Является ли ОСДП социальной и демократической партией?

Дата:

Дмитрий Верхотуров.


"Самое страшное для правящей верхушки - активные, сведущие, граждански мыслящие люди".

Жармахан Туякбай

 

Обычно политиков в Казахстане критикуют с личной точки зрения, делая упор на личных качествах того или иного лидера, на "порочащих связях", на получении денег, на различных прегрешениях перед законом. Сильный резонанс вызвало "дело об укрывательстве", когда МВД Казахстана возбудила дело против нескольких оппозиционных политиков (Булат Абилов, Асылбек Кожахметов, Амиржан Косанов и Владимир Козлов), обвинив их в укрывательстве от правосудия Есентая Байсакова, обвиняемого в организации убийства в 2001 году павлодарского бизнесмена Бориса Костанова. Это дело вызвало просто поток откликов и комментариев.

 

Но при этом мало кто обращает внимание и всерьез анализирует позицию политиков по существу. Между тем, это наиболее важный вопрос, поскольку анализ программ и заявлений позволяет приблизительно сказать, какой будет жизнь, если руководители той или иной партии станут править.

 

В качестве предмета нашего анализа мы возьмем одну из наиболее активных оппозиционных партий Казахстана - Общенациональную социал-демократическую партию Казахстана. Партия и ее лидер Жармахан Туякбай претендуют на активную политическую роль, и потому ее позиция заслуживает разбора и рассмотрения по существу.

 

Главный документ партии, в котором отражена позиция ОСДП, - это предвыборная программа "За новый Казахстан!" (далее - программа ОСДП), выдвинутая перед парламентскими выборами. Вторым источником, характеризующим позицию партии, являются многочисленные заявления и интервью Туякбая, данные им за последние два года. Поскольку недостатка в этих заявлениях и интервью не было, то это весьма богатый и ценный источник, который может раскрыть нюансы позиции партии.

 

Социал-демократ ли Туякбай?

 

ОСДП, как следует из названия, позиционирует себя как социал-демократическая партия. Об этом пишется и в программе партии: "...ОСДП, вобравшая в себя лучшее из опыта политической деятельности и интеллектуальных усилий отечественного демократического движения, столетней практики социал-демократии", - из программы ОСДП.

 

Однако, подобное самоопределение вызывает определенные вопросы. Во-первых, Жармахан Туякбай если и принадлежит к социал-демократам, то к весьма и весьма скороспелым. Как следует из биографии лидера партии, он в 1966-1971 годах учился в Казахском государственном университете им. С.М. Кирова, затем в 1971-1981 годах работал в прокуратуре Чимкентской области, в 1981-1988 годах был заместителем Генерального прокурора Казахской ССР.

 

В биографии Туякбай предусмотрительно не указывает своего членства в КПСС, хотя совершенно очевидно, что занимания такие посты, Жармахан Туякбай не мог не быть членом КПСС. В советские времена любой руководитель должен был быть партийным.

 

Так вот, КПСС и социал-демократия сочетались примерно так же, как вода и масло. Поскольку мировое социал-демократическое движение считало, что оно может прийти к социализму путем реформ и улучшения капиталистического общества, то коммунисты считали это движение союзниками капиталистов и своими врагами. Конечно, в 1970-е и 1980-е годы коммунисты уже не придерживались брутальной риторики 1930-х годов, когда социал-демократы считались смертельной угрозой для СССР, кое-где с ними даже сотрудничали, но критика все равно была очень жесткой. Подчеркивалось, что социал-демократия противоречит марксизму-ленинизму.

 

Допустим, что Жармахан Туякбай не был честным коммунистом, состоял в КПСС из приспособленческих соображений, и его партийный билет не отражал его истинных политических взглядов. Нужно отметить, что этот факт весьма примечателен. Он означает, что либо Туякбай хорошо освоил тактику приспособления к господствующей политической платформе, когда было выгодно - был коммунистом, когда стало выгодно другое - стал социал-демократом. Кто вообще даст гарантию, что Туякбай честный и искренний социал-демократ, а, скажем, не притворяется им? Либо же он весьма непоследователен во взглядах и время от времени меняет их. Тогда кто нам даст гарантию, что Туякбай дальше не свернет куда-нибудь еще?

 

Социал-демократические требования

 

Допустим, что в независимом Казахстане он является искренним социал-демократом. Из этого, в частности, следует:

 

- требование государственного регулирования экономики,

- национализация стратегически важных предприятий,

- создание государственного сектора экономики, конкурирующего с частным,

- принцип честной торговли,

- равноправие и защита всех форм собственности,

- всеобщее бесплатное образование и здравоохранение, помощь пенсионерам и малоимущим,

- улучшение условий труда, укрепление экономических прав рабочих,

- высокий уровень налогов для финансирования государственных затрат.

 

Из этого следует, что любой политик, назвавшийся социал-демократом, должен проводить определенную политику, в которой обязательно будут следующие элементы: перераспределение крупной собственности в пользу государства, высокие государственные затраты и, как следствие, высокие налоги.

 

Рост государственных затрат

 

Что ОСДП планирует рост государственных затрат, это видно сразу же из программы партии. К этой теме в документе авторы возвращаются по многу раз:

 

"Объем бюджетных вложений в развитие материальной базы государственных вузов будет увеличен не менее, чем в десять раз. Государственные вузы станут основой обеспечения качественного и бесплатного высшего образования... Главной задачей пятилетия в здравоохранении должно стать реальное достижение нового государственного стандарта бесплатной медицинской помощи через значительное увеличение бюджетного финансирования... До конца 2007 года мы добьемся принятия закона «О развитии сельских территорий», в котором будет предусмотрено трехкратное увеличение бюджетных расходов на инфраструктуру и социальные объекты села... Для появления на рынке массового доступного жилья государство в лице местной власти должно сделать две вещи - кратно увеличить инвестиции в коммунальную инфраструктуру и проводить открытые конкурсы на застройку территорий", - из программы ОСДП.

 

Отдельно партия предполагала затратить на финансирование строительства социального жилья, учебных центров, профессиональное обучение партия предполагала выделить 0,5% ВВП Казахстана.

 

Планируются и траты другого рода.

 

"Мы считаем, что в течение ближайших лет государство должно в разовом порядке бесплатно наделит землей каждого человека, проживающего в сельской местности. Сверхкрупные земельные участки после вынесения соответствующих судебных решений должны быть выкуплены государством и использованы для бесплатного наделения" - говорится в программе ОСДП.

 

В этом смысле программа ОСДП вполне социал-демократическая, и предусматривает, что именно государственный бюджет должен взять на себя львиную часть расходов на социальные нужды и повышение качества жизни.

 

Конфискация и реквизиция

 

Конечно, тратить больше на социальные нужды - это хорошо. Осталось только рассмотреть источник доходов. Нельзя сказать, что в программе ОСДП не уделяет внимания этому вопросу. Как раз наоборот, там этот вопрос ставится и предлагаются способы решения этой проблемы.

 

Первым делом ОСДП планирует ободрать сырьевой сектор и заставить его сдавать "сверхприбыли" в государственный бюджет: "Действующие контракты на недропользование с нефтегазовыми и горнорудными компаниями должны быть пересмотрены с целью направления сверхприбылей от высоких мировых цен на сырьё в бюджет (удержание природной ренты)", - утверждает программа ОСДП.

 

Но программа не указывает, что именно она считает "сверхприбылью". Для определения этого понятия надо установить понятие "прибыль". Скажем, можно было бы написать, что нормальной прибылью является доход на 40% или 50% превышающий издержки себестоимости. Тогда можно было бы составить формулу, согласно которой любая сырьевая компания в Казахстане могла бы самостоятельно вычислить, сколько она должна оставить себе, а сколько сдать в "закрома родины".

 

Но такого порядка не предложено. Надо полагать, по двум причинам. Во-первых, стоит объявить о такой программе, как крупные компании-экспортеры станут открытыми врагами ОСДП. Против такого лома у Туякбая нет приема, и с консолидированным противодействием компаний он не сладит. Во-вторых, нечеткое определение подобных понятий представляет собой классический прием для обеспечения свободы конфискаций. Уровень, за которым начинается "сверхприбыль", можно ведь установить на произвольном уровне и поменять в любой момент.

 

Дальнейшие предложения еще более интересны. Жаль, что их так мало читают и комментируют:

 

"Мы намерены незамедлительно ввести государственную монополию на производство и импорт спирта, одновременно снижая акцизы на производство натуральных вин и пива. Это также принесёт в казну не менее 2 млрд. долларов в год", - из программы ОСДП. "Спиртовые деньги" - это около 2 млрд. тенге в год.

 

Также планируется ввести налог на "спекулятивный прирост стоимости земельных участков, жилых домов и элитных квартир", суммарно 1,5 млрд. тенге в год. 1 млрд. тенге в год партия намерена содрать с Астаны за счет запрещения строительства "шикарных зданий".

 

Итого 4,5 млрд. тенге. Много это или мало? Для сравнения, месячные доходы госбюджета составляют 180,2 млрд. тенге. Понятно, что такими "доходами" никаких социальных проблем не разрешить.

 

В программе ОСДП указывается, что партия планирует снижение и упрощение налогов. "Сегодня каждый из нас платит 14%-ный налог на добавленную стоимость (НДС), сложный для исчисления и уплаты. Мы будем стремиться к его отмене и введению простого 5 %-ного налога с розничных продаж товаров и услуг", - говорится в документе.

 

Уже в прямом тексте программы ОСДП предусматриваются в основном реквизиционные меры: отобрать у одних и раздать другим. В данном случае, главными субъектами социал-демократического отъема будут сырьевые компании, владельцы спиртзаводов, а также владельцы домов, квартир и имущества. Будет использован и классический метод доходов "социального бюджета" - спаивание население и формирования "пьяного бюджета". Интересно спросить Туякбая, будет ли он принуждать население Казахстана к пьянству, когда "возьмет в казну" спиртовое производство?

 

А теперь самое интересное в его программе: "Недра и природная рента принадлежат народу Казахстана! Поэтому с 1 января 2008 года 50 процентов налогов, поступающих от сырьевого сектора, должны прямо и равно ежеквартально распределяться между всеми гражданами страны".

 

ОСДП не дали осуществить "нефтяной социализм" в Казахстане. Но эта фраза из программы заставляет о многом задуматься. Если половина доходов от сырьевого сектора будет отдаваться прямо населению, то за счет чего вообще планируется финансировать столь огромные социальные программы?

 

Сможет ли Казахстан осилить рост расходов?

 

Читая программу ОСДП, в которой обещается рост социальных расходов, можно подумать, что казахстанский бюджет легко может это сделать, и этот вопрос зависит только от "власти", которая якобы не хочет увеличивать расходы. Увы, реальность совсем другая. Казахстанский бюджет тратит 50,8% своих расходов на социальные нужды. Реализуется целый ряд дорогостоящих социальных проектов. На развитие образования в 2005-2010 годах расходуется 330,8 млрд. тенге, на развитие инфраструктуры сельских населенных пунктов - в 2007-2008 годах 316,9 млрд. тенге, на обязательную медицинскую помощь в 2005-2007 годах - 150 млрд. тенге, на строительство социального жилья в 2008-2010 годах 300,8 млрд. тенге.

 

При этом уровень расходов уже становится тяжеловат для государственного бюджета. В 2007 году дефицит составил 215 млрд. тенге.

 

Теперь же посмотрим на предложения ОСДП. Увеличить в три раза расходы на развитие села означает довести их почти до триллиона тенге, то есть до половины расходов всего государственного бюджета. Увеличение расходов на образование в десять раз вообще потребует больше 3 трлн. тенге, что превышает годовые расходы бюджета. Если составить полный перечень всех пожеланий ОСДП и сложить их вместе, то наверняка выйдет, что на них нужно будет потратить 10-15 трлн. тенге.

 

Такие расходы нынешний Казахстан потянуть не сможет. И сегодня бюджет составляется с перенапряжением, чтобы не закрывать и не тормозить социальные проекты, исключительно важные для будущего Казахстана. Эти расходы можно увеличить, на 3%, может быть 5%, но это предел возможностей. Экономика Казахстана пока не столь сильна, чтобы позволить себе безвозвратные траты в таких размерах.

 

Потому социальная программа ОСДП может вызвать два типа последствий: быстрые и долгие. Быстрые последствия наступают тогда, когда партия, взяв власть, увеличивает расходы в соответствии со своими программными заявлениями. Это уже через год вызовет сильнейший бюджетный кризис, заставит правительство брать в долг, а через несколько лет закончится дефолтом Казахстана.

 

Долгие последствия наступают тогда, когда ОСДП решит создавать улучшение жизни одних граждан за счет других. Это наиболее вероятный подход, благо он опирается на обширный советский опыт. В этом случае начнется бурный рост налогов, тарифов, сборов, и прочих грабительских мероприятий. В СССР "народное благо" ведь тоже сопровождалось грабительскими налогами. Это курс на общее понижение уровня и качества жизни, чтобы на фоне общей бедности отдельные люди чувствовали себя зажиточными.

 

Политика типа "отнять и поделить" всегда приводила ко всеобщей бедности, если не хуже. Казахстан в 1932 году познал, что такое "всеобщее равенство", заплатив за "ликвидацию бая и кулака" смертью 1 млн. 750 тысяч человек. Тогда ведь тоже действовали из самых благих побуждений, стремились ликвидировать неравенство и эксплуатацию, и разделить доходы по справедливости. Интересно было бы узнать, собирается ли Туякбай использовать опыт Филиппа Голощекина в "осчастливливании" Казахстана?

 

Вообще же, разумная политика состоит в железном правиле: любые дополнительные расходы только из чистого дохода национальной экономики. Насколько доходы увеличились, настолько же растут и расходы. Любая другая политика - это дорога, в конце которой стоит казан с человеческим мясом.

 

Демократия?

 

Жармахан Туякбай и ОСДП постоянно утверждают, что они самые большие демократы в Казахстане. "В результате возникло крупнейшее в истории Казахстана демократическое общественное объединение, насчитывающее в своих рядах около 260 тысяч единомышленников" - говорится в заявлении Жармахана Туякбая от 27 июля 2007 года.

 

Постоянно подчеркивается о преобразованиях казахстанского общества: "Вот почему ОСДП говорит о необходимости полного обновления общества на честных, справедливых и гуманных принципах", - из заявления Жармахана Туякбая от 27 июля 2007 года.

 

Однако, в одном из заявлений есть примечательная фраза: "Речь идет далеко не о власти личной, а о власти партии, созданной чаяниями народа о справедливом и честном государстве", - сказал Жармахан Туякбай 27 июля 2007 года.

 

Вряд ли это случайная оговорка. Туякбай везде проклинает "власть", которая, как он считает, основана на единоличной власти президента, и потому предлагает реформы, в которой основная правящая роль выполняется партией. В чем же проблема?

 

Проблема в том, что ОСДП представляет очень небольшую часть населения Казахстана. Члены партии составляют 1,6% населения республики. В партии "Нур-Отан" состоит 607,5 тысяч человек или 3,9% населения Казахстана. И остальные партии такие же, доля их членов в населении республики составляет считанные проценты. Прежде чем какая-то партия в Казахстане получит хоть какие-то властные полномочия, даже самые скромные, она должна получить на это прямое разрешение от избирателей на выборах.

 

Результаты выборов в Мажилис в 2007 году показывают, что ОСДП доверяют практически только члены самой партии, поскольку она набрала всего 271 525 голосов (4,54%). Для сравнения "Нур-Отан" собрал 5 174 169 голосов (88,41%), и на каждого члена партии приходилось еще 8 человек, которые поддержали ее политику голосом.

 

В свете этих данных, заявление Туякбая - это фактически открытое заявление о том, что он собирается установить в Казахстане диктатуру своей партии. В принципе, при том, что он не в состоянии привлечь поддержку широких масс избирателей, для него подобный политический переворот - это практически единственный реалистичный способ получить власть.

 

 

Как это часто бывает, благие намерения оказываются дорогой в ад. Резюмируя вышесказанное, можно сказать, что ОСДП по приходу к власти весьма быстро установит режим, при котором будет диктатура его партии, будет быстрый рост налогов, будет постепенная реквизиция и конфискация собственности под более или менее законными предлогами. Все это будет обильно сдабриваться различной социальной риторикой в стиле: "жить стало лучше, жить стало веселей".

 

Прошу понять правильно, все это написано не из какой-то нелюбви к ОСДП и лично Жармахану Туякбаю. Скорее всего он и его сторонники желают Казахстану блага. Все дело лишь в том, что реализация заявленной им в программе партии политики не имеет никакого другого возможного итога, кроме социально-экономического краха. Заявив непосильные для нынешней казахстанской экономики расходы на социальные программы, Туякбай будет вынужден просто выжимать налоги, невзирая на разорение основной массы казахстанцев. Конечно, можно предположить, что Жармахан Туякбай, столкнувшись с невозможностью реализовать свою программу, честно признает это и уступит власть. Но в это верится с трудом. Если не признает, то он должен будет грабить предприятия и население высокими налогами, отнимать имущество, бороться против "спекуляций", а также врать и душить своих политических оппонентов. Как это происходит, мы прекрасно знаем из истории.

 

Бесспорно, Казахстан нуждается в интенсивном социальном развитии, это чистая правда. Но для того, чтобы этого добиться, не ввергнув республику в катастрофу, Туякбаю надо было выдвинуть принципиально другую программу - детальную программу развития экономики, таким образом, чтобы чистый национальный доход Казахстана в короткие сроки увеличился бы в раз в десять, и за счет этого дополнительного дохода можно было бы профинансировать необходимые программы. Иными словами, Туякбай должен был сказать не то, как увеличить расходы, а как увеличить доходы.

 

 

Дмитрий Верхотуров, www.geokz.tv

Поделиться:

Дата: