Перейти мост - не поле пройти

Дата:
Автор: Бауржан ТОЛЕГЕНОВ
 
Всю прошлую неделю политически активная часть казахстанского общества бурно обсуждала поправки в выборное законодательство. Оно и понятно - новые правила игры на партийном поле неразрывно связываются с модернизацией политической системы, с каждым этапом которой все очевиднее - власти пытаются минимизировать риски предстоящего переходного периода.

Главная угроза исторически приближающегося момента - борьба элит, грозящая в самый ответственный момент перерасти в настоящую войну. Клановое противоборство зеркально отражается в программных установках их агентов влияния. И по большому счету сегодняшние программы политических партии это даже не борьба мировоззрений, а один из элементов игры в «царя горы», и только потом уже все остальное.

Сложившуюся ситуацию можно решить двумя способами - либо пойти по пути закручивания гаек, либо искать возможности для компромисса. Первый вариант предполагает шаг назад к суперпрезидентской монархии. Но это чревато своими издержками и не решает проблему, а лишь на время откладывает ее. Второй же вариант более прагматичен и в принципе укладывается в сегодняшние тенденции трансформации политической модели. Но предложенный властями вариант порождает объяснимое недоверие и невосприятие, что вполне закономерно.

Поэтому очевидно, что помимо проекта предложенного властью необходим альтернативный вариант. С этой точки зрения обращает на себя внимание предложение Адила Тойганбаева «Перейти мост». И дело не в самом факте очередной инициативы национального политического устройства, а в осознании и постановке проблемы - поиска варианта создания системы «без первых и последних». В своем варианте моста через пропасть кризиса власти г-н Тойганбаев пытается с одной стороны учесть интересы народа и с другой стороны выработать механизмы равных условий и взаимной заинтересованности элиты и сегодняшней власти.

Итак, что же по существу предлагает г-н Тойганбаев?

Во-первых, сменить модель политического устройства, приняв парламентаризм за аксиому будущности Казахстана. Обоснование этого тезиса автор дал в своем предыдущем материале «Демократия каждый день». Но отрадно, что в проекте «Перейти мост» автор отошел от довольно категоричных постановок «каждодневной демократии». Уже нет тех восторженных эмоций о превосходстве западной цивилизации, миссии демократии и весьма спорного тезиса о необходимости принудительной демократизации. Все довольно сдержанно и удобоваримо.

Во-вторых, залогом кессоной болезни, которая может развиться при переходе от президентской республики к парламентской, станет переходная модель парламентаризма с полуторопалатным (если можно так выразиться) парламентом. Посредством равнодолевого представительства общества, президента и элиты в законодательной и авторитетной палатах г-н Тойганбаев предлагает снивилировать риски кризиса власти, и предотвратить головокружение от демократии. Одновременно решается и задача профессиональной, ответственной работы Парламента, что станет залогом качественного роста Казахстана.

В-третьих, большое внимание уделяется соблюдению интересов действующего главы государства (не очевидно, но вполне читаемо). Его «пакет акций» будет представлен личным участием в авторитетной палате (так называемая палата «совесть нации») и президентской квотой в законодательной палате.

По нашему мнению эти пункты являются основными тезисами пособия от г-на Тойганбаева «Как перейти мост». Но, опять же, одно дело - подготовить чертеж, другое - построить сам мост. К примеру, в проекте не учтены некоторые шероховатости. На каких принципах будут строиться взаимоотношения двух палат? Не будет ли нарушен баланс интересов наличием у «01» большего «пакета акций» в полуторопалатном парламенте? и т.д.

Да и сами ожидаемые результаты, вроде - «когда бизнес и политический класс поймут, что быть порядочным - выгодно, они мигом сами станут вегетарианцами» - несколько идеалистичны.

По сути, проект «Перейти мост» - это предложение подписать своеобразный пакт о ненападении. Но у нас сложилось впечатление, что этот документ предполагает подписание лишь двумя сторонами (элитой и президентом), третья сторона - казахстанское общество - как бы и указана в проекте, но ее участие второстепенно. И, читая следующие строки, так и хочется вставить слова «народ Казахстана»: «равные условия создают взаимную заинтересованность».

И властные элиты, и бизнес неизбежно придут к тому, что при варианте пролонгации президентской республики в силе останется кто-то один, а остальные будут списаны или разорены. Собственно, это основа всеобщих страхов перед будущим: в нем боятся не найти себе места. Сегодня оно вроде бы есть, а завтра - кто его знает?».

Но, повторимся, «изюм» предложения «Перейти мост» - в поиске компромиссного варианта решения потенциально возможного кризиса власти. А это выгодно отличает его от существующих сегодня программных установок «забрать и поделить для себя».

http://www.respublika-kz.info/

Поделиться:

Дата: