В эпоху перемен
Евгения Новикова, специальный корреспондент «Эксперт Online»
Внешнеполитические события России-2008: война на Кавказе, латиноамериканский вояж президента, отсрочка с размещением ПРО в Европе и намечающийся позитив в отношениях с США. Кроме того, начавшаяся борьба мировых держав за богатый ресурсами прикаспийский регион и экономический кризис, ведущий к изменениям сложившегося миропорядка. Два последние сюжета, возникшие в 2008 году, станут топ-темами в следующем.
Фото: jiunlimited.com/Russian Look
Принуждение к миру
Августовский кризис на Кавказе, получивший крылатое название «принуждение Грузии к миру», стал ключевым событием уходящего года. Нападение Грузии на Цхинвали, оперативная реакция России [1], выстоявшей [2], несмотря на давление окружающего мира, признание суверенитета [3] Абхазии и Южной Осетии в отсутствие какой бы то ни было международной поддержки. Интенсивные контакты с председательствующим в ЕС Николя Саркози, план Медведева-Саркози [4] по прекращению огня и новый план тех же авторов - уже для урегулирования ситуации. Затем последовало признание суверенитета новых независимых республик единственной страной - Никарагуа [5], осознание Западом специфики личности президента Грузии и фактическое признание миром статус-кво на Кавказе.
Военное решение не может быть позитивом для страны. Вместе с тем очевидно, что решение России ввести войска в Южную Осетию и послать корабли к берегам Абхазии - вынужденное и единственно возможное. Напомним, незадолго до того, после признания рядом стран независимости Косово, РФ пообещала «не обезьянничать, но отреагировать». Вот и выполнила обещание, продемонстрировав, что слова не расходятся с делом. «Если бы Россия не ответила на нападение Грузии, ей пришлось бы позабыть свой статус великой державы. Если бы она не ответила, то в Абхазии и Южной Осетии сейчас стояли бы войска НАТО», - заявил «Эксперту Online» Александр Рар, эксперт Германского совета по внешней политике. Решение ввести 58-ю армию - не «прокол» российской дипломатии, уверен он: «Это был блиц-криг Саакашвили. У дипломатов не было времени реагировать».
Вместе с тем позитивом назвать нельзя тот факт, что Абхазию и Южную Осетию до сих пор признала только Никарагуа. Больше никого мотивировать не удалось. По мнению Рара, Москве придется «многие годы уговаривать другие страны признать суверенитет этих республик, им необходимы западные инвестиции, а не только российские». И это, по его словам, проявление послевоенной «изоляции России». Вместе с тем основные мировые игроки фактически признали статус-кво: ведь в Женеве идут переговоры, состоялось уже три раунда, хотя никакого решения принять не удалось, а успехов не предвидится и в будущем. «Не надо принимать никакого решения. Есть подвешенная проблема, подобная Северному Кипру. Несмотря на это, США дружат с Турцией», - считает Александр Игнатенко, президент Института религии и политики. Он заявил «Эксперту Online», что не согласен с утверждением об изоляции России. К несомненным успехам нашей дипломатии он относит то обстоятельство, что США поняли: «Саакашвили - не вполне вменяемый политик. И есть свидетельства подготовки его замены [6]».
Необычайное и неожиданное понимание действий Москвы со стороны Евросоюза, его поддержка - это не только успех России, пошедшей на контакт с президентом Франции. Удачное стечение обстоятельств - председательство Николя Саркози в ЕС. Если бы во главе Евросоюза стояла какая-либо из младоевропейских стран, события развивались бы по иному сценарию. Это подтверждает Александр Рар: «Франция была поддержана Старой Европой, они быстро разобрались в сути конфликта, увидели США за спиной Саакашвили. Они поняли, что американцы переборщили со своей геополитикой, с вызовами в отношении России. Да и просто Буш всем надоел».
Ради маленького клочка земли - Абхазии и Южной Осетии - населенного людьми, не желающими жить в составе Грузии, ЕС не стал крушить экономические связи с энергетической сверхдержавой. Европе интереснее удержать Россию, поддержав демократию, пусть и в российском варианте, и развитие рыночной экономики, опять же в нашей версии.
Спешная и нервная деятельность США по наделению двух постсоветских республик - Украины и Грузии - планами по подготовке к вступлению в НАТО [7] не увенчалась успехом. Причина такого развития событий во многом в том, что Старая Европа правильно расценила перспективы взаимодействия в рамках альянса с Грузией, имеющей серьезные территориальные проблемы и руководимой малоадекватным и без лести преданным Вашингтону Саакашвили. И это тоже отнесем к победам России на внешнем контуре.
Туда же причислим приостановку размещения элементов ПРО США в Польше и Чехии [8]: кавказский кризис стал прохладным душем, новый президент США - обещанием свежего взгляда на жизнь, а экономический кризис - регулятором вложений.
Вместе с тем нельзя не заметить, что процесс дезинтеграции на просторах бывшего Союза получил новый импульс после успешного завершения операции по принуждению Грузии к миру. Впрочем, аналитики утверждают, что это верно лишь отчасти. Президент Белоруссии [9] Александр Лукашенко испугался, что Москва готова восстановить часть потерянных после распада СССР территорий. В Молдавии и на Украине возникновение таких опасений тоже понятно - первая имеет Приднестровье, вторая - Крым. Армения, Киргизия и Таджикистан, скорее всего, отношения после войны не изменили и останутся в орбите России еще надолго.
Что касается Казахстана и Узбекистана, то эти республики еще до конфликта на Кавказе были настроены на диверсификацию внешних связей. Астана изначально заявляла о приверженности философии многополярного мира. Ташкент тоже ждал сигнала Запада о готовности снять санкции и с радостью принял знаки внимания.
Обеспеченные энергоресурсами Азербайджан и Туркмения, конечно же, наиболее удалены теперь от России и даже смело навязывают ей собственную ценовую политику. Стремясь обеспечить себе частичную энергетическую независимость от Москвы, Европа и США ухитрились перехватить симпатии этих стран. Спорить с этим, скорее всего, уже не следует. «Ситуация патовая, - уверен Александр Рар. - Россия тратит баснословные суммы, покупая газ у Туркмении и Казахстана по мировым ценам, чтобы он шел через российские трубы на запад. Китай покупает газ в Туркмении и Казахстане за меньшую цену». Туркмения согласна на близкое сотрудничество с США, поэтому тема «Nabucco против Nord Stream», по словам эксперта, станет главной интригой следующего года.
В центробежных трендах нет ничего неожиданного. После распада СССР прошло 18 лет. Россия за это время мало сделала для того, чтобы удержать постсоветское пространство. Вероятно, Москва руководствовалась убеждением, что особо деваться этим странам некуда. В первые годы после конца Союза Россия ушла далеко вперед по сравнению с другими постсоветскими республиками в плане развития рынка и демократии. Им было выгодно держаться рядом с РФ. Запад критиковал их за недемократические режимы. Такая ситуация во многом сохраняется и до сих пор. Запад держит дистанцию и будет требовать от особо одиозных не только демократических преобразований, но, возможно, и смены режимов, если эти государства изъявят желание сблизиться, например, с США или ЕС. Для элит это будет означать потерю власти. На такой серьезный шаг они вряд ли пойдут. Поэтому сейчас они лавируют и маневрируют между крупными державами, стремясь сохранить власть и в то же время выторговать возможность инвестиций. Плацдармы в бывших советских республиках геополитически очень выгодны, поэтому зачастую развитые демократии смотрят сквозь пальцы на огрехи государственного строя в бывших советских республиках. И такого рода «игра» может продолжаться довольно долго: кризис заставляет одних искать ситуативных партнеров, других - подкармливать желающих в расчете на потенциальное расширение сфер влияния в обозримом будущем.
Малопонятный визит
В противоположность очевидным результатам грузинской эпопеи целесообразность визита [10] президента РФ Дмитрия Медведева в Латинскую Америку оценивается по-разному. Конечно, помпезное посещение [11] сразу четырех стран плюс российский флот у берегов Америки - красивая демонстрация могущества нашей страны в Западном полушарии. «Присутствие кораблей напоминает демонстрацию российского флага в ответ США, флот которых присутствует недалеко от России», - полагает Эмиль Дабагян, ведущий научный сотрудник Института Латинской Америки РАН. «Одним махом четыре государства, встреча, помимо этого, с лидерами стран Боливарианской альтернативы. Это был прорывный визит», - заявил он «Эксперту Online». В то же время США не слишком оценили эту демонстрацию. Известен доклад политолога Збигнева Бжезинского, напоминает Николай Бухарин, ведущий научный сотрудник Института экономики РАН: «США находятся в сложной ситуации, но Россия не обладает большими ресурсами, чтобы занять их место». Визиты нашего президента в Латинскую Америку серьезно восприняты не были, резюмирует ученый. По его мнению, перед Россией стоит проблема поиска рынка сбыта: нам надо продавать часть продукции перерабатывающих производств в страны ЕС, но также интересно найти покупателей и в Латинской Америке. «Этот регион был всегда нам недоступен, США не подпускали СССР. Сейчас ситуация такова, что мы туда вполне можем внедриться и успешно работать на рынках, приобретая дивиденды, прежде всего экономические», - пояснил он. Если для Венесуэлы речь идет о партнерстве - отношения интенсивно развиваются с 2005 года, с Бразилией мы взаимодействуем в рамках БРИК, то для Никарагуа и Кубы Россия станет крупнейшим инвестором. По данным Бухарина, сумма может оцениваться в несколько миллиардов долларов - это не очень много для такого проекта. Ну а Никарагуа необходимо инвестициями оплатить признание суверенитета Абхазии и Южной Осетии.
Эмиль Дабагян ожидает «долговременного эффекта» от визита Медведева в Южную Америку: «Никарагуа в тяжелом экономическом положении, лишается помощи США, поэтому страна хочет теснее „прислониться" [12] к России. Во времена СССР эта страна была вторым после Кубы латиноамериканским партнером СССР. Им импонирует курс, который проводит РФ во внешней политике». Иными словами, Москва просто реализует многовекторную внешнюю политику. Только и всего. Просто так совпало: вовсе не дешевый проект отправки военных кораблей ВМФ России к берегам красного континента был реализован в ноябре 2008-го, во время серьезного экономического кризиса. «Думаю, это был неправильный сигнал населению России», - говорит Александр Рар.
Впрочем, оппоненты могут возразить: поиск новых рынков - как раз и есть один из способов вырваться из кризиса.
В лапах глобализации
Все мировые события уходящего года значительно смикшированы финансово-экономическим кризисом, грозящим выявить новые центры влияния.
Насколько Россия сможет поучаствовать в качестве игрока в этой смене миропорядка, станет ясно уже в ближайшее время. Кризис изменит мир и все расставит на свои места. Но насколько, когда и как именно, прогнозировать не берется даже мало-мальски уважающий себя экономист. Очевидно лишь происходящее: американцы закачивают сотни миллиардов в свою финансовую систему. Предполагается, что в течение двух-трех лет система насытится деньгами, исчезнет недоверие между банками и все опять начнет функционировать, пояснил «Эксперту Online» Николай Бухарин. Но, по его словам, бывает и так, что можно закачать триллионы, а они растворятся. Глава «Онэксима» Михаил Прохоров еще в начале октября 2008 года разъяснял: «У этого кризиса нет дна. Потому что это первый кризис в истории глобализации, который бьет в старые системы. То есть мы сейчас живем в мире, который изменяется и в котором после происходящих изменений финансовая система будет существовать по новым правилам. Старая мировая финансовая система Wall Street со своими традиционными правилами перестала существовать. Это очевидно. Как будет выглядеть новая? Мы с вами все сидим в партере, ну кто-то в амфитеатре, у кого какие места, и смотрим, как вот буквально на наших глазах формируются новые правила. Сколько по времени они будут формироваться - этого не знает никто». Дело в том, что ценных бумаг, которые не учитывались в отчетностях американских банков, было выпущено на несколько сот триллионов. Позднее появилась цифра 600 трлн, уточняет Бухарин. «Финансовый кризис в США может длиться долго. Именно с ослаблением доллара, с изменением той финансовой системы начнет реально меняться соотношение сил в мире», - резюмирует он. Но отводит экономист на весь этот процесс не год-два-три, а 10-15 лет.
Весьма вероятно, что США придется дольше выкарабкиваться из сложившейся ситуации. Но и экономика РФ глубоко задействована в глобальной системе экономических связей, поэтому происходящие в мире события тут же непосредственно откликаются и в ней. Хотя может случиться так, что ЕС и РФ быстрее выберутся из дыры, как только мощнейшая экономика мира - американская - подаст первые признаки возвращения к жизни.
В нынешней тяжелой для всех ситуации нельзя исключать, что великие державы начнут отказываться от своих дорогостоящих геополитических проектов. Например, если программа насыщения экономики США не даст ожидаемого эффекта, не исключено, что Вашингтон будет вынужден отказаться от претензий на Грузию - ему просто станет не до Кавказа. С другой стороны, США боятся потерять глобальное влияние: экономическое, политическое, военное - и Барак Обама, вступив в январе будущего года на пост президента США, сделает все, чтобы этого не допустить. Разоряющимся странам, входящим в разные блоки, будет легче: ЕС профинансирует балансирующую на грани банкротства Латвию, спасет Исландию, которая в ЕС не стремилась, но обладает близкой к объединенной Европе экономикой. Россия, скорее всего, станет спасать Белоруссию, Армению, Таджикистан и Киргизию. Не исключено, что и Молдавию, и Украину. Судьба последней, вплотную приблизившейся к банкротству, будет зависеть от того, насколько умело Киев, находящийся в постоянном политическом кризисе, сможет потратить данные МВФ и ЕС кредиты. Если нет, то не исключено, что Украине придется уйти в сферу влияния России. В то же время нельзя исключать, что часть среднеазиатских стран бывшего Союза будет перехвачена Китаем, если ему с выходом из кризиса повезет больше, чем нам.
Антикризисная внешняя политика России будет направлена на то, чтобы сохранить страны СНГ в своей орбите любой ценой, уверен Бухарин. Но какую цену должна заплатить Москва, определить сейчас невозможно.
«Преодоление кризиса - это создание нового равновесия, только на более низком уровне», - напоминает экономист. У нас есть шанс своими глазами наблюдать, как формируется это новое равновесие.
ЭКСПЕРТ
Поделиться: