Колумбово яйцо или ларчик все-таки открывается

Дата:
 

 

 

         Судя по тому, как Премьер часто стал стучать по столу (наверное, по заданию), Правительство начало исполнение второй части Марлезонского балета, пардон,  Антикризисной программы, притом доселе невидимую часть для простого народа. Иначе как понять, что от прошлогодних вливаний 184 млрд. наших тенге и нынешних  4 млрд.  американских тенге,  экономика даже не шелохнулась. Вроде  бы отправили деньги в банки, а кредитов как не было, так и до сих  пор нет.

         Правительство спасает разорившиеся банки и такие же строительные компании. Как нам понимается, Правительство хочет быстрее решить эти проблемы: профинансировать банки и стройкомпании, по возможности решит проблемы  бедных «дольщиков» и  поскорее забыть это время как о страшном сне. На первый взгляд кажется все правильно. Системообразующие банки  надо спасать, ибо за ним вкладчики, недофинансированные проекты и может быть прогорают деньги «агашек и племяшек».  Некоторые стройкомпании тоже  надо спасать,  потому что они потом не выполнят взятые на себя обязательства перед дольщиками. Дольщиков обязательно надо спасать, ибо их,  при попустительстве Правительства стало очень  много. А то все это может вылиться в такое, мягко говоря,  народное негодование, что никому мало не покажется.

      Теперь напрашивается вопрос, достаточны ли эти меры.  На наш взгляд нет.  

         Сейчас  очень  много предлагают различные варианты выхода из кризиса.  Есть определенный набор инструментов. Первое, говоря простым языком, как можно больше вливать деньги в экономику. При этом большая часть этих средств должна пойти в реальный сектор, на создание новых рабочих мест. Второе, стабилизировать работу банковского сектора - своеобразных финансовых посредников.

         Наше  Правительство всеми правдами или неправдами вошло  в состав двух банков. Еще двоим, помогает финансами.

         Правда, здесь не понятно,  почему у нас системообразующих оказалось всего 4 из 36, а из региональных банков только  «Цеснабанк»  остался  в гордом одиночестве. В России 1300 банков и  их  некоторые региональные банки посильнее наших системообразующих.   

Посмотрим, как это делают в других странах.  В США и  в ряде других стран, когда убедились в не  целесообразности государственных вливаний, то допускали банкротства даже таких символов Америки со 100-летней историей, как Lehman Brothers.

          Или, вот Япония 90-годы решила не дать погибнуть никому: тогда появилось много так называемых зомби-банков. Япония до сих пор, уже почти двадцать лет, расплачивается за ошибки, которые были сделаны тогда.        Рефинансируя  внешние долги   банков, наша экономика ничего не получит. Как  пришли народные деньги из  Национального фонда из зарубежья, где  они хранились, туда же  уйдут обратно. Хорошо если быстрее решим проблему «дольщиков» - социальное обязательство государства.

         В период кризиса неизбежны банкротства. При этом гигантам   падать больнее. На случай защиты интересов народа существует система страхования вкладов.  Впрочем, есть одно преимущество кризиса. Он производит чистку от  балластов. Вместо них после создаются более эффективные структуры.   

         Как показывает история кризисов, фискальная политика не всегда  является эффективным оружием для борьбы со спадом. В условиях Казахстана, когда налоговые нагрузки на некоторых экспортеров сырья меньше, чем на пенсионеров, нет смысла давать налоговые послабления таким работодателям.  Увеличение госзакупок  тоже теряет смысл, когда элементарную скрепку для канцелярий сами не производим. Значит, имеющиеся средства предпочтительнее использовать  либо для финансирования  долгосрочных инфраструктурных проектов, либо для создания новых перерабатывающих мощностей, когда для этого есть все  предпосылки: сырье, незанятое население и т. д. То есть на подобные не кризисные вещи.  В условиях кризиса надо  больше думать о том, чтобы сохранить имеющиеся запасы на черный день. А если их тратить, то только на те  проекты, которые в будущем дадут реальные результаты.     

         Для нашего Правительства сдерживания инфляции всегда на первом месте. Нынешнее положение таково: приток валюты извне сократился, вливание средств в экономику минимальны, индексацию пенсии, государственных пособий не производим, печатный станок как другие страны не включаем, и т. д. Все это может привести к снижению потребительского спроса.  Вместе с тем сжатие потребительского спроса очень опасно. Впоследствии тяжело будет поднимать экономику.  Дефляционные процессы иногда имеют  необратимый и затяжной характер. Постоянно регулируя необоснованный курс тенге и без конца стерилизовывая экономику, мы получим падение потребительского спроса.

          Соседние  страны, быстрее девальвируя свои деньги, чем мы, имеют возможность поставлять удешевленную продукцию. А мы административными мерами, коих уже более, чем достаточно, без того  слабые отростки отечественных производителей  хотим загубить на корню. Обычно в рыночных странах  цены, кроме антимонополистов никто не регулируют,   в случае убытков государство  дотирует. Доходит до смешного, в нашей рыночной стране по супермаркетам  шастает «красная комиссия Швондера» и     пытается снизить цены.

         Между тем, в стране девальвация тенге прошла как «шоковая терапия» без учета последствий, как для народа так, и для экономики. Успокоили экспортеров, успокоились чиновники. Теперь можно исполнить бюджет без  напрягов. Хотя, можно было за те 6 млрд. долларов безболезненно провести плавную девальвацию.  Что поделаешь, власть своей непредсказуемостью  все больше дистанцируется  от своего  народа. 

         Средства Национального фонда, как уже отметили, пока не работают на экономику страны. В банках свободных кредитных ресурсов нет. В таких условиях недалеко до дефляции банковского кредита, за которым торчать уши конфискационной дефляции.  Эти явления настораживают.  Мало того, что  многократно возрастет безработица и еще,  имея  совокупный внешний долг, соизмеримый с ВВП страны, можно докатиться  черт знает куда.

         В кризисное время наблюдается процесс бегства к более сильной валюте. Однако, этот возрастающий «черный нал» также не  работает на экономику. Имеющиеся на руках населения «черный нал» не только теньговый, он  больше долларовый. Импортируемые  товары покупаются за доллары. За вырученные средства приобретаются недвижимость, автомобили  внутри страны за доллары. (Взятку дают тоже в долларах.) Одним словом, крутится внутри страны параллельная долларовая экономика.  По некоторым оценкам, «теневая экономика» у нас достигает  40%. Налицо отсутствия государственной программы по использованию  внутренних ресурсов  в целях уменьшения влияния «теневой экономики».

         Самая главная проблема-безработица.  Пол Кругман, нобелевский лауреат по экономике, считает, что  снижение уровня безработицы в США на 1% требует примерно $200 млрд. в год.  А, в Казахстане  есть программа по созданию рабочих мест и во что нам это обойдется? Читаем план Обамы и удивляемся, что там все расписано, вплоть до разработки нового вида аккумуляторов для массового производства и использования. Наше Министерство экономики и бюджетного планирования может что-нибудь планировать. Раньше был департамент бюджетного планирования в составе Минфина. Теперь создали целое Министерство, есть ли толк? До сих пор не разработана Государственная программа «Схема размещения производительных сил» в рамках Стратегии территориального развития Республики Казахстан. Имеем ли представление где, в каком регионе, какой завод надо строить?

         Ну, пожалуй, достаточно критики. Теперь предложения:

         Во-первых, в это трудное время нашим олигархам, а их намного больше, чем официально зарегистрированы в Форбсе,  надо нести солидарную ответственную с властью за будущее страны.  Надо начать субординированный бизнес. Если государство вкладывает народные деньги в их бизнес: банки, заводы и т. д. то им тоже надо вносить спрятанные свои деньги за рубежом, соизмеримо с суммой государства. Например, если государство дает кредит банку в размере 1 млрд. тенге, то хозяин или хозяева  этого банка из своих сбережений тоже должны дать 1 млрд. тенге.  И эти деньги в течении 5 лет не должны вывозится из страны. Все это можно предусмотреть в договоре. Тогда в стране появятся так необходимые  для экономики деньги и они надеемся будут ответственно использоваться.

         Во-вторых, пересмотреть Республиканский и местные бюджеты, бюджеты компании,  имеющие доли государства в уставных фондах, в плане экономии средств. Особенно в национальных компаниях. Например, управленческий  персонал АО «Қазақстан темір жолы» с 1998 года, когда объединились три железные дороги,  вырос с 7 тысячи до 20 тысяч единиц.

         В-третьих, пора государству самому создавать новые инновационные перерабатывающие предприятия «с нуля».  Проект соответствующего постановления Правительства   «Организация  100 производственных предприятий Казахстана на 2009-2012 годы»  на общую сумму 300 млрд. тенге нами подготовлен. Прилагается.

         Проект можно  оформить в виде госзаказа.  Он рассчитан на получение  большое количество рабочих мест.  Если создание одного рабочего места  в малом и средном бизнесе по разным оценкам составляет 500-600 тыс. тенге, то за 300 млрд. с учетом поставщиков сырья и смежников можно  обеспечить около полумиллиона казахстанцев работой. Каким будет социально-экономический эффект от запуска этих предприятий  можно посчитать после утверждения Перечня планируемых предприятии.

         Экономический «нострадамус» современности Михаил Хазин также предлагает  как одним выхода из кризиса создание механизма вложения денег в реальный сектор экономики: промышленность и сельское хозяйство.

         А также на эту тему были две статьи автора:  Народу - народное предприятие.   http://www.respublika-kz.info/ от 20 января, и «Путей много, выход один».  http://www.zona.kz/ от 9 февраля.

 

                                                  Сырым Мухаметжан

                  Заместитель Председателя Демократической партии «Адилет»

Поделиться:

Дата: