Премьер-министр Армении Тигран Саркисян. Интервью «Интерфаксу»

Дата:

Премьер-министр Армении Тигран Саркисян. Интервью«Интерфаксу»

 

 

Мониторинговая комиссия ПАСЕ приняла проект резолюции,который, мягко говоря, не столь благоприятен для Армении. Как Выпрокомментируете это, с учетом того, что впервые в международном документеговорится о наличии в Армении политзаключенных?

Наши политические лица достаточно комментировали этотвопрос. Сейчас идет интенсивная работа нашей делегации. Я думаю, что этотпереговорный процесс завершится на понимании позиции армянской стороны. А оценкутого, есть в Армении политические заключенные или нет, можно дать только лишьпосле окончания судебного разбирательства, которое сегодня проходит. Всоответствии с теми демократическими канонами, которых придерживаются нашиевропейские коллеги, давать подобные оценки преждевременно, тем более когдапроцесс находится в судебной инстанции. Это нецелесообразно, потому что этобудет означать давление на суд. Поэтому в какой-то степени сегодня надо бытьочень осторожными в оценках.

Оппозиционные силы республики заявляют, что судебныйпроцесс по так называемому "Делу семерых" (суд над экс-главой МИД иоппозиционными депутатами) является политической расправой. Как Вы думаете,повлияет ли отрицательный для оппозиции приговор суда на вопрос приостановленияправа голоса Армении в ПАСЕ?

Внутриполитические решения мы должны решать, исходя изинтересов Армении, а не интересов внешних сил. Если эти интересы совпадают, тослава Богу, а если эти интересы не совпадают, то, конечно, приоритетом являютсяинтересы нашего народа, нашей страны. На этой позиции и будет строиться нашаполитика. Никакие силовые давления не могут быть эффективными и не могутпривести к успеху, потому что если сегодня поддаться внешнему давлению, тозавтра это внешнее давление будет оказываться с другой целью и наша странабудет управляться не из Армении, а извне. Поэтому мы должны противостоять любымполитическим давлениям.

Представители официального Баку выражали озабоченностьтем фактом, что Минская группа ОБСЕ по урегулированию нагорно-карабахскогоконфликта работает не особенно продуктивно. Согласны ли Вы с такой оценкой исчитаете ли возможным в будущем пересмотр переговорного формата?

Этот вопрос я обсуждал с господином Чейни в Вашингтоне, атакже с Кондолизой Райс. Я получил четкий ответ: они считают, что это наиболееэффективный механизм и они всячески поддерживают Минскую группу и что у нихесть полное взаимопонимание с российскими коллегами в рамках Минской группы.

К.Райс мне прямо сказала, что она беседовала с российскимиколлегами по вопросу Минской группы и в этом плане есть полное понимание. Этоозначает, что и американская, и российская, и французская стороны считают этотформат наиболее приемлемым и эффективным. Я думаю, что мы должны согласиться сэтими оценками, потому что они соответствуют нашим оценкам.

На фоне активизации решения карабахского вопроса оченьмного говорится об уступках. Какова та планка уступок, через которую Армения"не перепрыгнет"? И к чему могут привести эти уступки, особенновнутри страны, возможен ли раскол?

Я не думаю, что это может привести к расколу внутри страны,потому что наша позиция такова, что любое решение, прежде всего, должно бытьприемлемо для Нагорного Карабаха и его жителей. С этой точки зрения, еслирешения не будут приемлемы для народа Нагорного Карабаха, то они будутнеприемлемы и для нас. Поэтому, учитывая нашу позицию, это не может привести ник каким внутренним разногласиям и распрям.

Считаете ли Вы реальным установление дипломатическихотношений с соседней Турцией без предусловий? Какие положительные иотрицательные эффекты возымеет открытие армяно-турецкой границы на экономикуАрмении?

На сегодняшний день переговорный процесс с турецкимиколлегами идет очень эффективно. Министерство иностранных дел также прилагаетдостаточно много усилий в этом направлении. В армяно-турецких отношениях естьсущественное продвижение. Я считаю достаточно реалистичным установлениедипломатических отношений с Турцией.

Это в интересах Армении, чтобы с соседями были бы нормальныедобрососедские отношения, в том числе и с Турцией, и с Азербайджаном. Это винтересах нашей страны, мы должны продолжать переговорные процессы, мы должнысуметь наладить добрые отношения и с Азербайджаном, и с Турцией.

Что касается открытия границ, то если у вас с соседямисуществуют добрые политические и экономические отношения, то ничегоотрицательного в открытии границ не может быть. Только положительное.

Есть опасения, что после открытия границы дешевыетурецкие продукты и сырье хлынут на армянский рынок и экономика Армении войдетв тупиковый этап.

Вы знаете, как показывает наш опыт, и не только опытАрмении, но и других стран, то такие крайние оценки никогда не оправдывались.Когда мы 10 лет тому назад допустили на наш рынок банк HSBC, то были точнотакие опасения, что это транснациональная корпорация, она съест все остальныекоммерческие банки Армении, что наши банки не конкурентоспособны, но все этиопасения не оправдались.

Точно так же не оправдаются те опасения, что начнетсятурецкая экспансия в экономике Армении и что наши предприятия потеряют своюконкурентоспособность. Я думаю, что наоборот - наши предприятия получат большойфронт для своей деятельности и конкурентоспособность армянской экономики резкоувеличится в результате открытия дороги.

Когда, по Вашему мнению, могли бы быть созданы совместныепостоянно действующие вооруженные силы быстрого реагирования на внешние военныеугрозы, инициатива о создании которых была высказана на неформальном саммите вКазахстане?

Чем раньше, тем лучше. Это зависит от совместной работы снашими коллегами.

Насколько реально введение единой валюты на рынках СНГ, икаковы шансы рубля стать этой валютой?

Пока что говорить о единой валюте, рано потому, что доединой валюты еще надо создать единое экономическое пространство, единые каноныдля работы инфраструктур, таможни, бюджетная политика должна быть согласована,валютное законодательство должно быть приведено в единое поле. Это достаточносложная работа, которую еще надо проделать.

И после того, как будет создано законодательное поле, ещенадо обеспечить, чтобы экономики стран соответствовали тем критериям, которыебудут зафиксированы в соглашениях. Так что, это не вопрос скорого решения и ядумаю, что на это еще придется потратить достаточного много времени.

Ранее энергетические компании Армении заявляли о большихпланах по развитию генерирующих мощностей в стране, о возможности экспортаэлектричества в Турцию и Иран. Кризис как-то сказывается на этих планах?

Нет, наоборот. Эти проекты приобретают во время мировогофинансового экономического кризиса большую актуальность. Есть заинтересованныеинвесторы и заинтересованность стран, поэтому эти проекты становятся болеереалистичными.

Армения планирует строительство новой АЭС. Объявлен литендер по выбору управляющей компании и на каких условиях? Какой будетструктура инвестиций проекта? Допускаете ли Вы возможность передачи инвесторудоли в будущей станции?

Правительство уже приняло соответствующее решение пообъявлению тендера на управляющего. Мы одобрили также проект закона, которыйнаправлен в Национальное Собрание. Мы не исключаем возможность участия и другихинвесторов, кроме Армении. Мы заинтересованы в участии наших российских коллеги других частных инвесторов. Если они проявят интерес, то мы не исключаем ихвозможного участия.

Расскажите, пожалуйста, о процессе переговоров построительству железной дороги из Ирана в Армению и автомагистрали из Еревана вБатуми. Во сколько это обойдется армянской стороне и какие дивиденды Арменияполучит по завершении этих проектов?

Что касается вопроса строительства дороги на север до портаБатуми, то этот проект разрабатывает Евразийский банк. Мы вели переговоры сгрузинскими коллегами - премьер-министром и президентом Грузии. Оба они далиположительную политическую оценку этому проекту, что важно для Азиатского банкаразвития. Мы надеемся, что в скором будущем Азиатский банк представит нампроект и его стоимость.

Что касается переговоров по строительству железнодорожногосообщения Север-Юг, то предварительные материалы нам представили австрийскиеколлеги, по какой линии целесообразно строить железную дорогу. Пока что работапродолжается. В конце этого месяца нам будут более детально представленырасчеты. Со странами-партнерами тоже ведутся переговоры о возможном их участиив этом проекте как на государственном, так и на частном уровне - участиичастного сектора. Надеемся, что к нашему проекту будет интерес.

Что касается дивидендов, то, в первую очередь, это повыситнадежность и устойчивость нашей экономики. Если мы сможем построить железнуюдорогу, которая свяжет юг и север, то очевидно, что от этого выиграет нашаэкономика - и горнообрабатывающая промышленность, и все другие сферыжизнедеятельности на южном направлении. То есть, это и политический, иэкономический проект.

Армения начала процесс по присоединению кроссийско-казахстанскому "Международному центру по обогащению урана".На какой стадии он сейчас? Когда, по вашей оценке, Армения может статьполноправным членом МЦОУ?

В прошлом году мы создали российско-армянское урановоесовместное предприятие и работы здесь ведутся достаточно интенсивно. После тогокак будут подведены предварительные оценки геолого-разведывательных работ,когда будут уточнены объемы урановых запасов на территории Армении, тогда ужебудет легче говорить о перспективах развития этого направления в целом.

Приступило ли уже к разработке месторожденийроссийско-армянское урановое СП и как Армения будет использовать уран?

Да, к разработке уже приступили. Однако, пока у нас еще нетрезультатов первого этапа работ по оценке запасов.

Сырье должно быть отправлено на переработку в соответствии смеждународными конвенциями и договорами, поскольку есть достаточно серьезнаярегламентация деятельности предприятий, которые заняты как разработкой сырья,так и его переработкой. В рамках армяно-российско-казахстанских переговоров всебудет выяснено.

 

Поделиться:

Дата: