Один день из жизни Украины. 25.02.2009

Дата:
 

Проект Совместного заявления руководства Украины

 

На сайте правительства Украины опубликован проект Совместного заявления руководства государства о готовности к сотрудничеству c Международным валютным фондом.

Как отмечает Управление по связях со СМИ Секретариата Кабинета министров, этот документ утвержден на заседании правительства, подписанный премьер-министром Украины Юлией ТИМОШЕНКО, и.о. министра финансов Игорем УМАНСКИМ и передан на подпись в Секретариат Президента Украины и Национальный банк Украины.

СОВМЕСТНОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ

Продолжающееся ухудшение в мире экономических и финансовых условий продолжает негативно влиять на положение нашего государства. Даже в семи самых богатых странах ожидается сокращение экономического роста на 1,7 процента, чего не было с конца Второй мировой войны. Развивающиеся страны также чувствуют на себе последствия спада в индустриальных экономиках и беспрецедентного глобального финансового кризиса. Украина же особенно пострадала ввиду значительного снижения цен на сталь, отмены субсидий на импортируемый газ, отсутствия доступа к международному рынку капитала.

Особое беспокойство вызывает резкое ухудшение экономических условий в соседних государствах, некоторые из которых уже обратились за помощью к МВФ, а другие чувствуют все большее давление на свою национальную валюту.

Учитывая дальнейшее замедление экономического развития мы договорились объединить свои усилия и выполнить наш общий долг по обеспечению защиты украинского народа от ужасных последствий. Нация ждет, что ее лидеры смогут свести к минимуму негативное влияние кризиса, но критики и конкуренты пытаются использовать момент для укрепления своего имиджа. Но мы не можем позволить предвыборной политике углубить кризис, а потому обещаем положить конец нашим раздорам.

С самого начала кризиса мы действовали решительно для преодоления последствий кризиса. Мы обязались принять все меры и получили поддержку международного содружества. Достигнута договоренность о «стенд-бай» кредите от МВФ и получении финансовой помощи от Всемирного Банка и ЕБРР. Согласно договоренности с МВФ, последние события требуют коррекции экономической политики, но мы сохраняем наше твердое обязательство восстановить уверенность в нашей макроэкономической и финансовой стабильности. Наша пересмотренная экономическая политика имеет целью минимизировать макроэкономическое влияние текущего кризиса и создать предпосылки для восстановления экономического подъема и постепенного снижения инфляции.

В чрезвычайных условиях мы хотели бы обратиться к странам ЕС и других государств мира за финансовой помощью. Это позволит нам вести свою стратегию урегулирования кризиса, которую полностью поддерживает МВФ, другие финансовые институты, и одновременно минимизировать негативные последствия для общества в целом. В контексте этой стратегии мы обязываемся в дальнейшем развивать три ключевых сферы: налогово-бюджетную политику, которая бы отвечала доступному финансированию; последовательное введение гибкого обменного курса национальной валюты, чтобы смягчить для экономики влияние внешних потрясений; всеобъемлющую реструктуризацию банковского сектора, направленную на восстановление финансовой стабильности. Особый упор будет сделан на прозрачной скоординированной деятельности.

Сегодня мы подтверждаем нашу готовность действовать вместе решительно для восстановления доверия. Работа впереди не будет легкой, но мы верим в то, что общие действия помогут нам преодолеть кризис. Призываем оппозицию присоединиться к нам. (http://www.unian.net/rus/)

Украина-ЕС

"Восточное партнерство"

Депутаты Верховной Рады Украины и Европарламента надеются, что "Восточное партнерство" усилит отношения Украины с ЕС.

Как передает собственный корреспондент УНИАН в Брюсселе, об этом заявили на пресс-конференции сопредседатели Комитета парламентского сотрудничества Украина-ЕС Борис ТАРАСЮК (блок "НУ-НС") и Адриан СЕВЕРИН (группа социалистических партий, Румыния) после заседания Комитета.

"Восточное партнерство" должно перекрыть разрыв между политикой расширения и политикой соседства", - сказал Б.ТАРАСЮК.

Он также отметил, что в ходе заседания комитета стороны согласились с тем, что предложенная в рамках "Восточного партнерства" парламентская ассамблея ЕС-страны восточные соседи (EURO-NEST) должна стать дополнением к существующим формам парламентского сотрудничества, и, в частности, к деятельности Комитета парламентского сотрудничества, а не заменой этой работы.

В свою очередь, А.СЕВЕРИН, отвечая на вопрос о том, какую добавленную стоимость имеет Восточное партнерство для отношений ЕС с Украиной, отметил, что сам постоянно ставит такой вопрос перед Советом ЕС.

"Нам не нужны новые лейблы, нам нужна большая производительность", - сказал он. А.СЕВЕРИН отметил, что если "Восточное партнерство" сможет аккумулировать больше ресурсов для усиления отношений с Украиной, оно будет иметь положительный эффект. В то же время, румынский депутат выразил обеспокоенность по поводу спора в ЕС между сторонниками расширения сотрудничества с южными соседями и восточными соседями, отметив, что ЕС нужны хорошие отношения со всеми.

"Начинать фальшивое соперничество между двумя регионами - подрывать нашу внешнюю политику в целом", - отметил А.СЕВЕРИН.

Как сообщал УНИАН, 7 мая в Праге запланировано провести саммит инаугурации участников инициативы «Восточное партнерство». Однако окончательное решение относительно развития инициативы одобрят лидеры стран-членов ЕС на своем саммите 1 марта.

«Восточное партнерство» - польско-шведская инициатива, представленная в мае 2008 года и одобренная на заседании Европейского Совета (саммит глав государств и правительств стран - членов ЕС) в июне.

«Восточное партнерство» должно охватить 6 стран - соседей Евросоюза: Азербайджан, Армению, Грузию, Молдову, Украину и Беларусь.

В рамках программы "Восточное партнерство" шести бывшим советским республикам до 2013 года будет выделено 350 млн. евро дополнительной финансовой помощи. (http://www.unian.net/rus/)

ЕС: Кризис не должен мешать евроинтеграции Украины

КИЕВ, 25 февраля. Признание Украины кандидатом в члены Евросоюза содействовало бы бизнес-интересам Европы. Такое мнение, как передает «Новый Регион», высказал президент группы работодателей экономического и социального комитета Еврокомиссии Анри Малоз.

«Украина могла бы как можно быстрее стать кандидатом в члены ЕС», - сказал он в Брюсселе в ходе официальной презентации Федерации работодателей Украины на заседании группы работодателей экономического и социального комитета.

«Географически, культурно Украина является частью Европы. Бизнес всегда посылал четкий сигнал, что готов видеть Украину как члена Евросоюза», - также сказал Малоз.

Малоз подчеркнул, что кризис не должен стать препятствием для интеграционных движений. «Было бы глупостью закрыться в условиях кризиса. Дух Евросоюза направлен на его открытость», - заверил он.

В то же время Малоз отметил важность в условиях кризиса избегать принятия протекционистских мер. По его мнению, наиболее эффективными будут объединительные антикризисные решения, принимаемые большим количеством участников рынка.

В свою очередь президент Федерации работодателей Украины Юрий Бойко констатировал, что Украина за долгие годы подготовки к вступлению во Всемирную торговую организацию максимально снизила торговые барьеры. По его словам, украинские работодатели в большинстве своем готовы к конкуренции и не планируют прибегать к мерам протекционизма.

По его мнению, кризис может стать катализатором интеграционных процессов с ЕС.

«Но Украине важно войти в этот процесс без багажа, который может потянуть ее назад», - подчеркнул Бойко.

Напомним, вице-президент Европейской комиссии Гюнтер Ферхойген заявил, что российско-украинский газовый конфликт не повлияет на европейские перспективы Украины.

«Я не думаю, что те проблемы, которые возникли с поставками газа, могут иметь влияние на общую картину», - сказал Ферхойген.

Вице-президент ЕК отметил, что членство любой страны в ЕС зависит от ее политического и экономического потенциала. В то же время, такая страна должна разделять ценности Евросоюза.

«Политика Европейского Союза является абсолютно четкой: мы не являемся закрытым клубом, мы не пытаемся построить крепость, и мы не являемся закрытыми для других европейских наций. Наоборот, европейские нации, которые стремятся присоединиться и соответствуют установленным условиям, могут присоединиться к Европейскому Союзу. В этом и состоит наша политика «открытых дверей», - отметил Ферхойген. (http://www.rosbalt.com.ua/)        

 

Депутаты ВР хотят от Европы график перехода на безвизовый режим

 

Депутаты Верховной Рады Украины, члены Комитета парламентского сотрудничества Украина-ЕС считают, что соглашение о свободной торговле с ЕС должно быть сбалансированным.

Как сообщил собственному корреспонденту УНИАН в Брюсселе сопредседатель Комитета Борис ТАРАСЮК, соответствующая позиция была озвучена в ходе первого дня 12-го заседания Комитета в Брюсселе.

"Мы подчеркивали, что сторона ЕС должна стремиться к тому, чтобы, в конечном счете, соглашение имело сбалансированный характер, а не так, чтобы мы открывали свои рынки, а страны ЕС имели определенные ограничения для Украины", - сказал он.

В связи с этим Б.ТАРАСЮК отметил, что для Украины важно не то, когда будет подписано новое соглашение об ассоциации, которое будет включать в себя создание зоны свободной торговли, а содержательная часть соглашения.

"В нашем понимании, это соглашение должно содержать такие важные компоненты, как политическое секторное сотрудничество и вопрос зоны свободной торговли. Кроме того, для нас содержательная часть также должна означать согласие Европейского Союза на перспективу членства Украины", - сказал сопредседатель Комитета парламентского сотрудничества.

Он сообщил, что в первый день стороны также обсудили вопрос виз. Украинская сторона, в частности, привела примеры невыполнения европейскими партнерами действующего соглашения об упрощении визового режима. Кроме того, украинские депутаты высказались за выработку конкретного графика и механизмов для перехода на безвизовый режим поездок в ЕС для граждан Украины.

"В отличие от стороны ЕС, которая говорит, что этот процесс должен быть долгосрочным, мы считаем, что если долгосрочный до 2012 года, то для нас это подходит", - сказал Б.ТАРАСЮК.

Он также сообщил, что европейская сторона представила проект заключительного заявления и рекомендаций, а украинская - ряд своих замечаний и поправок. Среди них - поправки относительно последнего российско-украинского газового кризиса, функционирования парламентского измерения Восточного партнерства и ряд других.

Заключительный документ по итогам работы Комитета должен быть одобрен сегодня. (http://www.unian.net/rus/)

Пресс-конференция Кравчука


            Первый Президент Украины Леонид КРАВЧУК обещает, что он будет использовать все законные средства, чтобы отправить действующего главу государства Виктора ЮЩЕНКО в отставку.

Об этом он сказал на пресс-конференции в УНИАН.

"Я буду всеми способами, в рамках закона и Конституции, как я сделал это обращение (относительно отставки Президента - УНИАН), на основании статьи 109 Конституции, я ничего не придумал, Президент подает в отставку, буду действовать так, чтобы власть в Украине состоялась, чтобы она защищала интересы народа", - заявил Л.КРАВЧУК.

Он подчеркнул, что большинство людей в Украине считают, что В.ЮЩЕНКО должен уйти в отставку. По словам Л.КРАВЧУКА, это подтверждают и социологические опросы, и его личные контакты с людьми. Он повторил из своего вчерашнего обращения и другие аргументы в пользу отставки В.ЮЩЕНКО.

При этом Л.КРАВЧУК отметил, что у него "ничего личного, как кое-кто намекает, нет к Виктору Андреевичу", но очень сложная ситуация в стране не позволяет ему молчать.

Он убежден, что Президент должен честно аргументировать свою позицию, в чем заявление Л.КРАВЧУКА не соответствует действительности, а не говорить о каком-то нафталине, о каких-то танках. Это не ответ по существу, а поиск чего-то оригинального. "Стариков бросают под танки"... Ну что же, есть прекрасный кинофильм "В бой идут одни старики". И, кстати, выигрывают".

"А если Виктор Андреевич считает, что он - танк, то у меня большие сомнения. Танк, который не стреляет, он никому не нужен. То есть, есть вещи, которые нужно говорить сегодня серьезно, не прибегать к сомнительным аналогиям, аллегориям, которые, кстати, не всегда попадают в цель. И это нужно делать грамотно, в совершенстве, разумно и талантливо. А если не можешь - лучше помолчи", - заметил Л.КРАВЧУК.

В то же время, он подчеркнул, что больше обращаться к В.ЮЩЕНКО не будет: "это будет мое последнее обращение к Президенту В.ЮЩЕНКО. Больше обращений не будет. Мы будем думать, каким образом изменить ситуацию к лучшему".

Также Л.КРАВЧУК высказал мнение, что импичмент будет "крайним шагом по отношению к Президенту".

"Я не хотел бы чтобы, скажем, Виктор ЮЩЕНКО был подвергнут импичменту, и вся его деятельность за четыре года была буквально перечеркнута. Потому что импичмент это сокрушительный удар по президенту. Потому я обращаюсь в таком более гуманном режиме к президенту - подать в отставку и объявить досрочные президентские выборы. Это патриотический шаг Президента, мужественный шаг". Л.КРАВЧУК согласился с тем, что это очень нелегкий шаг, но поскольку он в свое время на него пошел, сегодня у него есть моральное право советовать действующему президенту подать в отставку. (http://www.unian.net/rus/)

Эксперты комментируют призыв Кравчука к Ющенко


            Политические эксперты преимущественно поддерживают идею о проведении досрочных президентских выборов в Украине.

Об этом они заявили, комментируя целесообразность и перспективы досрочных выборов Президента Украины, за которые вчера высказался первый Президент Украины Леонид КРАВЧУК.

В частности, директор Агентства моделирования ситуаций Виталий БАЛА отмечает, что досрочные президентские выборы, по его мнению, сейчас не ко времени. Осталось всего 9 месяцев до срочных выборов главы государства. И для страны лучше, чтобы они состоялись по графику. "К тому же нет серьезных оснований, чтобы идти на досрочные выборы. Потому что, все равно, не сбалансирована система, действует дуализм между правительством и институтом президентства", - отметил эксперт.

По словам В.БАЛЫ, он очень сомневается, что Виктор ЮЩЕНКО может добровольно уйти в отставку, несмотря на публичные предложения группы "Единого центра" о проведении одновременно досрочных президентских и парламентских выборов.

По убеждению эксперта, сейчас нужно отдать больше полномочий исполнительной власти, в частности Кабинету Министров, чтобы у него был тот инструментарий, позволяющий реализовать антикризисную программу. "Переформатирование полномочий в пользу Кабмина, который является коллегиальным органом и способен решать неотложные проблемы, было бы намного уместнее досрочных президентских выборов. А уже после выборов в 2010 году можно было бы говорить о конституционных изменениях", - считает В.БАЛА.

В то же время, директор PR-группы «Polittech» Тарас БЕРЕЗОВЕЦ отмечает, что вопрос досрочных выборов Президента представляется ему вполне логичным. "Не стоить напоминать, что для выполнения своих предвыборных обещаний В.ЮЩЕНКО получил уже больше четырех лет. У него было достаточно времени доказать свои менеджерские качества. Поскольку с последними все понятно, откладывание перевыборов превращается в трату времени", - сказал эксперт.

По его словам, "говорить о президентских шансах для В.ЮЩЕНКО - это из разряда фантастики. Доверие ни к одному из предшественников Виктора Андреевича не было таким мизерным. Леонид КРАВЧУК принял для себя непростое решение - пошел на досрочные выборы, которые он проиграл. Но Л.КРАВЧУК победил в главном - он показал себя не политиком, а государственным деятелем".

Т.БЕРЕЗОВЕЦ считает, что у В.ЮЩЕНКО "еще есть возможность оставить после себя в истории позитивный след. В конечном итоге, начало его президентства начиналось на мажорной ноте. Думаю, что он может достойно уйти. Иначе хорошей "финита ля комедия" не будет - ведь он рискует стать украинским Никсоном - президентом, в отношении которого была начата процедура импичмента. Правда, сам Никсон тогда ждать не стал - добровольно сложил с себя полномочия".

Президент Центра социальных исследований "София" Андрей ЕРМОЛАЕВ считает, что досрочные выборы действительно могут решить проблему эффективной власти. Это единственный легитимный механизм, позволяющий без потрясений выйти на более сбалансированный вектор. Но сугубо формальным путем объявить или принять очередной указ и таким образом выйти на выборы сложно, считает политолог. Для того чтобы выйти на более эффективный путь смены власти, нужно достичь определенного понимания ведущих элит бизнеса. "Особенность Украины - это как раз наличие мощного капитала. Консолидация крупного капитала - главная предпосылка успешного поведения власти", - считает А.ЕРМОЛАЕВ.

По его словам, срочно необходимо определить следующие параметры: внутренний финансовый, налоговый климат; требования к государству по защите и продвижению на внешних рынках; судьба валюты и включение в новые системы резервирования; наработка механизмов взаимокредитной поддержки и т.д.

А.ЕРМОЛАЕВ отмечает, что "разблокировать патовую ситуацию, существующую сейчас в парламенте и власти в целом, мог бы конституционный договор. Им можно было бы временно приостановить коалиционный механизм формирования правительства".

По словам эксперта, цель конституционного договора - создание условий для эффективной работы власти на время острого кризиса. "Его действие, по моему мнению, могло бы ограничиться одним календарным годом. В этом документе нужно закладывать параметры и требования по продлению политической реформы для формирования более сбалансированного парламента и единой исполнительной власти, реформирования местного самоуправления и проведения судебной реформы с определением сроков согласования и принятия необходимых законопроектов", - предлагает А.ЕРМОЛАЕВ.

Директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил ПОГРЕБИНСКИЙ считает, что разрешить главный конфликт во власти и прекратить споры могли бы досрочные президентские выборы. Это позволило бы государству сосредоточиться на какой-то совместной работе. Но такие досрочные выборы должны быть совместным решением основных политических сил в парламенте. По мнению эксперта, ссылка на то, что немного времени осталось до срочных выборов, безосновательна, потому что ситуация сложная. "Откладывать на год президентские выборы неуместно. Стоило бы ускорить процесс", - убежден М.ПОГРЕБИНСКИЙ.

При согласии Партии регионов и БЮТ и соответствующей политической воли для преодоления определенных трудностей это можно было бы это сделать, считает он. По словам М.ПОГРЕБИНСКОГО, "юридические основания для этого имеются. Механизмом может быть процедура импичмента Президента, или же вопрос отстранения от власти В.ЮЩЕНКО мог бы встать настолько серьезно, что он был бы вынужден добровольно уйти в отставку. Но это возможно, когда все основания для проведения импичмента подготовлены и процесс пошел. Неотвратимость такого процесса могла бы убедить Виктора Андреевича уйти с должности добровольно".

Директор Центра политического маркетинга Василий СТОЯКИН отмечает, что последнее заседание Совета национальной безопасности и обороны Украины наглядно показало, что Президент В.ЮЩЕНКО "не в состоянии осуществлять свою экономическую политику. Он способен только блокировать проведение экономической политики правительства. Однако в условиях кризиса лучше проводить ошибочную политику, чем не проводить никакой. Следовательно, единственный выход из этой ситуации - избавиться или от премьера, или от Президента".

Недавнее голосование в Верховной Раде, инициированное Партией регионов, продемонстрировало, что легитимного способа отправить правительство в отставку сейчас нет, говорит эксперт. Таким образом, остается только отход от дел В.ЮЩЕНКО. По словам В.СТОЯКИНА, есть три варианта отставки В.ЮЩЕНКО: добровольный уход с должности, импичмент, отмена «третьего тура» выборов 2004 года.

"Вряд ли действующий Президент готов к первому решению, - считает эксперт. - Даже сейчас, имея около 3% общественной поддержки, он не стесняется намекать на возможность своего участия в выборах. Импичмент затруднен прежде всего проблемами с согласованием между политическими силами перечня причин, достаточных для отставки Президента. Следовательно - остается судебное решение, которым должно быть отменено неправовое решение Верховного Суда Украины, в соответствии с которым был назначен так называемый «третий тур» выборов. (http://www.unian.net/rus/)

 

Обзор подготовлен Валерией Ромащенко (ИАЦ)

 

 

Поделиться:

Дата: