Почему в Грузии нет пророссийских элит?
Часть I.
Многие наблюдатели, анализируя ситуацию в Грузии, отмечают одну особенность Грузинской действительности: В условиях полного отсутствия антирусских настроений на бытовом, так сказать «Народном» уровне, в Грузии не только не сформировались влиятельные политические либо общественные элиты, тяготеющие к России, но, более того, подобных сил в политическом классе страны нет вообще а отдельные представители общественности, выступающие с пророссийских позиций, к сожалению, остаются маргинальным исключением, никак не влияющим на общий тренд и «Мейнстрим» политической и общественной жизни.
Действительно, многие Грузины, никак меркантильно не связанные с Россией, - у которых нет в России родственников, друзей, возможно никогда в России и не бывавшие (причём представители всех поколений), проявляют искренний интерес и симпатию к России, Российской культуре, радушно встречают Российских гостей. Иногда простодушно не замечая, что грузинское гостеприимство часто воспринимается людьми иной культуры как чрезмерно назойливое;
В то же время, как это не парадоксально на первый взгляд, Грузинские политики вот уже многие годы соревнуются друг с другом не в том, кто сможет сформировать и выдвинуть «Пророссийский политический проект», «Пророссийскую повестку дня» а в том, кто займёт более непримиримую позицию в отношении Москвы. Обвинение в «Пророссийскости» остаётся пугалом для всех грузинских политиков. В том числе даже самых уважаемых, профессиональных, умных и прагматичных.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -- - - - -
В чём же тут дело? Чем объяснить такое «противоречие?»
А на самом деле тут нет никакого противоречия, поскольку реально происходит смешение двух совершенно разных (по крайней мере в условиях Грузии) дискурсов: Межнационального и Национально - Государственного.
Конечно, никакого «Российско-Грузинского конфликта» в этнонациональном смысле, то есть в том понимании, как термин употребляется в связи с другими конфликтами на постсоветском пространстве - никогда слава богу не было, нет и быть не может. По нескольким взаимосвязанным причинам. В том числе и потому, что Россия, не только в политическом, но и в культурном смысле слишком грандиозна, многообразна, велика и масштабна во всех отношениях, чтобы, не смотря на все обиды, конфликт дошёл до «Микроуровня» и в каждом русском Грузины видели олицетворение своих национальных травм.
Однако это обстоятельство нисколько не влияет на Национально-государственный дискурс, который, с 1989 года, развивается по своим, столь же объективным законам.
Напомним вкратце, как развивались события с конца 80-х годов прошлого века: главным аргументом лидеров «Национально Освободительного Движения», ведущих страну к переломной трагедии 9 апреля 1989 года (когда в столкновении с частями внутренних войск СССР погибли десятки невинных людей) было то, что Москва («Кремль»; якобы тайно поддерживает сторонников отделения Абхазии и Южной Осетии от Грузии.
Конечно, упомянутые лидеры были не искренны - на самом деле они ставили другие цели и в любом случае пытались бы возмутить народ даже если бы вовсе не существовало подобных проблем. Однако, примечательно всё таки, что собрать людей на многотысячный митинг с «Антиимперскими» лозунгами они смогли именно в апреле 1989 года - после проведения в Абхазии, в селе Лыхны (18 марта 1989 года) многотысячного митинга Абхазского народа (Своеобразного «Вече»; на котором было принято обращение к руководству СССР об отделении Абхазской АССР от Грузинской ССР.
Общественным мнением Грузии это было воспринято однозначно: «Кремль Решил развалить Грузию, в том числе под соусом «уравнения в правах союзных и автономных республик». Абхазы и осетины несамостоятельны в своих действиях - им управляют, им приказывают из Москвы».
Последний тезис - основа основ всей проблемы Грузино-Абхазских и Грузино-Осетинских взаимоотношений. Дело в том, что не только грузинские политики, но и общественное мнение отказывалось и отказывается признать «субъектность» Абхазии и Южной Осетии, - они считаются лишь «Марионетками в руках кремля», бесспорно принимается тезис о том, что «Абхазы и Осетины действовали, действуют и будут действовать так, как им скажут из Москвы».
А из этой метальной установки прямо вытекает другой тезис: «Если они не соглашаются на компромисс с Грузией, - это значит, что просто не получали отмашку из кремля, - на самом деле единства и целостности Грузии не хотят в Кремле, - иначе, если бы в Москве хотели . . . да стоит России только захотеть, - сепаратисты сразу сдали бы свои позиции и согласились на возвращение в Грузию».
Все попытки некоторых политологов, аналитиков, наблюдателей, объяснить, что действительность сложнее и тоньше, что Россия, не смотря на всю её мощь и грандиозность, во многом тоже является заложником кавказских проблем и часто не может повлиять на процессы здесь, - не нанеся при этом себе слишком ощутимого и значительного вреда, - оставались и остаются абсолютно невоспринятыми не только политическим классом, но и обществом Грузии.
«Нас победили в Абхазии и Южной Осетии не Абхазы и Осетины и даже не северокавказские добровольцы, а Россия . . . . Россия может всё, если захочет . . . . стоит ей только Гаркнуть на Абхазских и Осетинских сепаратистов и . . . . .» - вид именно такого психологического конструкта приобретала ментальная особенность Грузинского восприятия России - то есть глубинная, исконно народная, во многом иррациональная вера в её всемогущество и непобедимость (кстати наглядно проявившееся во время войны в Августе).
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Проходили годы после поражения Грузии в войне с Абхазией (1993 год), но упомянутый общественно - психологический конструкт (соответственно и политическая установка политического класса) не менялась. Она лишь видоизменилась и грузинские политики начали задаваться резонным на первый взгляд вопросом «А почему собственно говоря Россия должна хотеть нам помочь? Каков резон вообще России помогать Грузии в сохранении либо восстановлении территориальной целостности?».
И ответ (изначально ошибочный -Г.К.) был найден. Причём не политическим только классом, но и обществом в целом: «Надо пойти на уступки России, надо согласится на максимальную интеграцию с ней, надо показать, что Грузия готова на любую степень кооперации во всех сферах и беспрекословное уважение российских интересов»
Откликаясь на этот «Мессидж» социума и политического класса, бывший Президент Грузии, Эдуард Шеварднадзе в 1994-1995 годах предпринял ряд беспрецедентных шагов.
Во-первых, Министрами Обороны, Госбезопасности и Внутренних Дел были назначены лица, прямо рекомендованные из Москвы. Этого, кстати, никто не скрывал не в самой Грузии, ни в Российской столице.
Министром обороны стал бывший заместитель по хозяйственной части Командующего Группой российских войск в Закавказье, Вардико Надибаидзе. Естественно, каждый свой шаг он согласовывал со своим прежним руководством, поскольку оставался кадровым российским военным а его сын продолжал служить в одной из Частей ГРВГ;
Министром госбезопасности, по рекомендации ФСБ РФ, Шеварднадзе назначил кадрового офицера КГБ СССР, Игоря Гиоргадзе - сына руководителя «Единой Компартии Грузии» Пантелеймона Гиоргадзе, выступающего за восстановление СССР.
Напомним: это тот самый Игорь Гиоргадзе, которого представители «Национально - Освободительного Движения» Грузии до сих пор обвиняют в убийстве лидера упомянутого движения - Председателя «Национал-демократической партии» страны, Георгия Чантурия.
Сейчас Игорь Гиоргадзе живёт в Москве, - он разыскивается Грузинской Генпрокуратурой за организацию этого и многих других «Ликвидаций», а также покушения на самого Шеварднадзе.
Министром Внутренних Дел страны стал Шота Квирая - командированный на этот пост прямо из МВД России.
Кроме того, в 1994 году Грузия стала единственной страной в Мире (!), которая на официальном уровне, устами своего лидера и МИД поддержала военную акцию Москвы в Чечне; Тбилиси согласился с тем, чтобы российские войска блокировали внешнюю границу Чечни с территории Грузии.
Эдуард Шеварднадзе принял решение о вступление Грузии в СНГ и ОДКБ, то есть военную организацию, созданную по инициативе России во многом в качестве противовеса НАТО. Естественно, о вступлении в североатлантический альянс, в те времена, ни один грузинский чиновник или влиятельный политик не говорил;
В 1994 году Грузия поставила вопрос о вступлении в рублёвую зону. Просьба была отклонена Москвой.
В следующем году, глава грузинского государства, Эдуард Шеварднадзе подписал с командующим пограничных войск России Генералом Андреем Николаевым договор о «Совместной охране Границ» - по сути означающий полный карт-бланш Российским пограничникам по охране внешних границ СНГ на грузинском участке. Причем не только на суше, то есть границе с Турцией, но и в Морской Акватории.
В те годы практика, когда иностранное судно задерживалось российским сторожевым катером в грузинских территориальных водах без всякого уведомления грузинских властей - считалась естественной и обычной.
После одного из таких задержаний, когда у Батуми Российские пограничники арестовали Украинский сухогруз, МИД Украины выразил Грузии протест за «Беспомощность при охране собственных границ»; а Тбилиси, по сути, в ответ промолчал.
В том же 1995 году, Эдуард Шеварднадзе и Министр Обороны России Павел Грачёв (То есть с одной стороны глава государства а с другой - министр обороны!) подписали договор о размещении в Грузии четырёх российских военных баз сроком на 25 лет. Грузия уступила России свои квоты обычных вооружений по парижскому договору «о сокращении обычных вооружений в Европе».
Однако Шеварднадзе приписал к договору условие Грузии как «Особое мнение договаривающейся стороны»: «Документ будет ратифицирован парламентом Грузии с условием, если Россия поможет в восстановлении территориальной целостности страны и возвращении грузинских беженцев в Абхазию».
Следует отметить, что хотя договор и не был ратифицирован, Российские войска реально простояли в Грузии (именно на основе упомянутого документа) до 2007 года.
Продолжение следует.
Георгий Калатозишвили, г. Тбилиси
Поделиться: