Новый курс на Москву: что станет основной темой первого визита главы Узбекистана в Россию
- Владимир Путин и Шавкат Мирзиёев
- РИА Новости
Президент Узбекистана пробудет в российской столице до вечера среды. За это время лидеры планируют обсудить основные вопросы двусторонних отношений политического, экономического и культурного характера, а также подписать ряд межгосударственных и коммерческих соглашений.
Напомним, Шавкат Мирзиёев занял пост президента Узбекистана после 26 лет бессменного правления Ислама Каримова. После смерти Каримова в сентябре 2016 года исполняющим обязанности главы государства стал спикер Сената Нигматилла Юлдашев, но уже через несколько дней он уступил эти полномочия премьер-министру Шавкату Мирзиёеву. По итогам состоявшихся в декабре выборов Мирзиёев набрал 87,89% голосов при явке в 88,61%.
Узбекистан остро нуждается в политических и экономических реформах — это отмечают все эксперты. Новый лидер республики разделяет такую точку зрения и уже наметил вектор преобразований. Следует отметить, что общий курс на рыночную либерализацию был обозначен ещё при Исламе Каримове, об этом говорится в отчёте Всемирного банка.
Новый президент стремится ускорить реформирование экономики при одновременной демократизации политической сферы.
СМИ должны покончить с бездумным «ура-патриотизмом», а чиновникам следует быть ближе к народу, считает Шавкат Мирзиёев. Одним словом, Узбекистан сегодня стоит на пороге больших перемен, которые могут затронуть все сферы общественной жизни, а также отношения Ташкента с другими странами.
Миграция террора
Одной из тем визита Шавката Мирзиёева в Москву станет трудовая миграция. Его предшественник Ислам Каримов считал трудовую миграцию в Россию «отвратительным» явлением и называл узбекских граждан, подавшихся в РФ на заработки, «ленивыми» людьми. Ташкент нередко игнорировал проблемы узбекских мигрантов, не особенно активно отстаивая интересы своих сограждан, хотя, по данным за 2016 год, в России находились почти два миллиона узбеков.
- РИА Новости
Очевидно, что новые власти Узбекистана не станут закрывать глаза на миграционную проблему. 2 апреля министр труда Узбекистана Азиз Абдухакимов посетил Многофункциональный миграционный центр в Москве.
«Мы заинтересованы в том, чтобы наши граждане, находясь на территории Российской Федерации, соблюдали российское законодательство, а платя налоги и внося свой вклад в развитие российской экономики, они должны быть в полной мере защищены», — отметил министр.
Россия, со своей стороны, также готова к сотрудничеству с Узбекистаном в этой сфере. И дело не только в экономических последствиях миграции: не секрет, что немалая часть задерживаемых на территории РФ сторонников «Исламского государства»* являются выходцами из Узбекистана и других среднеазиатских государств.
К примеру, предполагаемый исполнитель теракта 3 апреля в Санкт-Петербурге является уроженцем Киргизии.
Экономическая неустроенность, закостенелость политической системы, наличие общей границы с неспокойным Афганистаном — целый ряд факторов привёл к росту радикального исламизма в Средней Азии.
Власти Узбекистана справляются с проблемой при помощи достаточно жёстких мер — внимание правоохранительных органов может привлечь даже подозрительная причёска человека, введены ограничения на посещение мечетей. В результате радикалы «выдавливаются» в соседние страны.
Исправить ситуацию может плотное сотрудничество с Ташкентом — обмен оперативной информацией между странами позволит предупредить деятельность потенциальных террористов. В ноябре 2016 года министр обороны РФ Сергей Шойгу встретился со своим узбекским коллегой Кабулом Бердиевым. Министры подписали договор о развитии военно-технического сотрудничества, на днях документ был ратифицирован президентом Узбекистана.
Одна из целей соглашения — совместная борьба против террористических организаций.
В сентябре глава МВД Узбекистана Адхам Ахмедбаев присоединился к решению Совета министров внутренних дел СНГ о разработке межгосударственной программы по борьбе с транснациональной преступностью, в том числе террористической направленности.
Плотное сотрудничество силовых структур РФ и Узбекистана позволит снизить криминогенные издержки от миграции. Кроме того, существуют административные инструменты, регулирующие миграцию.
Как пояснил RT эксперт по Среднему Востоку и Центральной Азии Александр Князев, сейчас в Узбекистане разрабатывается проект государственного набора трудовых мигрантов. «То есть граждане, выезжающие на работу в Россию, будут ещё в Узбекистане проходить отбор на предмет знания языка, владения профессиями, а также будут проверяться на благонадёжность в плане экстремистских настроений. Такие меры помогут обеспечить безопасность», — пояснил специалист.
В Узбекистане не первый год существует Агентство по вопросам внешней трудовой миграции, дающее разрешение на выезд трудовых мигрантов из страны. Но при этом многие мигранты прибывают в Россию нелегально, в обход официальных процедур.
По мнению экспертов, наиболее эффективно миграционный поток регулируется не административными мерами, а экономическими факторами.
Если реформы Шавката Мирзиёева дадут результат и экономическая ситуация в республике улучшится, то приток гастарбайтеров в Россию поредеет.
Кроме того, приостановить миграцию могло бы введение Россией визового режима с Узбекистаном, но такой шаг сегодня даже не рассматривается Москвой.
Региональный разворот
Ислам Каримов делал ставку на многовекторный курс во внешней политике, провозгласив внеблоковый статус Узбекистана. Новый президент Шавкат Мирзиёев в целом придерживается той же стратегии, но акценты расставляет по-своему.
Очерёдность первых визитов лидера республики свидетельствует о том, что основное внимание он намерен уделить региональному сотрудничеству — побывав в Туркмении и Казахстане, Мирзиеёв направился в Россию. О визите в США пока речи не идёт: отношения с Вашингтоном — не приоритет для Узбекистана.
Напомним, что Узбекистан в последние годы не участвовал в российских интеграционных проектах. Дважды республика выходила из ОДКБ — сначала в 1999 году, затем, после повторного вступления в 2006-м, снова приостановила своё членство в организации уже в 2012 году. Параллельно Ташкент сократил военное сотрудничество не только с Москвой, но и с Вашингтоном — в 2005 году последний американский самолёт покинул авиабазу в Ханабаде.
«Если ситуация в соседнем Афганистане обострится, то Ташкент может задуматься о вступлении в ОДКБ. Однако пока такой вопрос не стоит», — отметил в интервью RT политолог, эксперт по Средней Азии Дмитрий Александров.
По мнению Александра Князева, вступление Узбекистана в ОДКБ или ЕАЭС однозначно исключено.
«Основные принципы во внешней политике Ташкента неизменны — это приоритет двусторонних отношений над участием в каких-либо международных организациях», — добавил Князев.
Отметим, что при этом Ташкенту удалось договориться с Россией о поставках вооружения по закупочной цене. Об этом стало известно летом 2016 года. Как сообщили в министерстве обороны Узбекистана, оружие будет поставляться по таким же ценам, как и для российской армии. РФ, со своей стороны, заинтересована в укреплении обороноспособности Узбекистана: если страна будет атакована исламистскими отрядами со стороны Афганистана, это может привести к дестабилизации всего региона.
Российские инвестиции
Накануне визита Шавката Мирзиёева в Москву компании Узбекистана и России заключили контракты на общую сумму более $3,5 мрлд. В ходе этой поездки запланировано подписание соглашений ещё на $16 млрд, об этом сообщил прессе первый заместитель премьер-министра Узбекистана Ачилбай Раматов. Большая часть контрактов касается добычи и переработки полезных ископаемых на территории Узбекистана.
В частности, интерес к местным месторождениями проявляет «Газпром»: компания рассчитывает принять участие в разработке месторождения «Джел» в Кунградском районе Узбекистана, а также приобрести в 2017 году 5 млрд кубометров узбекского природного газа.
- © neftegaz.ru
Несмотря на обширные планы по экономическому сотрудничеству с Россией, Узбекистан вряд ли пожелает вступать в ЕАЭС.
«Нынешнее руководство будет отдавать приоритет двусторонним отношениям — не думаю, что Узбекистан готов присоединиться к какому-либо интеграционному проекту, — считает Дмитрий Александров. — В то же время привлечение инвестиций — сегодня приоритет для Узбекистана, возможно, что будет активизирована работа над общей зоной свободной торговли СНГ».
Напомним, что по итогам 2016 года товарооборот между Узбекистаном и Россией составил $4,2 млрд, максимум же был зафиксирован в 2012 году — $7,8 млрд. В 2017 году стороны рассчитывают довести товарооборот до $5 млрд., об этом в феврале заявил министр внешних экономических связей, инвестиций и торговли Узбекистана Эльер Ганиев. Достижению этой цели поспособствуют подписываемые в эти дни соглашения.
По словам Александра Князева, объём узбекско-российских отношений велик, просто из-за информационной политики Узбекистана это не очень афишируется.
«Сейчас открываются дополнительные окна возможностей в экономическом сотрудничестве с Узбекистаном. Это горная металлургия, нефтегазовая отрасль и т.п. Россия в этом отношении вне конкуренции: у нас много общих технологий, знание языка, географическая близость. Это не политические колебания, а сугубо прагматические действия. Вообще, внешняя политика Узбекистана строится исходя их экономической целесообразности, хотя до недавнего времени Узбекистан не занимался целенаправленно привлечением инвестиций. Сейчас многие вопросы, в частности, связанные с валютной сферой, решаются. Мирзиёев — хозяйственник, вся его активность направлена на экономику», — пояснил эксперт.
Поделиться: