Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Программа либерал-демократов Азербайджана

14 Октября 2008

Автор:

Теги:

Объявление русского языка вторым государственным языком в рамках предлагаемого пакета конституционных изменений в Азербайджане имеет целью в первую очередь сохранение гигантского культурного, научного и инттелектуального потенциала, базового уровня знания населения, которые сформировались в Азербайджане за последние 200 лет, - заявил в эксклюзивном интервью «Новости-Азербайджан» кандидат в президенты Азербайджана, председатель Либерально-Демократической партии Азербайджана Фуад Алиев:

 

- За последнее время в стране в сфере образования и науки идут неоднозначные процессы, характеризующиеся полной эрозией национального образования и культуры. Идет, к сожалению, и широкомасштабное наступление на позиции русского языка - некогда главного ключа азербайджанского народа к достижениям мировой и великой российской литературы, науки и культуры. Хотя и делаются заявления якобы о сохранении позиций русского языка в Азербайджане, но на самом деле в реальности резко сократилось количество русских школ, в которых к тому же идут массированные сокращения русскоязычных классов.

 

Такие же процессы идут и в среде высшего образования в Азербайджане, несмотря на положительный факт недавнего открытия филиала МГУ в Баку. Но меня больше всего огорчает негласное решение, принятое Министерством Азербайджана в 2001 году, в рамках которого было запрещено преподавание русского языка в начальных классах азербайджанских школ по всему Азербайджану.

 

В рамках этого негласного указания Министерства образования Азербайджана, будущие граждане страны лишились возможности изучать язык великих Толстого и Лермонтова, Чехова и Достоевского, Пушкина и Гоголя, Куприна и Тургенева. Ни в английской, ни тем более в американской и турецкой литературе и культуре нет подобных по своему масштабу гениев человеческого духа, художников такого гигантского масштаба.

 

А если добавить к этому процессу полный распад всей системы образования в Азербайджане, который идет на протяжении последних 11 лет, начавшись с отставки в сентябре 1997 года с поста министра образования Азербайджана Лидии ханым Расуловой, то, я думаю, что комментарии излишни...

 

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ

 

- Ваш прогноз по поводу развития экономики Азербайджана, по поводу дальнейших тенденций в социально-экономической сфере страны?

- В Азербайджане идут в последнее время успешные реформы, как в плане экономики, так и в плане расшивки инфраструктурных ограничений экономики Азербайджана. В стране достигнуты большие успехи на ниве борьбы с безработицей и искоренения бедности.

Однако самой популярной темой для общественных дискуссий в Азерайджане за последние несколько лет стала тема борьбы с коррупцией. В развивающихся странах, к которым пока относится и Азербайджан, сам уровень доходов государственных служащих, чиновников, толкает этих людей в объятия коррупции.

 

Да и не только их - пока не повысится зарплата учителей, преподавателей, врачей и научной интеллигенции хотя бы до уровня средней зарплаты простого азербайджанского полицейского, то мы с каждым годом будем терять заработанный нами в советские годы образовательный, медицинский и научный потенциал.

Вывод напрашивается один - само общество, истэблишмент должны осознать всю опасность этой социальной язвы для устойчивого развития страны и ее интеграции в мировую экономику.

Во-первых, на наш взгляд необходима полномасштабная антикоррупционная экспертиза всех законодательных и нормативных актов, принятых в Азербайджане за все последние 15 лет.

 

С другой стороны также единственно реальный вариант борьбы с коррупцией - резкое увеличение законных, легальных доходов чиновников, в первую очередь заработной платы, начиная от простого клерка и заканчивая чиновниками самого высокого ранга. Нужна также продуманная система привилегий чиновникам, социальные пакеты, страхование жизни и имущества чиновников со стороны государства, льготная медицинская помощь, надежные гарантии достойного пенсионного обеспечения чиновников в старости. Если не будет создан высокий уровень жизни для чиновников, то даже самые жесткие карательные меры, вплоть до смертной казни, не окажут какого-либо долгосрочного эффекта в борьбе с коррупцией.

 

Азербайджан может и должен рассчитывать на свои ресурсы в борьбе с коррупцией, причем борьбе комплексной с одновременным и перманентным применением антикоррупционных мер, т.е. материального, морального, уголовного, административного порядка.

СНИЖЕНИЕ НАЛОГОВ - ЭТО СТИМУЛИРОВАНИЕ НЕНЕФТЯНОГО СЕКТОРА

 

- Что Вы могли бы сказать по поводу налогового планирования и реформ в этой сфере?

- Нужны кардинальные реформы системы налогового регулирования в Азербайджане, в части касающейся расширения налоговой базы. Надо отметить, что в ходе налоговых реформ в Азербайджане были достигнуты реальные успехи, которые сложно не заметить. Однако, на мой взгляд, в последнее время эти реформы не идут такими темпами, на которые мы могли бы рассчитывать.

Во-первых, я предложил бы ввести в Азербайджане единую, плоскую ставку подоходного налога, на уровне, не превышающем - 12% от месячного дохода физического лица, как это было сделано, причем весьма эффективно, в Грузии.

Одновременно с этим должна быть принята регрессивная (стимулирующая выход заработных плат из тени) трехступенчатая система социального налогообложения, с установлением максимальной ставки социального налога на уровне 12%. Это позволит полностью легализовать фонд заработной платы на предприятиях, что в свою очередь, согласно теории Лаффера (чем меньше ставки налогов - тем больше объем собираемых налогов) приведет к расширению налогооблагаемой базы и к динамичному росту налоговых поступлений в государственный бюджет.

 

Также необходимо одновременно пересмотреть и ставку налога на прибыль, сократив ее с нынешних 22% до 15%. То есть сделать этот налог, от которого средний и крупный бизнес в Азербайджане укрывается всеми возможными методами, "рабочим", чтобы обеспечить расширение базы по налогу на прибыль. Также нужно довести стандарты отнесения расходов на себестоимость в Азербайджане до международных. Причем, снижение ставки налога на прибыль должно произойти только лишь в отношении ненефтяного сектора, а ГНКАР и все остальные нефтекомпании должны выплачивать налог на прибыль по прежней ставке в 22%. Это, в свою очередь, обеспечит рост ненефтяного сектора, так как Всемирный Банк неоднократно выражал свою обеспокоенность односторонним бурным развитием нефтяного сектора экономики в Азербайджане.

Одновременно необходимо снизить ставку налога на добавленную стоимость (НДС) до 10%, решив при этом проблему возмещения НДС из госбюджета. НДС - самый "тяжелый" налог для бизнеса, и одновременно он дает большую часть доходов госбюджета, и при его реформировании нужно быть максимально осторожным. Также со временем можно рассмотреть вопрос о полной ликвидации этого косвенного налога, и замене его на небольшой по своему объему налог с продаж, как это эффективно реализуется в Японии, Китае, США и прочих странах.

 

Причем, правительство Азербайджана должно будет выступить с официальным заявлением о том, что все эти радикальные меры по снижению налогового бремени вводятся ОДНОВРЕМЕННО, ВСЕРЬЕЗ И НАДОЛГО.

- А хватит ли денег в госбюджете после радикального снижения налогового бремени, как Вы предлагаете?

- Уже известен самый главный и любимый контраргумент уважаемых оппонентов - «после таких радикальных сокращений налогов в азербайджанском бюджете образуется огромная дыра, резко увеличится бюджетный дефицит, начнутся задержки выдачи зарплат и пенсий социально уязвимым группам электората». Наши оппоненты также будут утверждать, что неизвестно еще в какой срок подействует "живительная" для экономики функция теории Лаффера на примере конкретно Азербайджана, с его ментальной и национальной спецификой. Прежде чем ответить на вопросы и доводы наших оппонентов, перейдем ко второму шагу.

 

Правительство Азербайджана одновременно с объявлением кардинальных налоговых реформ должно заявить о начале масштабной налоговой амнистии (только для частных структур) и амнистии капиталов сроком на 1 год. Необходима широкая и полномасштабная амнистия нелегальных капиталов, заработанных в 1991-2008 годах.

Установление последнего срока, до которого все желающие смогут «амнистировать» свои капиталы и невыплаченные налоги, а также декларация намерения правительства предпринять самые жесткие меры к злостным неплательщикам налогов и укрывателям теневого капитала должны будут показать всем субъектам бизнеса, что они вряд ли смогут рассчитывать на поблажки от правительства после завершения амнистии.

 

Если ко времени завершения амнистии процесс массированного возвращения капиталов в Азербайджан, а также роста налоговых платежей будет только лишь набирать силу и возможно не все смогут успеть «легализоваться» к означенному сроку завершения амнистии, то можно пойти на еще один, нестандартный шаг. В этом случае можно продлить амнистию еще на некоторый период, например на два квартала, после которых нужно будет провести следующий этап - жесткое наказание на вполне законном основании по отношению к злостным неплательщикам налогов и укрывателям капиталов.

 

А теперь ответим на аргументы оппонентов налоговой реформы в Азербайджане. Теория Лаффера показала свою максимальную эффективность в России, где с 1 января 2001 года был введен единый подоходный налог на уровне 13%. В первый же год объем сборов подоходного налога в России вырос на 30% по сравнению с 2000 годом, когда ставка подоходного налога в России доходила до 35%.

С другой стороны, как показывает мировая практика, самый долгий срок за который начинает давать эффект теория Лаффера - это максимум 2 года. Примерно подобный срок может понадобиться и для того, чтобы бизнес-сообщество Азербайджана убедилось в серьезности намерений правительства, начав при этом легализовать все свои финансовые потоки. Мы еще не говорим о том, что сразу же после такого радикального снижения налогового бремени начнется инвестиционный рост в экономике Азербайджана, который мультиплицируется и в общеэкономический рост, что поможет разрешению проблем бедности, реальному, а не фиктивному увеличению количества рабочих мест.
Уже через максимум три-четыре года после начала указанных реформ в Азербайджане не будет проблем с налоговым планированием, произойдет легализация финансовых операций

 

Вугар АГАЕВ

"Новости-Азербайджан".

 

 


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение