Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Антикризисный Шариат

29 Декабря 2008

Автор:

Теги:

Финансы Банки


Антикризисный Шариат

Мир, испуганный последствиями глобального финансового кризиса, с интересом смотрит на новые социально-экономические парадигмы. И если поначалу все говорили о реабилитации марксизма, то сегодня все чаще такую альтернативу видят... в Исламе.

«Вот, скоро мы все станем исламскими банкирами» - эти слова приписывают главе Федеральной резервной системы США Бену Бернанке. Согласно молве, это было произнесено по окончании крайнего заседания ФРС, на котором было принято решение о снижении ставки до 0,25% - практически, до нуля.

Отсутствие какой бы то ни было процентной ставки - «визитная карточка» исламской финансовой системы (ИФС). Одалживание и заём под проценты - «риба» - считается тяжелым грехом в Исламе. Справедливости ради надо отметить, что и христианство неблагожелательно смотрит на «приплод с неживого», к чему относится и получение прибыли от одолженных денег.

Однако только в мусульманском мире удалось выстроить систему, в рамках которой не было отведено места рантье и спекулянтам. Покупка и продажа долгов в ИФС невозможна. И, так как именно в «плохих долгах» лежит корень нынешнего кризиса, справедливо ли считать, что исламский финансовый мир остался в стороне от «экономической турбулентности»?

Да, почти да, говорят наши эксперты. Об этом еще рано судить, сказал в интервью Bigness.ru Ренат Беккин, преподаватель МГИМО, известный эксперт в области ИФС. «Надо учитывать два фактора: еще не закончился год (нет отчетности), и нет данных по целому ряду исламских финансовых институтов. Поэтому выводы делать рано», - говорит эксперт.

Вместе с тем, другой наш собеседник - аналитик отдела анализа мировых рынков ИК «Финам» Зарина Саидова - убеждена, что кризис не так затронул исламский экономический сектор. «Во многом благодаря тому, что в Исламе запрещены сделки с традиционными долговыми ценными бумагами - облигациями. Поэтому компании на Ближнем Востоке не так сильно пострадали от кризиса, поскольку они не имели у себя таких ценных бумаг. Их инвестиции в большей степени были направлены в реальный сектор», - отмечает аналитик.

Удалось исламским финансистам избежать и потерь на спекулятивных операциях. «Сделки с высоким риском в ИФС являются нежелательными. Нужно избегать в сделках риска и неопределенности», - говорит З.Саидова. В частности, нежелательны сделки, которые осуществляются на коротких (внутридневных, к примеру) изменениях цен, где трейдеры рассчитывают на удачу.

«Не припомню, чтобы какой-либо исламский банк в мире во время кризиса обанкротился, попросил помощи правительства или столкнулся с дефицитом ликвидности, - говорит наша собеседница. - Скорее наоборот, ряд банков подтвердил свою устойчивую финансовую позицию».

 

Однако, из-за масштабов распространения и пестроты исламских финансовых институтов, избежать потерь от мирового кризиса и рецессии в ряде регионов не удалось. Из того, что видно сегодня, З.Саидова отмечает замедление темпов роста в секторе исламских облигаций сукук (от обычных облигаций они отличаются отсутствием фиксированной доходности - прим. ред.). В ряде арабских стран с преобладанием ислама наблюдаются признаки финансового кризиса - падение фондовых индексов на большие величины, вынужденные меры арабских правительств по монетарному стимулированию.

«Кризис их затронул в той степени, в какой они зависели от цен на нефть», - замечает Р.Беккин.

Однако будет неправильно утверждать, что это имеет отношение к исламскому финансовому сектору, так как в этих странах все же преобладает традиционная банковская система (близкая к западной - прим. ред.), подчеркивает З.Саидова.

Да, действительно единственное общеизвестное мерило рынка исламских финансов - так называемый «исламский Dow Jones » - показывает падение. Но по нему не совсем можно судить о состоянии исламской экономики, говорит Р.Беккин. «Здесь идет речь об инвестициях и ценных бумагах компаний, чья деятельность не противоречит Шариату, но не обязательно строится в соответствии с ним», - уточняет он.

«По индексам, равно как по существующим "исламским" паевым инвестиционным фондам нельзя судить о состоянии исламской экономики», - продолжает Беккин.

Кроме того, большинство исламских банков непрозрачны. О многих из них данные отсутствуют, либо устарели. Не всегда есть возможность объективную картину о каждой стране, где есть исламские банки.

Несмотря на эти факторы, позиции исламской экономики пока выглядят на порядок прочнее, чем какой-либо иной. Неудивительно, что популярность этой модели растет во всем мире.

Стран с чисто исламской моделью экономики осталось очень мало - по версии З.Саидовой, это только Иран и Ливия, а по мнению Р.Беккина на этот статус может претендовать лишь Судан - исламский финансовый сектор расширяется очень динамично, особенно в Великобритании, Франции, Германии, Японии, Малайзии.

По словам Рената Беккина, в России в настоящее время этот вопрос изучается отдельными банками, консалтинговыми компаниями, страховщиками. Р.Беккин отказался их назвать, однако отметил, что к нему обращались за консультациями представители ряда российских страховых компаний.

Мотивацией к этому стала не только забота о клиентах-мусульманах, но и перспектива получить деньги из Ближнего Востока. Ближний Восток представляется хорошим источником ликвидности, хотя падение цены на нефть негативно отражается на экономике стран региона.

В частности, известно об инициативе председателя бахрейнского исламского банка Ithmaar Bank открыть в России исламский финансовый институт - об этом было заявлено во время Российско-бахрейнского бизнес-форума, проходившего в нашей стране в начале декабря этого года. Поддержку этой идее выразил король Бахрейна Хамад Бен Иса Аль Халифа.

«Не факт, что речь идет о предоставлении розничных услуг. Не исключено, что это будет инвестиционный банка. Полноценный исламский банк в условиях действующего законодательства создать невозможно», - говорит Беккин.

Говоря о сложностях в нынешнем российском законодательстве, Р.Беккин отмечает запрет для банков заниматься торговыми операциями. Вместе с тем, это основа одного из основных договоров, используемых в исламском банковском деле - мурабаха. Согласно этому договору банк выступает не только как кредитная организация, но и как участник торговой операции - это необходимо как для розничного, так и для корпоративного кредитования, не противоречащего нормам Ислама.

Кроме того, по банковскому законодательству, любой займ обязательно должен быть возмездным, что неприемлемо.

Кроме того, остро стоит кадровый вопрос - нужно готовить специалистов для осуществления операций в рамках исламских правил финансовой деятельности.

Р.Беккин приводит в пример Казахстан, где к настоящему времени в нижней палате парламента Казахстана приняты поправки в Закон о банковской деятельности, Налоговый кодекс, Гражданский кодекс, чтобы исламские банки могли беспрепятственно осуществлять свою деятельность.

Наш собеседник видит хорошие перспективы для развития исламского финансового сектора, причем не только из соображений антикризисной устойчивости и религиозного фактора. «Сейчас в западном мире популярны этически-ориентированные модели, когда люди избегают пользоваться услугами компаний, которые используют детский труд, нарушают экологические требования, просто транснациональных корпораций. Исламская экономика предлагает просто более техническое решение», - говорит Р.Беккин.

Сергей Малинин


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение