносделать для углубления координации деятельности наших внешнеполитическихведомств в ООН, других международных структурах.

 

- Насколько, по вашему мнению, близки сегодня позиции наших стран поразличным вопросам региональной политики, включая разрешениеНагорно-Карабахского конфликта? Насколько урегулированию этого территориальногоспора может способствовать подписанная президентами Московская декларация?

- Общность взглядов России и Азербайджана на ситуацию на Кавказе и путипревращения его в регион мира и спокойствия зафиксирована в уже упомянутой мнойДекларации о дружбе и стратегическом партнерстве от 3 июля 2008 года. Обе нашистраны испытывают озабоченность в отношении имеющихся препятствий на путиустойчивого развития расположенных в этом регионе государств, для всестороннегосотрудничества между ними.

Это, прежде всего, относится к конфликту вокруг Нагорного Карабаха. ПозицияРоссии по его урегулированиюнеоднократно озвучивалась, в том числе президентомД.А.Медведевым, и, убежден, хорошо известна.

Повторю, что мы выступаем против навязывания участникам конфликтакаких-либорецептов извне. Исходим из того, что главная ответственность в делеурегулирования данной проблемылежит на самих азербайджанцах и армянах. Россияготова поддержатькомпромиссную договоренность,которая устроит все вовлеченныестороны, а в случае ее достижения– выступит гарантом урегулирования. На нашвзгляд, жизнеспособным будет такое решение проблемы,которое позволит вернутьстабильность и спокойствие в Закавказье, а впостконфликтный период поможетсохранить исторически сложившийсягеополитический баланс силв регионе, не приведетк его превращению в аренумеждународного политического и военного соперничества.

Теперь о том, насколько подписанная 2 ноября прошлого годапрезидентамиД.А.Медведевым, И.Г.Алиевым и С.А.Саргсяном Декларация может способствоватьурегулированию Нагорно-Карабахского конфликта. Мне уже приходилось говорить,что этот документ имеет важноезначение, прежде всего в том смысле, что лидерыАзербайджана и Арменииоднозначно подтвердили намерение и готовность продолжатьсвоидвусторонние встречи в верхах с целью завершения согласованияполитическогоурегулирования.

Не случайно итоги трехсторонней встречи 2 ноября 2008 года получили мощнуюподдержку на заседании СМИД ОБСЕ в Хельсинки в декабре того же года, причем трисопредседателя Минской группы ОБСЕ – Россия, США и Франция – передали «наполях» этого заседания министрам иностранных дел Азербайджана и Армениидополнительные предложения по сближению позиций сторон в развитие положенийМосковской декларации.

Тот факт, что очередная встреча президентов Азербайджана и Армениисостоялась недавно в Цюрихе, меньше чем через три месяца после подписанияМосковской декларации, свидетельствует, что документ уже работает на пользуурегулирования.

 

- В парламенте Азербайджана прозвучали опасения по поводу возможнойантиазербайджанской направленности созданных в рамках ОДКБ совместныхвооруженных сил. В чем состоит основное предназначение этих сил?

- Как я понимаю, постановка этого вопроса связана с принятым 4 февралянынешнего года на внеочередной сессии Совета коллективной безопасностиОрганизации Договора о коллективной безопасности решением о созданииКоллективных сил оперативного реагирования ОДКБ. Сразу подчеркну, чтокакие-либо опасения по этому поводу безосновательны.

Создаваемые Силы призваны – в отличие, например, от Сил быстрогореагирования НАТО – осуществлять свою деятельность исключительно на территорияхгосударств, входящих в ОДКБ. Решение об их применении принимается единогласнопрезидентами государств-членов Организации.

В функции КСОР ОДКБ будут входить отражение военной агрессии, проведениеспециальных операций по борьбе с международным терроризмом и насильственнымипроявлениями экстремизма, транснациональной оргпреступностью, наркотрафиком, атакже ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенногохарактера. Именно в целях реализации этих задач в состав коллективных сил будутвключены мобильные войсковые подразделения по линии вооруженных сил,подразделения специального назначения министерств внутренних дел и служббезопасности, а также министерств по чрезвычайным ситуациям.

 

- Несмотря на ответную ноту российской стороны, в которой говорится,что поставок в Армению оружия по номенклатуре, указанной в информации, в 2008году не осуществлялось, азербайджанская сторона продолжает поднимать этотвопрос на довольно высоком уровне. В частности, МИД Азербайджана заявляет, чтовопрос для него остается открытым, а в парламенте до сих пор звучат довольнорезкие заявления в связи с этим. Как этот факт может отразиться на двустороннихотношениях, и может ли он подвигнуть российскую сторону на повторное, болеедетальное расследование данной информации?

- Мы неоднократно уже отвечали на этот вопрос – Россия не передавала Арменииоружия и военной техники со 102-й базы в Гюмри, как это было заявлено 8 января2009 года электронными СМИ Азербайджана.

Сожалеем, что эта публикация, которая является ничем иным, какинформационной диверсией, так легко нашла своих «адресатов» в Азербайджане. Недумаю, что есть необходимость в проведении каких-либо дополнительныхрасследований, поскольку все заявления, которые российская сторона сделала подипломатическим каналам, основываются на фактах и не оставляющих места длясомнений в выводах российского военного руководства.

Нам понятно внимательное отношение азербайджанской стороны к данной теме сучетом непростой ситуации в отношениях между Баку и Ереваном. В то же времяубеждены, что Россия и Азербайджан обладают достаточным запасом взаимногодоверия, чтобы подобные фальшивки не могли помешать нам наращиватьстратегическое партнерство.

 

- Какие шаги предпринимаются для консолидации усилий стран-членовСНГ в борьбе с негативными последствиями мирового финансово-экономическогокризиса?

- В соответствии с Решением Совета глав государств СНГ 21 октября 2008 годав Москве прошло совещание министров финансов государств-участников Содружества,на котором состоялся обмен мнениями по данному вопросу. Антикризиснаяпроблематика находилась и в центре внимания состоявшегося 14 ноября прошлогогода в Кишиневе заседания Совета глав правительств СНГ, на котором былопризнано, что высокая взаимная интегрированность экономик стран Содружестватребует от них координации шагов по минимизации негативных последствий кризиса.Тем более, что большинство государств СНГ сталкивается со схожими проблемами,как, например, ограничение доступа к внешним источникам финансирования. Работав этом направлении была продолжена на заседании Экономического совета СНГ 12декабря 2008 года.

Меры антикризисной направленности закладываются в разрабатываемый внастоящее время План мероприятий по реализации первого этапа – 2009-2011 годы –Стратегии экономического развития СНГ на период до 2020 года, которыйпланируется представить на утверждение предстоящего 22 мая в Астане заседанияСовета глав правительств СНГ.

Более «продвинутое» антикризисное взаимодействие осуществляется в рамкахЕвразийского экономического сообщества, куда Азербайджан, правда, не входит.Эта тема являлась одной из главных на последних заседаниях МежгосударственногоСовета ЕврАзЭС – 10 октября прошлого года в Бишкеке на уровне глав государств и12 декабря в Москве на уровне глав правительств.

Сегодня уже можно говорить о переходе к конкретным совместным действиям наэтом направлении. Советом по финансово-экономической политике государств-членовЕврАзЭС под председательством Министра финансов России А.Л.Кудрина подготовленкомплекс совместных мер по преодолению последствий мирового финансового иэкономического кризиса, который утвержден на декабрьском заседании МежгоссоветаЕврАзЭС. В настоящее время завершается разработка плана практической реализацииданных мер.

На прошедшем 4 февраля в Москве внеочередном саммите ЕврАзЭС принято важноерешение об учреждении Антикризисного фонда Сообщества. Средства данного фонда вобъеме 10 млрд. долл. США предназначены для предоставления странам-участницамсуверенных займов и стабилизационных кредитов, а также для финансированиямежгосударственных проектов.

 

- Не подвергнутся ли корректировке в контексте мировогофинансово-экономического кризиса те или иные позиции двустороннеготоргово-экономического сотрудничества, объем которого впервые превысил 2 млрд.долларов?

- Действительно, в прошлом году товарооборот между нашими странами превысил2,4 млрд. долл. США. В целом же за последние три года его объем увеличился вдва раза. Это свидетельствует о наличии хорошей основы для дальнейшего развитияэкономического сотрудничества, дает возможность для постепенного отхода отсырьевого характера взаимной торговли.

Сложившаяся структура двустороннего товарооборота позволяет совместнымиусилиями минимизировать и негативные последствия глобальногофинансово-экономического кризиса. Для этого уже сегодня необходимопредпринимать меры по закреплению качественных изменений в структуре взаимнойторговли, увеличению доли товаров с высокой добавленной стоимостью, вчастности, машинотехнической продукции. Кроме того, рассчитываем на реализациюкрупных совместных энергетических проектов с Азербайджаном, которые в настоящеевремя прорабатываются.

Это, безусловно, потребует со стороны всех заинтересованных организаций ихозяйствующих субъектов активных мер, направленных на повышение эффективностиэкономического сотрудничества. Наши эксперты убеждены, что Россия останетсякрупным поставщиком товаров в Азербайджан. Российские предприниматели выражаютготовность и впредь развивать свой бизнес в республике. Прогнозируется, что внынешнем году удастся сохранить товарооборот между Россией и Азербайджаном науровне 2008 года. Добавлю, что нет препятствий для подключения Азербайджана ктем антикризисным мерам, которые были приняты в рамках ЕврАзЭС.

- В настоящее время идут активные переговоры, связанные среализацией проекта «Набукко», в котором предусмотрено участие Азербайджана.Может ли участие Азербайджана в этом проекте негативно сказаться надвусторонних отношениях Баку и Москвы?

- Решения Азербайджана об участии в международных энергетических проектах –его суверенное право, и мы относимся к ним с уважением. Это касается игазопровода «Набукко».

Главными критериями при выборе маршрута для транспортировки нефти и газадолжны быть его экономическая эффективность, надежность и экологическаябезопасность. Мы против излишней политизации данного процесса.

Россия разделяет общее понимание необходимости диверсификации путей поставкиэнергоносителей как способа обеспечения европейской энергобезопасности. С этойцелью мы реализуем проекты строительства альтернативных газопроводов вразличные регионы континента. В первую очередь речь идет о «Северном» и «Южномпотоке». Как известно, введен в действие газопровод «Голубой поток».

Выступаем за расширение российско-азербайджанского сотрудничества вэнергетической области.

 

- Если наша молодежь станет лучше понимать друг друга и станетближе, то тем самым можно будет разрешить многие российско-азербайджанскиепроблемы, возникшие за последние 15-18 лет. Какую роль в углублениивзаимопонимания между молодыми людьми могли бы, по вашему мнению, сыгратьрусский язык и культура?

- Благополучие и процветание государства во многом зависит от эффективностипроводимой молодежной политики. Ведь именномолодежь отличается активнойжизненной позицией, восприимчива ко всему новому, мобильна, способна легченайти общий язык со своими зарубежными сверстниками.

Поэтому не случайно, что 2009 год в Содружестве Независимых Государств вцелом и отдельно в России объявлен Годом молодежи. В его рамках будут проходитьразличные мероприятия, в которых,полагаю, активное участие примет и молодежь изАзербайджана. Хочу подчеркнуть, что они нацелены, прежде всего, на поощрениемежкультурного диалога, утверждение в молодежной сфере толерантности, базовыхдуховно-нравственных ценностей.

У молодых людей наших стран есть много точек соприкосновения. Убеждены, чтонеобходимо активнее продвигать двусторонние программы сотрудничества в сферемолодежной политики, создавать более широкие возможности для совместнойобщественной активности молодежи. Следует, видимо, подвести под эти проектыправовую базу в виде соответствующего межправительственного соглашения.

Русский язык остаетсяглавным инструментом межчеловеческого общения напространстве Содружества и, соответственно, является важным элементом,скрепляющим духовно-культурную общность наших народов.Несмотря на то, чтосегодня в Азербайджане этнические русские составляют менее двух процентов отобщей численности населения, русский язык фактически сохраняет позиции второгоязыка в республике. В десятках школ и вузов учебный процесс идет на русскомязыке. Мы признательны руководству Азербайджана за усилия по сохранению русскоязычногоинформационного, образовательного и культурного пространства.

Ощущаем тягу к русскому языку молодых азербайджанцев. Видим свою задачу втом, чтобы оказывать в этом всемернуюподдержку. Среди осуществляемых намипроектов – проведение конкурсов и олимпиад по русскому языку,презентацийроссийской системы образования, книжных выставок, литературных вечеров.

Важную роль в углублении взаимопонимания между молодежью двух стран играетразвитие культурных связей. Запланированцелый ряд акций, адресованных молодежи:проведение Международного фестивалякинематографических дебютов «Дух огня»,выставки прикладного искусства и народного творчества, фестиваля искусств«Дельфийские игры», а также мероприятий в рамках проекта «Молодежнаядипломатия».

 

- Как вы оцениваете перспективы дальнейшего развитияроссийско-азербайджанского гуманитарного сотрудничества?

- Исключительно позитивно. Имеются большие резервы для наращиваниягуманитарного сотрудничества между нашими странами как в двусторонней области –в сфере образования, культуры, науки, здравоохранения, спорта, туризма,социальной и правовой защиты, информации, так ив рамках многостороннихструктурСодружества Независимых Государств – Межгосударственного фонда гуманитарногосотрудничества и Совета по гуманитарному сотрудничеству.

В ходе проведения в 2005-2006 годах национальных годов России и Азербайджанав наших странах накоплен богатый опыт осуществления совместных мероприятий,посвященных самым разным сторонам жизни российского и азербайджанского обществ.Надеемся, что эти добрые традиции получат дальнейшее развитие.

Координация наших связей по межгосударственной линии осуществляется в рамкахдействующей российско-азербайджанской Программы сотрудничества в гуманитарнойсфере на 2007-2009 годы.

К перспективным направлениям сотрудничества относим, прежде всего,образование и науку. Недавно открытый в Баку филиал МГУ им. М.В.Ломоносова,Бакинский славянский университет, другие учебные заведения России иАзербайджана вполне могли бы стать площадками для осуществления совместныхпроектов в инновационных сферах, в частности, в области нанотехнологическихисследований. Для этого есть хороший повод – 2010 год объявлен в СодружествеГодом науки и инноваций.

Углублению доверия и взаимопонимания между нашими народами призваноспособствовать и взаимодействие в межрелигиозной сфере. Рассчитываем напродолжение полезного сотрудничества между Русской православной церковью иУправлением мусульман Кавказа.

Мы заинтересованы в последовательном расширении договорно-правовой базыгуманитарных связей. В повестке дня – заключение ряда двусторонних соглашений,в том числе по проблемам миграции, о создании и функционировании филиаловвузов, о сотрудничестве в области молодежной политики, в сфере туризма.

 

 www.1news.az

Поделиться:

Дата: