- Ильхам муаллим, парламент Азербайджана подавляющим большинством голосов утвердил госбюджет на 2009 год и при этом доходы бюджета планируются сформировать исходя мировых цен на нефть $70 за баррель. Поэтому, первый мой вопрос будет звучать так: насколько зависим наш госбюджет от нефтяного сектора? - Как и прошлые годы в настоящее время доля нефтяного сектора в формировании госбюджета очень высока (более 70% с учетом трансфертов из Нефтяного Фонда), хотя за последнюю «пятилетку» исполнительная власть много сил и средств выделяло на развитие не нефтяного сектора. Однако, несмотря на такую масштабную поддержку, фактически не удалось снизить зависимость госбюджета от нефтяного фактора. Здесь есть и объективные причины, так как по сравнении с 2003 годом в текущем году добыча нефти вырастет почти на 300%, а газа - около 400%. То есть, темпы развития нефтегазового сектора не сравнимы с не нефтяным сектором экономики. С другой стороны до 2012 года планируется увеличить нефтедобычу в нашей стране еще на 45% по сравнению с показателем 2008 года. Другими словами, зависимость нашей экономики и в целом госбюджета от нефтяного сектора и далее будет расти. - Это означает, что каждое колебание цен на нефть на мировых рынках даст о себе знать в доходах Азербайджана? - Конечно! Внутренние факторы национальной экономики (снижение НДС или налога на прибыли) не играют особой роли в формировании госбюджета. На доходы Азербайджана больше влияют внешние факторы. Причем не только мировые цены на нефть. Например, в текущем году мы впервые стали свидетелями влияния военно-политической ситуации в регионе на доходы Азербайджана. Из-за ситуации в соседней Грузии фактически 3 недели экспорт нефти в «западном» направлении был прерван, то есть страна упустила возможность заработать больше в пиковом периоде стоимости нефти. Или же в предыдущие годы наблюдали, как погодные условия влияют на цены «черного золота» (более суровая зима 2006 года, ураганный период Мексиканского залива). В результате, по подсчетам экспертов Всемирного банка установлено, что снижение стоимости барреля нефти на мировом рынке на $10 снижает доходы Азербайджана в размере $3 млрд. - Тогда почему же правительство решилось на такое рискованное дело - сформировать доходы госбюджета исходя мировых цен на нефть $70 за баррель? Ведь против этого выступали как депутаты, так и большинство НПО. - Фактически, правительство не только не изменило базовую цену на нефть, но и статьи расходов в проекте госбюджета. Хотя сам проект госбюджета был подготовлен в августе-сентябре текущего года. Да, в первичном обсуждении госбюджета в начале ноября мы услышали опасения некоторых парламентариев, которые призвали чиновников заново сверстать бюджет исходя из сегодняшних реалии цен на нефть и в целом мировой экономики. Однако, по всей вероятности, в руководстве Азербайджана не посчитали нужным корректировать ни доходы, ни расходы бюджета. По моим наблюдениям, руководство страны считает целесообразным как можно скорее завершить масштабные инфраструктурные и строительно-ремонтные проекты, чтобы они затем не вступили в фазу «долгострой». С другой стороны у правительства есть неплохой «пояс безопасности» - резервы Нефтяного Фонда. - А как сформировали бюджетные доходы на будущий год другие нефтедобывающие страны? - Президент России Дмитрий Медведев подписал закон о бюджете на ближайшие три года, который рассчитан из почти вдвое более высоких, чем сейчас, цен на нефть. В бюджет заложено, что в 2009, 2010 и 2011 годах баррель нефти марки Urals будет стоить соответственно $95, $90 и $88. Возможную ошибку в расчетах должен будет компенсировать Резервный фонд РФ. При среднегодовой цены на нефть в $50 госбюджет РФ не получить $18-$20 млрд. В Казахстане же расчетная цена нефти снизится до $40 в 2009 году и до $50 - в 2010-2011 годах. Ранее правительство рассчитывала бюджет исходя из средней цены на баррель нефти Brent в $60. Надо отметить, что Казахстан не одинок в пессимистичных прогнозах на нефть. В октябре о подобных корректировках бюджетов заявили и другие мировые производители углеводородов. Саудовская Аравия составила бюджет будущего года на основе прогноза цен в $45 за баррель. При этом, чтобы обеспечить бездефицитный бюджет, ей достаточно уровня в $30-$35 за баррель, учитывая низкую себестоимость добычи сырья. Нигерия и Ливия пересмотрели свои прогнозы с $62-$65 за баррель в 2009 году до $45. Бахрейн на период с 2009 по 2010 год установил ориентир в $60. Такой же уровень прогнозирует в бюджете Венесуэла. |