Один день из жизни Украины. 7.10.2008

Дата:

КИЕВ, 7 окт - РИА Новости. Президент Украины Виктор Ющенко назначил консультации c лидерами политических сил парламента о возможном роспуске верховной Рады на утро среды, 8 октября, сообщило агентство УНИАН" со ссылкой на пресс-секретаря главы государства Ирину Ванникову.

"Завтра утром состоятся консультации относительно принятия решения о досрочном прекращении полномочий Верховной Рады Украины", - сообщает агентство.

Консультации назначены на 8.00.

Ванникова сообщила, что президент разослал персональные телеграммы с приглашением на эту встречу председателю парламента, его двум заместителям, а также лидерам пяти парламентских фракций.

Ющенко отвел фракциям Рады время до конца дня вторника, 7 октября, на то, чтобы создать коалицию. Если этого не будет сделано, президент распустит парламент и назначит досрочные выборы.

По Конституции, указу о роспуске Рады предшествуют политические консультации.

Пропрезидентская фракция "Наша Украина - Народная самооборона заявила о выходе из коалиции с Блоком Юлии Тимошенко более месяца назад, 3 сентября. На создание новой коалиции Конституция отводит 30 дней. (http://www.ua.rian.ru/)

 

Политическая стабильность будет влиять на решение иностранных министров в декабре 2008 г. относительно присоединения Украины к ПДЧ. Об этом заявил в эфире "5 канала" чрезвычайный и полномочный посол США в Украине Вильям Тейлор. "Причиной отказа для Украины может стать нарушение Конституции, выход за пределы рамок закона", - отметил он. Однако, В.Тейлор убежден, что любые политические изменения в Украине будут проходить в рамках закона.

РБК-Украина, 07.10.2008, Киев 21:41 (http://www.rbc.ua/)

 

Ю.Тимошенко: Президент не имеет права до 23 ноября распускать Раду


Президент Украины Виктор Ющенко не имеет права до 23 ноября с.г. распускать Верховную Раду. Об этом премьер-министр Юлия Тимошенко заявила сегодня на пресс-конференции, передает корреспондент РБК-Украина.

По ее словам, это конституционная норма, определяющая, что парламент может быть распущен не ранее чем через год после начала работы предыдущей Верховной Рады. "Если он это сделает, он нарушит Конституцию", - сказала Ю.Тимошенко.

По ее словам, В.Ющенко запрещает фракции блока "Наша Украина - Народная самооборона" создавать коалицию с БЮТ. Об этом ей сообщили депутаты от НУ-НС, отметила премьер.

Ю.Тимошенко подчеркнула, что "БЮТ прошел свой путь, сделал все необходимое и готов к созданию коалиции". "Сейчас дело за Президентом Украины", - сказала она.

Премьер также сообщила, что переговоры между БЮТ и ПР о создании коалиции не ведутся. "ПР была в сговоре с Президентом, чтоб развалить коалицию и пойти на выборы", - отметила она.

Ю.Тимошенко заявила, что В.Ющенко отказывается проводить с ней встречи. "Я много раз инициировала такую встречу, но, к сожалению, Президент не считает нужной ее проводить", - сказала премьер. Она отметила также, что БЮТ не получал приглашение на консультации с Президентом.

Накануне В.Ющенко высказал мнение, что БЮТ не заинтересован сохранить формат демократической коалиции. "Из 34 дней переговоров о новом формате коалиции лишь 4 последних дня были посвящены поиску взаимопонимания среди участников демократической коалиции, и 28 дней - переговорам между БЮТ, ПР и КПУ. Эта несложная арифметика демонстрирует всю незаинтересованность бывших союзников сохранить формат демократической коалиции", - сказал В.Ющенко.

Президент отметил, что демократическая коалиция в предыдущем составе оказалась в текущей политической ситуации ненужной, "потому что план, который задумали против Украины, был намного ценнее, чем переговоры по повестке дня парламента, грузинскому вопросу, Черноморскому флоту". "Нас подвели к экзамену, как приблизительно и 12 месяцев назад: нужно было дать гарантию вечного пребывания в политике нескольким людям", - сказал Президент об этой конфигурации. Для ее закрепления планировалось принять конституционную реформу кулуарным путем, обходя Национальный конституционный совет, прибавил В.Ющенко. "Нужно было расписать Конституцию, которая давала бы вечность в политике трем или двум персонам", - сказал он. "Прошло 30 дней. За эти 30 дней к нам в двери не постучали. Но я и не ожидал", - прокомментировал Президент переговорный процесс.

Сегодня В.Ющенко заявил, что распустит парламент, если коалиция не будет сформирована до конца 7 октября. Об этом сообщил народный депутат от НУ-НС Анатолий Гриценко после встречи фракции с главой государства. "Президент сказал, что если до конца сегодняшнего дня не будет создана новая коалиция - БЮТ или ПР или КПУ - он тогда будет использовать свое конституционное право на роспуск парламента", - сообщил А.Гриценко.

07.10.2008 http://www.rbc.ua/

 

"Газпром" подпишет контракт с Украиной в ноябре 2008 г.


ОАО "Газпром" подпишет газовый контракт с Украиной в ноябре 2008 г. Такое мнение высказал сегодня журналистам представитель компании в ходе энергофорума в Киеве.

"В ноябре мы планируем заключить все контракты, в том числе по закупке газа в Центральной Азии", - сказал он. По словам представителя "Газпрома", сейчас идут сложные переговоры о приемлемой цене на центрально-азиатский газ в связи с решением стран региона перейти на европейский уровень цен с 2009 г.

По словам начальника управления по работе со странами ближнего зарубежья "Газпрома" Анатолия Подмышальского, Украине и РФ следует подписать новое долгосрочное газовое соглашение. "Вся база значительно устарела", - сказал А.Подмышальский, напомнив, что речь идет о 11 документах.

С 1 января 2009 г. ОАО "Газпром" и НАК "Нафтогаз Украины" переходят на прямые поставки газа в Украину, о чем сообщила премьер-министр Юлия Тимошенко по итогам переговоров в Москве 2 октября с.г., которые завершились подписанием меморандума о сотрудничестве с РФ в газовой сфере. "С 1 января RosUkrEnergo выметается с рынка, - подчеркнула премьер. - Именно "Газпром" берет на себя обеспечение баланса газа Украины".

Премьер-министр отметила, что переход украинской экономики на европейские цены на газ будет проходить на протяжении трех лет. Это касается и увеличения цены на транзит газа, добавила она.

Ю.Тимошенко также сообщила о договоренности во время переговоров в Москве, что "Нафтогаз" будет выступать единым импортером всего природного газа, поставляемого Украине. Помимо этого, стороны поддерживают намерения "Нафтогаза" и "Газпрома" осуществлять совместно экспортные поставки газа, в том числе те объемы, которые могут находиться в подземных газовых хранилищах и которые являются свободными от использования на внутреннем рынке Украины.

По мнению председателя правления НАК "Нафтогаз Украины" Олега Дубины, в 2009 г. цена на российский газ для Украины не превысит 250-300 долл. за 1 тыс. куб. м. Такая цена реальна, поскольку были достигнуты договоренности о переходе на рыночные цены на поставку газа в Украину в течение трех лет, сказал он.

Напомним, 27 июня с.г. глава "Газпрома" Алексей Миллер заявил, что в случае закупки газа в Средней Азии по европейским ценам для Украины его стоимость может возрасти до 400 долл. за 1 тыс. куб. м. Ранее Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев предупредил Президента Украины Виктора Ющенко о "существенном" росте цены на газ с 1 января 2009 г. Глава российского государства отметил, что "рост будет существенным и связан с ростом мировых цен". В свою очередь, В.Ющенко заявил о желании Киева не затягивать переход к рыночным ценам на газ.

Сегодня газ в Украину поставляет компания RosUkrEnergo. Согласно подписанным контрактам в 2008 г. компания поставит в Украину 49,8 млрд куб. м газа по цене 179,5 долл. за 1 тыс. куб. м.

Как избежать выборов без выбора

 

Политическая ситуация в стране все больше напоминает нарыв, который норовят вскрыть хирургическим путем. Стремление отдельных политиков к досрочным парламентским выборам вряд ли будет уравновешено нежеланием других испытывать судьбу. Парадокс ситуации в том, что идея переизбрания парламента не пользуется популярностью, хотя и сам законодательный орган славы и популярности у избирателей не снискал.

На сегодняшний момент украинский политикум развивается под воздействием двух векторов: желания Виктора Ющенко лишить Юлию Тимошенко премьерского портфеля и стремления премьера на максимально продолжительный срок сохранить за собой рычаги реальной власти в стране. Все остальное - декорации и мишура, и даже крупные политические силы (Партия регионов, например) зачастую выступают в роли статистов. При этом главы государства и правительства вынуждены действовать в системе координат, сформированных политической реформой 2004 года. И Ющенко, и Тимошенко неоднократно выказывали свое недовольство ею, но так и не смогли предпринять реальных мер по формированию сбалансированной системы государственного управления.

Опыт проведения прошлогодних досрочных выборов Верховной Рады свидетельствует, что реальный старт этому процессу даст не президентский указ, а консенсус ведущих парламентских сил. В нынешних условиях проведение внеочередных выборов законодательного органа может стать бессмысленным и беспощадным для страны. Существующие правила игры не позволяют надеяться на кардинальные изменения. Например, маловероятно, что в невыгодном для себя положении вновь захотят оказаться наученные горьким опытом пребывания в оппозиции регионалы. Да и БЮТ, декларирующий желание и способность набрать 51% голосов избирателей, не станет спешить нырять в скоротечную кампанию, скрытая цель которой - удаление Тимошенко с поста премьера - очевидна для всех, кто интересуется политикой. С другой стороны, у президентского Секретариата отсутствуют предубеждения относительно возможности переноса даты голосования. Пока Банковой удалось ассиметрично отреагировать на создание ситуативного альянса БЮТ и Партии регионов, угрожавшего президентскому спокойствию. Демонтаж коалиции демократических сил был выполнен четко и слаженно, и инициатива оказалась в руках Ющенко и его команды.

Вряд ли президентские стратеги не понимают, что сегодня наступило время для большой политической игры. Она не ограничена рамками законодательства и нормами морали, более того - в случае успешной реализации может стать прецедентом для следующих поколений украинских политиков. Речь о том, что, шантажируя законодателей возможностью роспуска парламента, президент Ющенко мог бы добиться внесения серьезных изменений в законодательство. Эти преобразования, надо сказать, не назрели, а уже перезрели. Действительно, для них потребуется немало времени, но игра будет стоить свеч.

Об отмене нормы о необходимости формирования коалиции для обеспечения легитимности парламента уже заговорили бютовцы, публично исстрадавшиеся от непоследовательности своих политических партнеров. Закрытые списки для участия партий и блоков в парламентских выборов также зарекомендовали себя в качестве явления, убивающего парламентаризм. Обе нормы - о создании коалиции и о закрытых списках - были механически перенесены из законодательства демократических государств, и не учитывают ни уровня развития отечественной политической системы, ни традиций политической культуры. Мажоритарные выборы или открытые пропорциональные списки - не столь принципиально, но сохранение закрытых списков сделает Раду еще более непопулярной. Необходимо избавиться от двузначности толкования процедуры роспуска Верховной Рады, сделать ее понятной среднестатистическому гражданину, имеющему право знать, что происходит на Печерских холмах. Полезной будет и политическая дискуссия о размерах проходного барьера на парламентских выборах, равно как и ликвидация бездействующих и законсервированных политических партий.

Изменений потребует и политическая мораль. Симпатии и идеологические убеждения слуг народа зачастую меняются с калейдоскопической быстротой, избиратели просто не успевают отметить для себя смену окраса того или иного президентского фаворита, враз ставшего оппозиционером. Украинским политикам хорошо бы приучиться начинать новую жизнь не с занятых в старом качестве позиций, а с нуля. Тогда мы и отставки министров по политическим или моральным мотивам, привычные для Европы, увидим, и от смены и без тонкого слоя государственных управленцев после каждых выборов откажемся.

Готов ли президент Ющенко к такой продолжительной политической процедуре? Не стоит сомневаться, что у него есть соблазн досрочными выборами Верховной Рады решить несколько собственных проблем. Но в таком случае Виктору Андреевичу придется смириться с тем, что последний отрезок своей каденции он проведет в неблагоприятных условиях - непопулярный Президент, желающий остаться на второй срок, мобилизует своих оппонентов. Надо сказать, что у главы государства есть все предпосылки попытаться убедить парламентариев в необходимости согласованных действий по модернизации законодательства. Политическая реформа 2004 года, как все помнят, была проголосована в условиях бушующей оранжевой революции. Сегодня же страна оказалась на пороге затяжной избирательной кампании, проведение которой без изменения существующих правил теряет всякий смысл. Аргументом для участия остальных участников политического процесса в модернизации законодательства и системы управления могло бы стать повторение схемы 1994 года: проведение парламентских и президентских выборов с разрывом в несколько месяцев. Тогда бы в январе 2010-го победитель имел бы шанс получить все. Рискнет ли Ющенко? Рискнут ли его конкуренты и оппоненты? По всей видимости, для начала им придется преодолеть взаимное недоверие, а это сегодня куда сложнее разработки новых законов.

[07.10.2008 12:10] Евгений Магда (http://www.unian.net/rus/)

 

 

 

Поделиться:

Дата: