С.Мамедов: Казахстанская нефть готова к выходу на мировые рынки.

Дата:

Каспийской нефти хватит и для Европы.
Технико-экономическое обоснование Транскаспийской системы трубопроводов (ТКСТ) для транспортировки казахстанской нефти на мировые рынки, включая строительство терминалов в Казахстане и Азербайджане и создание танкерного флота, будет подготовлено в 2009-2010 годах. Таков итог встречи в Баку представителей Госнефтекомпании Азербайджана (ГНКАР), казахстанской "КазМунайГаз" и иностранных нефтяных компаний, разрабатывающих месторождения "Тенгиз", "Кашаган" и "Карачаганак".

Как сообщил "НГ" источник в ГНКАР, в ходе консультаций решено, что первая очередь системы будет сдана в эксплуатацию в 2012 году, к концу которого Казахстан рассчитывает получить первую нефть на Кашагане. На встрече руководства нефтяных компаний обсуждались и другие вопросы реализации проекта ТКСТ, которая позволит создать надежную систему долгосрочной танкерной транспортировки нефти через нефтяные терминалы на казахстанском и азербайджанском побережье Каспийского моря и ее последующего экспорта с использованием трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД) и другой инфраструктуры.

"Общая стоимость данного проекта составляет 3 миллиарда долларов. Азербайджан и Казахстан привлекут эти средства посредством получения кредита. Планируется, что ТКСТ обеспечит на начальном этапе транспортировку 500 тысяч баррелей в сутки (23 миллиона тонн в год) с последующим увеличением до 750-1200 тысяч баррелей в сутки (35-56 миллионов тонн в год)", - заявил "НГ" руководитель Центра нефтяных исследований Азербайджана Ильхам Шабан. По его словам, наряду с БТД Казахстан надеется использовать также трубопровод Баку-Супса, с дальнейшей доставкой нефти в Румынию, где "КазМунайГаз" купил два НПЗ.

Напомним, что принципиальное решение о создании ТКСТ было принято на самом высоком уровне. Межправительственный договор между Казахстаном и Азербайджаном о транспортировке казахстанской нефти через Каспийское море и территорию Азербайджанской Республики на международные рынки посредством системы БТД подписан в июне 2006 года в Астане президентами Ильхамом Алиевым и Нурсултаном Назарбаевым. Помимо этого ряд договоренностей подписан между "КазМунайГаз" и SOCAR. В частности, 8 августа 2007 года в Астане были подписаны соглашение о стратегическом сотрудничестве в нефтегазовой отрасли и меморандум о совместной реализации Транскаспийского проекта. 14 ноября текущего года, как уже писала "НГ", между ГНКАР и "КазМунайГаз" было подписано очередное соглашение об основных принципах реализации Транскаспийского проекта, которое предусматривает создание совместной проектной компании, финансирование строительства, определение тарифов, поэтапное развитие и условия использования системы. Тогда же принявший участие в мероприятии министр энергетики и природных ресурсов Казахстана Сауат Мынбаев отметил, что в текущем году нефтедобыча в Казахстане составит 70 млн. тонн. Из этого объема экспортируется 63 млн. тонн, а 12 млн. тонн направлены на внутренние потребности страны. "Уже в 2015 году прогнозируется, что в Казахстане нефтедобыча составит 100 миллионов тонн. Таким образом, целесообразна транспортировка нашей нефти по нефтепроводу Баку-Тбилиси-Джейхан", - заявил журналистам Сауат Мынбаев.

Следует отметить, что реализация проекта ТКСТ выгодна как Азербайджану и Казахстану, так и иностранным компаниям, задействованным в нефтяных проектах двух стран. Баку за счет транзита получит не только дополнительные доходы, но и обеспечит рентабельность трубопровода БТД. Астана реализует принцип многовекторности транспортировки своих энергоресурсов на мировые рынки. Что касается иностранных компаний, то они добьются снижения себестоимости добываемой и транспортируемой на мировые рынки нефти. Дело в том, что основные разработчики казахстанских месторождений в то же время являются акционерами трубопровода БТД. По этой причине они крайне заинтересованы в реализации проекта строительства Транскаспийской системы трубопроводов.

Сохбет Мамедов
Баку

Независимая газета

Поделиться:

Дата: