Рамиз Мехтиев. ОПРЕДЕЛЯЯ СТРАТЕГИЮ БУДУЩЕГО: КУРС НА МОДЕРНИЗАЦИЮ.

Дата:

Данная статья от лица руководителя Исполнительного аппарата президента Ильхама Алиева, была опубликована 10 января в официальной прессе республики. Интерес для нас представляет тот факт, что неофициальный «идеолог» власти Алиева (привет Владиславу Юрьевичу) фактически предлагает нам «увидеть» новое обоснование для продолжения курса Алиева в следующую, вторую каденцию. До сих пор официальная доктрина власти основывалась на условно называемом «курсе на модернизацию» Гейдара Алиева, в данной публикации предлагается более широкое толкование и фактически постепенный отход от этой пропагандисткой и в чем-то догматической установки. Как известно, президентские выборы в Азербайджане назначены на октябрь 2008, очевидных конкурентов у Ильхама Гейдаровича не обнаружено. Для всех желающих полностью статью читать на сайте www.azertag.com. Статью приводим в значительном сокращении.   

ОПРЕДЕЛЯЯ СТРАТЕГИЮ БУДУЩЕГО: КУРС НА МОДЕРНИЗАЦИЮ.  

РАМИЗ МЕХТИЕВ, РУКОВОДИТЕЛЬ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО АППАРАТА ПРЕЗИДЕНТА АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ.

 Основная цель, которую реализовал Президент Ильхам Алиев, опираясь на фундамент государственности, заложенный Гейдаром Алиевым, состояла в дальнейшем укреплении и развитии национальной государственности. Предстояло вернуть былую экономическую силу и политическую стабильность, в рамках нового мирового порядка обеспечить активное участие страны в региональных и глобальных процессах, перейти из оборонительной внешнеполитической концепции в наступательную, «пробить» равнодушие международных организаций к ряду важных для страны вопросов и проблем. Помимо этого, следовало реализовать целый комплекс задач: начать интенсивную модернизацию экономики; обеспечить 600.000 тысяч человек рабочими местами; заложить основу формирования среднего класса; обеспечив поступательное развитие, начать либерализацию национальной экономики; снизить до максимума уровень бедности в стране. Однако не только это: следовало инвестировать в интеллектуальное будущее страны и создать базис для формирования интеллектуальной среды, посредством обучения за рубежом 15.000 молодых людей; путем ипотечного кредитования создать условия для решения жилищных проблем молодежи; построить более 1200 школ; опираясь на молодежь, создать действенный и эффективный механизм формирования в стране демократического режима и гражданского общества.

На региональной и международной аренах задача заключалась в активизации усилий по решению карабахской проблемы; в изменении характера внешнеполитической деятельности; постоянном лоббировании интересов страны и объединении диаспоры вокруг общенациональных задач. За последние четыре года существенно повысилась обороноспособность Национальной армии, бюджет которой в 2008 году составит один миллиард двести миллионов долларов США. Еще недавно нередко приходилось слышать критические выпады относительно возможности увеличения в десятикратном размере бюджета страны, однако текущая реальность показала состоятельность данных Президентом в 2003 году обещаний.

Сегодня Азербайджан подходит к новому рубежу своего экзамена на зрелость. За последние годы серьезно изменился облик не только мегаполиса, но и периферии. Общественное сознание латентно трансформирует постмодернистские тенденции, которые в последующем будут определять стратегию дня завтрашнего. Однако внутри- и внешнеполитическую деятельность Ильхама Алиева еще предстоит оценить – серьезно и непредвзято. Сейчас это несложно, хотя реальному анализу порой препятствуют критические выпады. Но уже понятна повестка дня, с которой Президент Ильхам Алиев будет работать в последующие пять лет. Не претендуя на точный и окончательный прогноз, в самых общих чертах ее можно свести к семи основным задачам.  

Во-первых, устойчивая экономическая система неизбежно ведет к большей демократизации общественного сознания. Реализация широкого комплекса экономических мер на протяжении последних четырех с лишним лет создала возможность повышения платежеспособности населения, увеличения финансовых возможностей индивида, а значит, это неминуемо приведет к смене поведенческих стереотипов у членов общества, ибо, как писал Ж.-Ж. Руссо, «равенство, делающее людей независимыми друг от друга, вырабатывает в них привычку и склонность руководствоваться в частной жизни лишь собственными желаниями и волей. Та полная независимость, которой они постоянно пользуются как в отношениях с равными себе, так и в личной жизни… формирует у них понятие политической свободы и приверженность ей» (Вся политика. Хрестоматия. М. 2006, стр. 130).
Формируемая на данном этапе модель экономического развития впоследствии будет
- трансформировать азербайджанское общество в русло формирования нового политического пространства, где власть и оппозиция сосуществуют в контексте конструктивного соперничества;
– будет способствовать завершению этапа становления базиса гражданского общества;
– переведет общественное сознание в пространство постиндустриальных ценностей, что будет способствовать изменению места индивида в обществе, осознанному пониманию концепта «свободный гражданин», модификации содержания политики в Азербайджане.

Во-вторых, экономическое развитие страны в последние годы преследовало цель закрепить за государством роль регионального лидера на Южном Кавказе. Соответственно, претензии Азербайджана на ведущую роль в регионе требуют формирования системы устойчивых союзнических отношений. Общеизвестно, что лучший союзник – это рентабельный партнер. Соответственно, союзничество – это инвестиции на перспективу, и как правило это фактор затратный, не приносящий немедленной отдачи, но верный путь сформировать политику стратегического и перспективного добрососедства. В продолжение политики, которая реализовывалась Президентом Ильхамом Алиевым в отношении целого ряда стран, в последующие годы вектор стратегии внешнеполитической активизации вероятнее всего будет направлен также и на Восток, ибо общепризнано, что Азиатско-Тихоокеанский регион станет площадкой, где развернутся основные политические события XXI века. При этом Азербайджан способен выступить не только фактором энергетической безопасности Европы, но и стать важным аспектом формирования архитектуры безопасности на Востоке.

В-третьих, естественно, что на современном этапе исторический процесс либерализации экономики приобрел характер глобальной мировой тенденции, охватывающей все большее число стран. Открывается простор для действия механизмов рыночного регулирования. Уменьшается вмешательство государства в экономику в его административных формах, а также в формах прямого государственного регулирования. Основной функцией государства становится создание и поддержание конкурентной среды путем принятия хозяйственного и гражданского законодательства, упрощение и удешевление создания новых частных предприятий, поддержки среднего и малого бизнеса.
Процесс либерализации национальной экономики тесно связан с уровнем его роста. По мере экономического роста и изменения основных факторов формирования устойчивой экономической системы будет происходить увеличение транспарентности и реализация стратегии как внутриэкономической либерализации, к которой относится происходящая в рамках национальных экономик приватизация государственных предприятий, расширение сферы свободно устанавливаемых цен и доходов, процентных ставок, условий предоставления кредитов, так и, в частности, усиление внешнеэкономической либерализации. Последнее будет способствовать расширению беспрепятственного международного движения товаров и услуг, капиталов, информации. В то же время этот аспект будет значимым фактором при вступлении страны в ВТО, так как либерализация мировой торговли товарами и услугами проявляется в тенденции размывания таможенных барьеров, снятии количественных ограничений в торговле между странами.
Таблица: Страны с переходной экономикой по категориям в зависимости от первоначальной стратегии реформ

Последовательная стратегия «большого взрыва» Продвинутый старт/стабильный прогресс Прерванный «большой взрыв» Постепенные реформы Ограниченные реформы
Эстония Венгрия Албания Азербайджан Беларусь
Латвия Словения Болгария Армения Узбекистан
Литва Хорватия Македония Грузия Туркменистан
Чешская Республика   Кыргызстан Казахстан  
Польша   Россия Украина  
Словакия*     Таджикистан  
      Румыния  

* В Словакии ускоренные экономические реформы происходили в 1990–1992 годах, когда она входила в состав Чехословацкой Федерации.
(
http://www.cato.ru/pages/69?idcat=442&parent_id=2)

В-четвертых, за последние годы в стране сложилось пространство для формирования национальной идеи, которая зиждется на концепциях государственности, заложенных Гейдаром Алиевым, и будет основываться на модернизационном курсе современного Азербайджана. Еще Цицерон писал: «Если взглянуть на все с точки зрения разума и души, то из всех общественных связей для каждого из нас наиболее важны, наиболее дороги наши связи с государством. Дороги нам родители, дороги дети, родственники, близкие друзья, но Отечество одно охватило все привязанности всех людей» (Цицерон. О старости. О дружбе. Об обязанностях. М., 1975). В данном контексте стержневым аспектом национальной идеи является примат Государства – как важнейшего концепта в жизни каждого азербайджанца. Именно Азербайджан и азербайджанство выступают преломлением социально-политических, морально-духовных и сакральных ценностей, сформированных азербайджанским народом на протяжении веков, – истории, языке, культуры и религии как субкультурного фактора. Эти аспекты – национальная история, азербайджанский язык, дань традициям и самобытности нашей культуры, а также религиозная толерантность формируют настоящее и будущее азербайджанской государственности как суверенного субъекта мировой политики, как отдельной единицы в эпоху глобальной интеграции. Все это способствует соединению политики и культуры, позволяющее одухотворить и эстетизировать политику, все больше превращающуюся в игру низменных страстей, придать ей глубокий смысл. Подобная национальная идея будет способствовать воссозданию национального единства и соединению естественных противоположностей. «Нация подразумевает общность ценностей, а национализм – сознание значимости этих ценностей» (Moeller A. Das drite Reich. Hamburg, 1935).
 

В-пятых, как показывают последние годы, задача Президента заключается в обеспечении политического суверенитета и устойчивого экономического благосостояния государства посредством интеллектуального прорыва в национальном развитии. В условиях интернационализации образования и глобальной конкуренции крайне важно создать необходимые условия для постоянного повышения интеллектуального уровня и появления приоритета сферы услуг. В мире, где информационно-коммуникационные и нанотехнологии диктуют повестку дня, Азербайджану важно сформировать должный фундамент для участия в этой гонке. Без необходимого уровня образования и науки нам сложно будет думать о перспективах национального развития, об устойчивом и поступательном развитии азербайджанской государственности. Сегодня очевидно, что последующие годы основная задача Ильхама Алиева будет заключаться именно в обновлении и расширении интеллектуального базиса нации, который  определит стратегию развития на перспективу.    
В-шестых, для подтверждения заявленных позиций как самостоятельного центра региональной политики необходима активная дипломатия в решении локальных задач и активном вовлечении в глобальные проблемы. Естественно, за последние полтора десятилетия Запад стал более эгоцентричным и с трудом воспринимает иную точку зрения. Но общий кризис политики и дипломатии требует поиска конструктивных предложений и участия всех субъектов мировой политики на равных в процессах общемирового значения. Основное преимущество многовекторности – это  широкие перспективы, которые создают плацдарм для того, чтобы каждая сторона могла проявить инициативу.   

В-седьмых, влияние государства на региональные процессы тесно связано с усилением и совершенствованием обороноспособности страны. Сильная армия - именно этот аспект способен оказать системное воздействие на всю внешнюю политику Азербайджана. Укрепление позиций страны в регионе, а также решение карабахского конфликта будет возможным также при всемерном развитии национального военно-промышленного комплекса. Не приходится сомневаться, что предстоящие годы будут посвящены решению этой задачи.           
Все, что понадобится в следующие пять лет, можно определить как твердость позиции при гибкости подхода. Гейдар Алиев в свое время выполнил главную функцию – создал и утвердил государственность. Ильхам Алиев в первый президентский срок выполнил основную работу для того, чтобы сдвинуть с места геоэкономический фактор страны. Со всей уверенностью можно сказать, что в последующем он будет реализовывать в полном объеме комплекс мер, нацеленных на тотальную модернизацию страны.  
Одну из своих изданных несколько лет тому назад статей я завершил цитатой Уинстона Черчилля, политика с великой и неугомонной силой и способностью опережать ход истории и предрешать глобальные ее повороты. Не изменяя традиции, я хотел бы завершить эту статью цитатой из Фултонской речи сэра Черчилля. Выбор Фултонской речи не случаен. Она считается самым важным и ярким выступлением Черчилля, где впервые прозвучали такие выражения, как «мускулы мира» и «особые отношения». Она же впервые коснулась того самого «железного занавеса», который отгородил Запад от угрозы коммунизма.
Естественно, в эпоху быстротечности и ускорения истории, когда десятилетние процессы прошлого сегодня занимают всего лишь два-три года, нельзя говорить о занавесах, да и не стоит, ибо это не отвечает нашим приоритетным целям и национальным интересам. Однако наше национальное развитие и окружающие нас процессы глобального характера заставляют нас чаще думать о суверенитете и национальном духе. Оба этих фактора помогают нам развиваться и идти вперед, они отождествляют наше стремление к инновациям и наши новаторские инициативы, они определяют суть того, с чем и как будет жить азербайджанский народ в будущем. Сегодня мы счастливы, что имеем суверенное национальное государство, обладаем возможностью определять национальную стратегию развития, учитывая собственное видение пути, и каждый из нас горд, что он азербайджанец. Все это вкупе созвучно с тем, что я хотел бы процитировать для каждого из нас как напоминание нашей миссии в этом бренном мире: «Оглядываясь вокруг себя, вы должны заботиться не только об исполнении своего долга перед человечеством, но и о том, чтобы вы не опускались ниже достигнутого уровня…Открываются новые, блестящие перспективы и возможности. Отказавшись от них, или пренебрегши ими, или же использовав их не в полную меру, мы навлекли бы на себя осуждение наших потомков на долгие времена. Необходимо, чтобы последовательность в мыслях, настойчивость в достижении целей и величественная простота в решениях определяли и направляли политику…Мы обязаны справиться с этой нелегкой задачей, и я не сомневаюсь, что нам это удастся». 
 

Поделиться:

Дата: