Россия, Москва

info@ia-centr.ru

«Тест-драйв» для гос-веб

17 Февраля 2009

Автор:

Теги:
«Тест-драйв» для гос-веб
 
 Кристина Быкова (Алматы)
 
 

В Казахстане представлены итоги проекта «Media-Testing». Основной целью проекта являлось тестирование государственных веб-сайтов на предмет полноты и качества предоставляемой информации. С ноября 2008 по январь 2009 годов были протестированы 70 веб-сайтов основных государственных органов.

В ответ на запросы журналистов чиновники часто отвечают: «Необходимую вам информацию вы можете найти на официальном веб-сайте.» Тем не менее, это не всегда так. Иногда невозможно не то, что найти информацию на сайте, иногда нельзя отыскать даже его адрес. Но сайты государственных органов, безусловно, являются источником информации. А вот насколько полным и необходимым показал проект «Media-Testing».

- Особенность проекта в том, что анализ государственных веб-сайтов проводился представителями средств массовой информации (СМИ), так как чаще всего с неполнотой информации сталкиваются именно журналисты, - поясняет Сауле Мектепбаева, директор программы «Правовая реформа» Фонда Сорос-Казахстан, который профинансировал проект. Инициатором проекта стал Международный центр журналистики MediaNet.

Методика тестирования государственных веб-сайтов была разработана с учетом стандартных международных требований к государственным сайтам и минимизирует субъективность оценки.

- Наше участие в разработке критериев было минимальным. Мы просто взяли результаты опросов журналистов и критерии, по которым проверяют веб-сайты профессионалы, «скрестили» их, в итоге получив критерии, которые отражают именно то, что важно для рядового пользователя, - говорит Евгений Саввин, проект-менеджер MediaNet.

Опросы журналистов показали, что наиболее важным критерием является доступность и обновляемость информации. Однако, как выяснилось, журналисты прибегают к такому полезному ресурсу, как сайт государственного органа, нечасто.

- Возможно, впервые в Казахстане так системно были проанализированы государственные сайты. Мы предполагаем, что, благодаря нашему проекту, повысится востребованность такого источника информации, как сайты государственных органов, - говорит Саввин.

Тестирование веб-сайтов проводилось в live-режиме, максимально открыто и прозрачно, то есть те, кто тестировал, сразу видели результаты. По ним в итоге были составлены рейтинги «лучших» и «худших» веб-сайтов государственных органов. Тройка лидеров лучших веб-ресурсов выглядит следующим образом: Агентство Республики Казахстан по регулированию естественных монополий (128 баллов), Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан (127 баллов) и Счетный комитет Республики Казахстан по контролю за исполнением республиканского бюджета (117 баллов). Худшим веб-ресурсом признан сайт Акимата Атырауской области, который на момент тестирования просто не открывался.

- Основное направление проекта было не критическое, а конструктивное. Необходимо было привлечь внимание СМИ и общественности к «электронному правительству» и придать импульс развитию информационного пространства. Государственные органы по-разному отреагировали на критику, но, в основном, вполне конструктивно. Многие говорили, что примут наши замечания и постараются исправить имеющиеся недостатки веб-ресурсов, - заявляет Евгений Саввин.

В тестировании участвовало около ста журналистов. Среди критериев были: полнота предоставляемой информации, обновляемость, функциональность, соответствие рубрик, языковой баланс (соответствие русской и казахской версий) и другие. Итоги тестирования подтверждают необходимость принятия закона «О доступе к информации», считает Сауле Мектепбаева. Информация, предоставляемая веб-сайтами государственных органов, хаотична и не всегда полна. То есть один сайт госоргана может предоставлять один объем и формат сведений, скажем, о руководителе, а второй - совершенно другой. Отсутствие единой системы значительно осложняет работу главным потребителям информации - журналистам.

Законы «О доступе к информации» или подобные им, существуют во многих странах. Они позволяют потребителю определить, какую информацию он должен искать на веб-сайте, а какую ему обязаны предоставить в письменном виде. Такого закона не существует, кажется, только в Казахстане. И отсутствие нормативов позволяет достаточно своеобразно трактовать словосочетание «полнота информации».

- Соблюдение обязательств по размещению информации на официальных сайтах имеет принципиальное значение, так как оно обеспечивает прозрачность деятельности государственного органа, и снимает необходимость обращения с запросами, - отмечает Сауле Мектепбаева.

В процессе тестирования были проведены тест-звонки по указанным на веб-ресурсах телефонам. Стоит заметить, что ответ на звонок был, не всегда адекватен, особенно в центральных госорганах. Иногда журналистов «отсылали» в другой отдел, как это происходит в жизни реальной, подчас совсем не отвечали или банально бросали трубку.

Следующим пунктом проверки было соблюдение языкового баланса. Почти на всех сайтах предоставлены версии на русском, казахском и английском языках. Однако не на всех ресурсах казахская версия совпадала с русской, а на некоторых она даже не открывалась, как, впрочем, и английская. Также иногда на запрос, отправленный на русском языке, отвечали на казахском.

Проблемной сферой для почти всех веб-ресурсов оказались аналитика и статистика. Ни того, ни другого не представлено в достаточной мере. И, тем не менее, сайты антимонопольщиков, аграриев и других приятно удивили тех, кто занимался их оценкой. Некоторые веб-сайты, как например, у МВД, акиматов Восточно-Казахстанской области, Астаны оказались очень современными и удобными.

С 2005 года, как известно, стала активно разрабатываться программа электронного правительства, поэтому некоторые сайты - «первопроходцы» морально устарели. Но это вовсе не значит, что более «свежие» сайты чем-то лучше. Да, они в любом случае современнее и красивее, но это еще не гарантия их качества.

- Мы не делали скидку на то, что сайт появился недавно. Нам звонили и говорили, что, мол, «недавно сайт появился и не успели еще сделать казахскую версию, а сегодня сделали, протестируйте нас еще раз». Но мы исходили из того, что всё необходимое должно быть на сайте на момент тестирования, - объясняет Василина Воркова, проект-менеджер MediaNet.

В оценке сайтов государственных органов кроме журналистов могли участвовать все желающие. Как только сообщение о старте проекта прошло в прессе и других средствах массовой информации, в офис MediaNet потянулись люди самых разных профессий и возрастов. Тестировать сайты оказалось интересно не только журналистам.

Одним из критериев оценки было наличие информации о тендерах и конкурсах, проводимых государственным органом.

Впрочем, как показал анализ результатов тестирования, многие госорганы достаточно регулярно обновляют информацию на сайте. Навигация и дизайн - тоже были среди критериев, хотя, как показал предварительный опрос - это не приоритет для пользователей.

По словам организаторов проекта, от госорганов уже поступает обратная связь. Так некоторые госорганы были крайне недовольны тем, что их сайты заняли низкие места в итоговом рейтинге. Другие звонили и заверяли, что такой проект очень важен, так как наконец-то они получили оценку целевой аудитории. Практические все госорганы попросили MediaNet выслать рекомендации по улучшению их сайтов - и это, пожалуй, главный итог проекта.

ОАЗИС


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение