Качество жизни: стратегия роста
Главными приоритетами государственной политики нашей республики в соответствии с установками Президента страны были и остаются развитие человеческого капитала и повышение качества жизни населения. Реализуемые в этих целях программы Правительства направлены, прежде всего, на сохранение занятости и повышение уровня доходов, социальную защиту наиболее уязвимых категорий населения. Даже в условиях разразившегося мирового финансового кризиса государство не отказалось от соцподдержки своих граждан. Напротив, принимает все меры к тому, чтобы неуклонно повышать благосостояние всех казахстанцев. Свидетельство тому - и итоги прошлого, достаточно непростого года.
Социальная поддержка
В прошедшем году расходы государства на соцобеспечение и социальную помощь составили 566,5 миллиарда тенге, что на 22,5 процента больше по сравнению с 2007 годом и в три раза выше по отношению к 2003-му. Растущее финансирование соцпрограмм позволило повысить уровень социальных выплат для всех категорий получателей. К примеру, минимальные размеры пенсионных выплат из солидарной системы (с учетом базовой пенсии) составили 12,7 тысячи тенге, средние - 18,4 и максимальные - 26,7 тысячи. При этом средние размеры за последние пять лет увеличились почти в два раза. Кроме того, около 150 тысяч человек стали получать пенсии из накопительной пенсионной системы.
Средние размеры государственных соцпособий по инвалидности от общего заболевания выросли с 4 271 тенге в 2003 году до 12 514 тенге в 2008-м. Дополнительным источником доходов для инвалидов - участников системы обязательного соцстрахования - стали социальные выплаты из АО "ГФСС". В истекшем году их среднемесячный размер составил 4,8 тысячи тенге. У лиц, потерявших кормильца, размеры пособий на одного иждивенца достигли 11 315 тенге, или увеличились более чем в два раза по отношению к 2003 году.
Восстановлены пособия для лиц, относящихся ко Второму списку. В прошлом году их размер составлял восемь месячных расчетных показателей (МРП), или 9 344 тенге. Более одного миллиона человек получили специальные госпособия в размерах от одного до 15 МРП в зависимости от законодательно определенного статуса той или иной категории получателей.
В два раза (до 35 040 тенге) увеличены единовременные пособия на рождение ребенка, в 1,6 раза - ежемесячные пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года (от 5 840 тенге на первого ребенка до 7 582 тенге на четвертого и более детей). Данные средства получили около 350 тысяч семей.
Начиная с первого января 2008 года, введено страхование по беременности и родам и по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года. На выплаты связанных с этим пособий из АО "ГФСС" израсходовано более 25 миллиардов тенге.
Таким образом, социальные выплаты из республиканского бюджета ежемесячно и своевременно получали 4,3 миллиона человек, или около трети населения страны.
Кроме того, для поддержки малообеспеченных семей местным исполнительным органам были дополнительно выделены 1,1 миллиарда тенге на оказание адресной социальной поддержки, 1,7 миллиарда - на выплату детских пособий, 3,6 миллиарда - на представление жилищной помощи. Это позволило оказать дополнительную соцпомощь более чем одному миллиону казахстанцев.
Совершенствуя рынок труда
Возможности соцобеспечения и соцподдержки, в конечном счете, зависят от состояния трудовой сферы. Поэтому самой действенной социальной политикой была и остается политика занятости населения. В этой связи деятельность Министерства труда и социальной защиты населения направлена в первую очередь на снижение уровня безработицы и соцзащиту безработных, а также на их возвращение в "пул работающих".
За отчетный период создано 238,2 тысячи рабочих мест и более десяти тысяч социальных рабочих мест; трудоустроены 216,6 тысячи человек, или 87,3 процента лиц, обратившихся за содействием в данном вопросе. Завершили обучение и переподготовку 26,4 тысячи безработных, 100,7 тысячи человек приняли участие в общественных работах.
Для сокращения молодежной безработицы в большинстве регионов использовалась молодежная практика. Более сорока процентов выпускников учебных заведений, принявших участие в данной акции, трудоустроены. Проведено около тысячи ярмарок вакансий, по итогам которых работу получили почти 27 тысяч человек.
Важная часть нашей деятельности касается предупреждения сокращения рабочих мест, а также связанных с этим увольнений. В соответствии с поручением Главы государства, Правительством создана межведомственная рабочая группа, которая анализирует динамику производства и влияет на ситуацию на рынке труда, несколько обострившуюся под воздействием мирового кризиса. Министерство совместно с Федерацией профсоюзов РК и НЭП "Союз "Атамекен" инициировало заключение меморандумов с крупными компаниями по сохранению рабочих мест и предотвращению массового высвобождения работников.
К настоящему времени подписано уже 434 меморандума, направленных на максимально возможное использование работодателями мер, предусмотренных трудовым законодательством. Это введение режима неполного рабочего времени; временный перевод работника на другую работу с выплатой не менее двух третей среднемесячной зарплаты по прежней работе; выплата компенсации в размере не менее пятидесяти процентов от заработной платы в случае приостановки производства и вынужденного простоя.
Итоги показательны: около 25 тысяч человек, подлежащих высвобождению на 331 предприятии, переведены на другую работу либо на неполный режим занятости, или отправлены в отпуск с выплатой компенсации, но с сохранением рабочих мест. Кроме того, для смягчения социальных последствий потери работы, наряду с адресной соцпомощью, начали использоваться возможности соцстрахования (средний размер соответствующих ежемесячных выплат превышает 22 тысячи тенге).
Еще один блок наших задач касается развития трудовых ресурсов. К сожалению, надо признать, что в настоящее время рынок труда в стране не сбалансирован: при наличии безработицы сохраняются вакансии (14-15 тысяч единиц ежемесячно). Это связано с несоответствием качества и профессионально-квалификационной структуры рабочей силы потребностям работодателей, а также с низкой трудовой мобильностью трудовых ресурсов. Не хватает в первую очередь квалифицированных кадров. Речь идет о врачах, учителях, инженерах, менеджерах. В большом дефиците - токари, фрезеровщики, механики, инструментальщики. Учить некому и учиться не у кого. С одной стороны, безвозвратно ушло целое поколение специалистов, с другой - слаба система профобразования.
Существующий дефицит трудовых ресурсов становится основанием для привлечения иностранных специалистов. Однако это лишь частично решает проблему. Анализ мировой практики свидетельствует о том, что решение проблемы нужно увязывать с развитием человеческого капитала и созданием необходимых условий для достойного труда. Знаковым событием в этом отношении стало проведение 22 августа 2008 года в городе Рудном (Костанайская область) с участием Главы государства международного Трудового форума по государственно-частному партнерству в формировании конкурентоспособных кадров.
Система социального партнерства
Значимым направлением работы остается развитие системы социального партнерства. И здесь нельзя не отметить важность состоявшегося в январе 2008 года в городе Жезказгане с участием Главы государства республиканского Форума по социальной ответственности бизнеса, на котором подписано Соглашение между министерством и социально ориентированными бизнес-структурами по продвижению принципов Глобального договора ООН в сфере социально-трудовых отношений.
В подписанном документе определены основные индикаторы социальной ответственности бизнеса: оплата труда, его охрана и безопасность, профподготовка, переподготовка, повышение квалификации; квота приема на работу молодежи (не менее пяти процентов от штатной численности работающих), обязательное профилактическое лечение работников с расходами на одного человека не менее двадцати тысяч тенге в год; ведение прозрачного бизнеса, разработка системы и методики управления корпоративной этикой, формы социальной отчетности.
Инициированная Главой государства на форуме акция "Заключите коллективный договор" оказалась весьма продуктивной: на первое января нынешнего года количество соответствующих документов уже превысило сорок тысяч. Если в начале прошлого года системой колдоговоров было охвачено каждое десятое из действующих предприятий, то сейчас - каждое четвертое.
Кроме того, развитие получила практика заключения меморандумов и соглашений по соцответственности бизнеса между местными исполнительными органами и работодателями. Более четырех тысяч таких документов, появившихся с начала года, предполагают социальное инвестирование на сумму около семидесяти миллиардов тенге. А это заметно повлияет на развитие регионов в части возведения новых школ, учреждений здравоохранения, объектов культуры, спорта и соцзащиты, поддержки малообеспеченных граждан.
В целях поддержания усилий социально ориентированного бизнеса указом Президента республики объявлен конкурс "Парыз". Анализ материалов, представленных участниками, а это около трехсот предприятий и объединений, свидетельствует о значительном внимании соцпартнеров к сохранению рабочих мест, повышению квалификации работников, организации их отдыха, содействию в решении жилищных и иных социальных проблем.
Миграционная политика
На улучшение обеспечения потребностей экономики в рабочей силе, повышение мобильности трудовых ресурсов направлена и реализация государственной миграционной политики. За годы независимости наша республика стала активным участником мировых миграционных процессов, что во многом связано с устойчивым экономическим ростом и повышением уровня жизни; отсутствием межнациональных конфликтов; выгодным геополитическим положением и малой плотностью населения, проживающего на обширной территории.
Центральное место в миграционной политике занимает регулирование этнической миграции. Начиная с 1993 года, переселение оралманов регулируется установлением квоты иммиграции, которая в последнее время (2005-2008 годы) составляла 15 тысяч семей ежегодно. С 2009 года, в соответствии с поручением Главы государства, она увеличена до двадцати тысяч.
На протяжении всех лет государство оказывало оралманам необходимую соцпомощь и поддержку. Им обеспечена доступность медобслуживания, образования и соцобеспечения; они отнесены к одной из целевых групп, в отношении которых применяются меры содействия занятости. Более 66 процентов этнических иммигрантов трудоспособного возраста заняты в различных сферах производства.
Характерная особенность последних лет - активизация внутренней миграции. В процессы межобластной и внутриобластной миграции в 1991-2007 годах оказались вовлечены более 4,7 миллиона человек. К настоящему времени численность внутренних мигрантов стабилизировалась на уровне трехсот тысяч человек в год. Основная их часть - сельское население.
Внутренняя миграция связана с сохраняющимися диспропорциями в региональном развитии и общей закономерностью расширения современных секторов экономики (промышленность, городское строительство, сфера услуг) за счет традиционных (сельскохозяйственных) с низкой производительностью и низким уровнем оплаты труда. При этом, однако, внутренние мигранты имеют весьма низкие адаптационные возможности, их перемещение происходит преимущественно стихийно, что ведет к напряжению на рынках труда, трудоизбыточности в одних регионах и дефициту рабочих рук в других.
Инструментом быстрого реагирования на трудовые потребности в условиях глобализации стала внешняя трудовая миграция. Для защиты внутреннего рынка труда и интересов местного персонала, минимизации ущерба занятости и заработкам граждан республики Правительство устанавливает и контролирует соблюдение квоты на ввоз иностранной рабочей силы, проводит политику замены зарубежных специалистов местными кадрами (в 2008 году квота составила 132 тысячи человек, фактически привлечено около шестидесяти тысяч).
С июня 2008 года вступили в действие новые Правила определения квоты, условий и порядка выдачи разрешений работодателям на привлечение иностранной рабочей силы. Документом упрощается порядок выдачи соответствующих разрешений, вводится балльная оценка квалификационных характеристик привлекаемых зарубежных работников, персонифицируется разрешение на их привлечение.
Важная особенность новых Правил - уточнение обязательств инвесторов по профподготовке, переподготовке и повышению квалификации местных кадров для дальнейшей замены ими иностранцев. По состоянию на первое декабря 2008 года на предприятиях, привлекающих зарубежных специалистов, соответствующие процессы коснулись более пятидесяти тысяч наших граждан, 2,3 тысячи иностранных работников заменено казахстанскими.
В целях легализации и уменьшения давления на внутренний рынок труда подписан ряд соглашений с приграничными государствами (Кыргызстан, Россия, Таджикистан) по привлечению и использованию иностранной рабочей силы (в том числе для участия в сезонных работах). Для улучшения условий адаптации и интеграции этнических мигрантов и упорядочения внутренней миграции по поручению Главы государства разработана и утверждена программа "Нурлы кош". Ее цель - рациональное расселение этнических казахов и граждан Казахстана, проживающих в неблагоприятных районах страны, в интересах демографического и социально-экономического развития регионов и реализации потенциала участников.
Есть проблема!
К сожалению, наряду с позитивными изменениями, имеется в социально-трудовой сфере и ряд острых проблем, первая из которых - высокая чувствительность национального рынка труда к внутренним и внешним факторам движения трудовых ресурсов. Она проявляется в несбалансированности спроса и предложения на рабочую силу как по количеству, так и по качеству; сохранении относительно высокого уровня безработицы; в высокой доле занятости в трудоемких и низкопроизводительных отраслях (31,2 процента из общего числа занятых приходится на долю сельского хозяйства) и доле самостоятельно занятого населения (34 процента от численности занятого населения в 2008 году, в том числе 1,3 миллиона человек, занятых на личном подворье). Нельзя не отметить и низкое качество рабочей силы (из общей численности занятых 26,8 процента составляют лица с высшим образованием, 37,7 - со средним специальным, 35,5 процента имеют среднее общее образование).
Основным инструментом регулирования трудовых отношений в условиях рыночной экономики выступают коллективные договоры. Основанные на партнерстве и взаимодоверии участников трудовых отношений, они позволяют четко определить обязательства сторон и привлечь работников к решению производственных и социальных вопросов. Но, к сожалению, эта система очень медленно внедряется в сфере малого и среднего бизнеса. К настоящему времени колдоговоры имеет лишь каждое пятое малое предприятие.
Есть проблемы и во внедрении стандартов безопасности и охраны труда. На сегодня лишь немногим более трех процентов предприятий промышленности внедрили систему МОТ-СУОТ 2001. И это становится причиной многочисленных нарушений трудовых прав граждан. Только в прошлом году госинспекторами труда в ходе проведенных проверок выявлено 104 тысячи нарушений, из них 53,1 процента - нарушения законодательства о труде, более 45 - нарушения требований по обеспечению безопасных условий труда.
Относительно низким остается уровень оплаты труда, особенно у работников бюджетной сферы, сельского и лесного хозяйства. Неадекватны сегодняшнему уровню жизни размеры пенсионных и социальных выплат. Рост реальных доходов населения сдерживает повышение индекса потребительских цен. Дальнейшего совершенствования требует механизм оценки уровня бедности и порога социальной поддержки отдельных категорий населения.
Решение обозначенных проблем и выполнение государством принятых на себя социальных обязательств по дальнейшему повышению благосостояния населения страны в непростых условиях сегодняшнего дня положены в основу стратегического плана министерства на 2009-2011 годы. В отличие от традиционного планирования развития областей социальной защиты, он предусматривает целевой подход к управлению социальными рисками, вызывающими уязвимость человека или категорий населения при наступлении неблагоприятных обстоятельств - традиционные меры соцзащиты становятся инструментами в механизме преодоления социального неблагополучия.
Анализ текущей ситуации позволяет выделить следующие виды социальных рисков: потеря (отсутствие) работы; нарушения трудовых прав; неуправляемая миграция населения; уязвимость при наступлении старости, нетрудоспособность, а также другие социально значимые обстоятельства снижения дохода ниже установленного порогового минимума. Исходя из этого, министерством предусматривается ряд комплексных мер.
Адекватные меры
В соответствии с поручением Главы государства и антикризисной программой Правительства политика занятости в 2009 году будет направлена на сохранение и создание новых рабочих мест; расширение занятости в строительстве и ремонте дорог, на сельскохозяйственных работах; использование различных форм временной занятости и направление высвобождающихся работников на обучение.
Принимаются меры по систематическому мониторингу занятости, особенно на предприятиях и в регионах, наиболее подверженных риску сокращения объемов производства и высвобождения трудовых ресурсов.
В соответствии с ситуацией особое внимание уделено контролю использования местными исполнительными органами и предпринимателями всех возможных мер по обеспечению устойчивой и временной занятости. Акцент также делается на реализации программ профподготовки и переподготовки. Разрабатываются учебные программы для различных форм краткосрочного обучения и переобучения высвобождаемых работников (один - три месяца); устанавливается прямая связь между подготовкой специалистов и их трудоустройством.
Для социальной помощи высвобождаемым работникам используются выплата страхового социального пособия по безработице в течение четырех месяцев (в соответствии со страховыми соцотчислениями); оказание соцподдержки за счет средств местного бюджета (адресная социальная ромощь, государственные детские пособия на детей до 18 лет, жилищная помощь, единовременная материальная помощь).
Принимаются дополнительные меры по защите национального рынка труда в соответствии с интересами казахстанских работников. Квота на привлечение иностранной рабочей силы в 2009 году сократится почти в два раза. Предусматривается также запретить привлечение иностранцев по тем специальностям и профессиям, которые в достаточной степени обеспечены местными кадрами.
Одновременно с участием отраслевых министерств на среднесрочную перспективу планируется: разработка прогнозов спроса и предложения на рынке труда в рамках профессионально-квалификационных групп и видов экономической деятельности; составление генеральной схемы (баланса) создания рабочих мест и их кадрового обеспечения на основе схемы развития и размещения производительных сил и перспектив развития экономики; принятие мер по повышению качества трудовых ресурсов на основе разделения ответственности за повышение профессионализма персонала между государством, работодателями и работниками непосредственно. В рамках программы "Нурлы кош" будут созданы условия для повышения мобильности казахстанских граждан и использования внутренних резервов увеличения трудовых ресурсов.
Для предупреждения нарушений трудового законодательства, защиты трудовых прав и разделения ответственности между социальными партнерами за формирование условий для достойного труда предусматривается: расширение системы коллективно-договорных отношений; усиление контроля за реализацией основных социальных гарантий, в первую очередь, по своевременной выплате зарплаты; содействие принятию отраслевых (межотраслевых соглашений), устанавливающих минимальные социально-трудовые гарантии и поэтапное повышение уровня оплаты труда; реализация поручений Президента о повышении уровня оплаты и внедрение (с 2010 года) новой системы заработной платы работников бюджетной сферы.
Кроме того, предусмотрено введение независимого аудита и аттестации предприятий по условиям труда; стимулирование внедрения международных стандартов безопасности и охраны труда; создание региональных центров по обучению и повышению квалификации руководителей и специалистов в данной сфере.
Основные новации в миграционной политике связаны с реализацией программы "Нурлы кош", которая для удовлетворения потребностей экономики в трудовых ресурсах с учетом спроса работодателей на конкретные виды специальностей предусматривает использование механизма квотирования. За три года предстоит принять более 60 тысяч семей мигрантов. Около половины из них предполагается направить в регионы, относящиеся к Северной оси территориального развития, что связано со значительным спросом на трудовые ресурсы для реализации прорывных проектов в области продовольственной безопасности. Примерно треть участников будет расселена в регионах, относящихся к Южной оси, и оставшиеся - в областях Центральной оси. Все они будут обеспечены жильем на условиях ипотечного кредитования. Для оралманов также сохраняется предусмотренная действующим законодательством социальная поддержка.
Кроме того, в 2009 году планируется реализация трех пилотных проектов по расселению и обустройству 1 051 семьи мигрантов в ЮКО (микрорайоне "Асар"), в городе Курчатове (ВКО) и селе Красный Яр Акмолинской области. Одновременно будут приняты меры по регулированию миграции из сопредельных стран. Для этого предполагается подписание ряда соглашений с приграничными государствами по привлечению и использованию иностранной рабочей силы (в том числе для участия в сезонных работах) в целях легализации теневой занятости и уменьшения давления на внутренний рынок труда.
Одним из ключевых показателей реальной эффективности госполитики вообще и антикризисной программы Правительства в частности, становится соцобеспечение, социальная помощь и поддержка наиболее уязвимых слоев населения. В соответствии с установками Главы государства не может быть допущено ухудшение социального положения наших граждан. Финансирование соцпрограмм, ранее предусмотренные меры по улучшению жизни в стране должны быть выполнены в полном объеме.
В рамках достижения поставленных целей в 2009 году размер базовой пенсионной выплаты увеличен на 12 процентов и составляет 5 388 тенге, размеры солидарных пенсионных выплат выросли в среднем на 25 процентов. В результате с учетом базовых пенсионных выплат минимальная пенсия, которую получают около 38,5 тысячи человек, составляет 15 263 тенге; средняя - 22 493 тенге (ее получают более одного миллиона трехсот тысяч пенсионеров) и максимальная (около 290 000 получателей) - 32 121 тенге.
Реализуется государственная гарантия сохранности пенсионных накоплений. За счет средств республиканского бюджета Правительство выплачивает выходящим на пенсию пенсионерам разницу между суммой фактически внесенных обязательных пенсионных взносов, с учетом индексирования на уровень инфляции, и суммой пенсионных накоплений на момент их выплаты.
Реализованы также планы повышения размеров государственных социальных выплат по инвалидности, по случаю потери кормильца и по возрасту; специальных государственных пособий.
Для предотвращения снижения доходов населения ниже черты бедности совершенствуются условия и повышаются размеры соцпомощи и соцподдержки малообеспеченных граждан. Начата работа по совершенствованию минимальных стандартов. С учетом динамики и структуры потребительских расходов будут внесены изменения и увеличен размер прожиточного минимума, что послужит основанием для поэтапного пересмотра и повышения порогового уровня и критериев оказания социальной помощи.
Будут уточнены условия оказания адресной социальной помощи для безработных, самостоятельно занятых, работающих и лиц, занятых по уходу за детьми. Для стимулирования экономической активности трудоспособной части малообеспеченного населения право на получение соцпомощи будет соотноситься с определенными обязательствами (участие в общественных работах, обучение и переобучение, временная занятость по направлению уполномоченных органов).
Расширяется доступность уязвимых категорий населения к получению специальных социальных услуг. В рамках реформирования системы соцобслуживания в текущем году планируется внести изменения в систему оказания таких услуг детям с неврологическими патологиями. В этой связи разработаны соответствующие стандарты по условиям содержания больных в домах-интернатах стационарного типа, в реабилитационных центрах дневного пребывания и на дому. Что касается последнего, то речь идет о дополнительном охвате более 17 процентов детей-инвалидов.
Ряд важных мер предусмотрен на среднесрочную перспективу. В частности, намечена разработка долгосрочной стратегии повышения размеров пенсионных выплат, которая будет направлена на обеспечение адекватности размеров пенсий прежним трудовым доходам и современному жизненному уровню граждан Казахстана. Планируется принятие мер, направленных на стабилизацию накопительной пенсионной системы и обеспечение сохранности пенсионных вкладов; совершенствование системы обязательного соцстрахования и повышение уровня социального обеспечения в случае утраты трудоспособности, потери кормильца и наступления иных социально значимых обстоятельств; переход к электронному назначению пенсий и соцпособий для повышения качества государственных соцуслуг и снижения влияния человеческого фактора.
Все эти направления и новые подходы к социальной защите населения выступают реальным ответом на вызовы времени. Вместе с тем нужно также помнить: сохранение социальной стабильности и повышение благосостояния населения во многом зависят не только от государства, но и от мобилизации усилий всех представителей общества и каждого гражданина страны.
Бердибек САПАРБАЕВ,
министр труда и социальной защиты населения РК
Казахстанская правда |
Поделиться: